Урок по ОПК на тему :Как христианство пришло на Русь ( с презентацией)
Тема урока: Как христианство пришло на Русь (№ 18)
Цель урока: познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; осмысление учащимися факта Крещения Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи урока:
Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; познакомить с личностью князя Владимира как реформатора.
Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; создать условия для развития и раскрытия творческих способностей, учащихся средствами изобразительного искусства; развитие образного мышления; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал.
Воспитывающая: способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.
Персоналии и даты: княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир, принцесса Анна, 988 г.
Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в IX-XI», слайдовая презентация, ноутбук, мультимедиа проектор.
Тип урока:
Комбинированный урок с использованием ИКТ.
Ход урока
1.Организационный момент урока.
2.Изучение новой темы.
Слайд 2
Рассмотрите картину В.Васнецова. Что на ней изображено? Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.
Учитель:
Знаете ли вы откуда и когда (из какой страны и в какое время), христианство пришло на Русь?
Кто был тот человек или правитель, который решил установить православною веру в нашем государстве?
По каким объективным причинам была выбрана именно эта религия?
Какое значение имело крещение Руси для отдельного человека, для народа и государства в целом?
Учитель: Выяснить ответы на эти вопросы и будет основной целью нашего занятия.(учащиеся записывают тему и цель урока в тетрадях)
Слайд № 3-4:
(рассказ учителя)
Учитель: До принятия христианства у наших предков славян была языческая религия, которая не удовлетворяла князя. Славяне верили во множество богов, обожествляли и поклонялись силам и духам природы, считали, что многие природные предметы (например, камень, дерево, ручей) обладают сверхъестественной силой.
В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович.
Родился князь Владимир в 963 году. Отцом его был князь Святослав Игоревич, матерью простолюдинка Малуша, родом из города Любеча.
Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой.
Слайд 5-6:
Учитель: В первые годы своего единоличного правления князь Владимир ничего резко не менял в жизни страны. Язычеству он скорей покровительствовал и, на удивление христиан, даже воздвигал новых истуканов. Но потом все изменилось, во второй половине 80-х годов X века он стал делать первые, пока еще очень осторожные шаги, ведущие к крещению. Преимущества веры Христовой становились для него все очевиднее, тем более что в самом Киеве среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников, начиная со времен Аскольда и Ольги, было достаточно много христиан. В прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии — единобожию.
- Ребята вы внимательно меня слушали, с какими новыми словами вы сейчас познакомились?
Откройте свои словарики и запишите значение новых слов.
Язычники - люди, которые верят во множество богов и поклоняются силам природы.
Князь - правитель древней Руси
Учитель: Владимир не сразу пошел на введение христианства, ведь принятие новой веры было таким важным событием, но лично для себя он уже принял решение. Вопрос о перемене религии не мог быть решен одним распоряжением князя, вопреки воле «мужей» из княжеской дружины. Помня о нежелании отца принять крещение, чтобы не рассориться с дружиной, Владимир, прежде всего своему ближайшему окружению должен был показать политическую и практическую необходимость принять религию, завоевавшую уже весь цивилизованный мир. В конечном счете, князь Владимир, поддержанный соратниками, решил обратиться в Православие. Тем более что Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но, прежде всего, давние торговые, политические и даже религиозные контакты. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство".
Просмотр видео фрагмента, как князь Владимир выбирал религию и крестил Русь.
1.Что вы узнали из этого видео фрагмента? (О чем было повествование?)
2. Каким образом князь Владимир избирал новую веру?
3. Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?
4. Какую роль сыграл авторитет княгини Ольги в выборе православной веры?
5. Какой был выбор князя?
Учитель:
Словарная работа:
крещение-это присоединение к церкви,……..
Слайд № 7 - 8:
Учитель: Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 988 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); вместе с князем крестилась и часть его дружины. При Крещении князь Владимир был наречен Василием. Василий переводится с греческого как «царский». После этого Владимир женился на царевне Анне, сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII. До того ни один русский князь никогда не заключал брак с представителями «царской крови» из византийской династии. В память о поражении язычника Владимира и рождении христианина Василия он поставил в Корсуни на насыпной горе церковь. Покидая город и отправляясь домой в Киев, он взял с собой нескольких корсунских священнослужителей, а также иконы и церковную утварь, необходимые для устроения будущих киевских храмов.
Слайд № 9-10
По прибытии в Киев, Владимир первым делом окрестил своих сыновей и освободил от обязанностей супругов своих языческих жен. Затем князь приказал разгромить и уничтожить деревянных идолов. Они были изрублены в щепки и сожжены. Идола бога Перуна привязали к конскому хвосту и потащили к Днепру. Процессию сопровождали 12 воинов, которые били кумира палками, чтобы изгнать из него бесов. Перуна проволокли и бросили во владениях печенегов. Таким образом, главный языческий бог был отправлен в изгнание.
После ниспровержения кумиров Владимир велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Наступило незабываемое и единственное в своем роде утро крещения киевлян. Накануне князь Владимир велел объявить по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Священное желание князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцом и Святым Духом». Там, при впадении речки Почайны в Днепр, над зашедшими в воду людьми – мужчинами, женщинами, детьми – греческие («царицины») и корсунские священники совершили обряд крещения.
Жизнь князя Владимира делится на два периода – до и после Крещения. Первый период был очень коротким – до 25-летнего возраста. Это время Владимир жил, как язычник,
Физкультминутка:
Учитель задаёт вопросы.
Кто согласен – встали
Кто не согласен - сели
Вопросы:
Перун – это бог грома и молнии (да)
князь Владимир крестился в Киеве (нет)
Крещение князя состоялось 988 году? (да)
Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)
Работа с учебником «Основы православной культуры» стр. 60
Учитель: Прочитайте на стр.60 тест учебника и ответьте на вопросы:
Почему Русь стали называть Святой Русью?
Какие ценности проповедует христианство?
Чему оно учит нас?
Слайд № 11-13:
Учитель: Событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа. Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. Священники из Болгарии Кирилл и Мефодий - принесли на Русь азбуку и книги. На Руси появились монастырские и княжеские школы, началось каменное храмовое строительство, появилась мозаика фресковая живопись, церковное песнопение. Христианство способствовало укреплению государственной власти, развитию государственного законодательства. Укрепляются международные связи Руси Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. Христианство укрепляло семью, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, детям, к человеку вообще. Религия провозглашала общечеловеческую мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как самого себя"), равенство всех перед Богом. Для них наших предков, вчерашних язычников стало ясно, что целью кратковременной земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и спасти свою бессмертную душу.
Учитель:
Словарная работа:
церковь в переводе с греческого означает «дом Господа». Оно может относиться как к зданию - храму, так и к сообществу верующих людей.
Подведение итогов:
Учитель: Предлагаю Вам проверить, какие знания Вы получили сегодня на уроке
Слайд № 14-15:
Рефлексия.Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке?
Слова «Церковь» и «храм» - это синонимы. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?
Как произошло Крещение Руси?
Как вы понимаете выражение «Святая Русь»?
Итог
Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли понять истинный смысл православной культуры и ее значение для русского народа.
Домашнее задание:
1. Вопросы и задания на странице 61.
2. Подготовить мини-сообщение на тему (по выбору):
«Какое имя дал русский народ князю Владимиру? » или
«Как крещение затронуло богослужение, книгоиздательство, образование, быт людей?»
Спасибо всем за урок, всего вам самого наилучшего!
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 4 5
1 Этап актуализации знаний и постановка учебной задачи учитель подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач Учащиеся формируют тему и цели урока 3
2 Изучение нового материала
Рассказ учителя, демонстрация слайдов презентации Слушают учителя, просмотр презентации 5
3 Задает вопрос, демонстрирует видео фрагмента Просмотр видео фрагмента 4
4 Переход к практической
части
формируют вид деятельности учащихся, задает вопросы Отвечают на вопросы в соответствии с целью и формой диалога, определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение к событиям и действующим лицам 5
5 Изучение нового материала
Рассказ учителя, демонстрация слайдов презентации Слушают учителя, просмотр презентации 5
6. Физкультминутка 2
7. Практическая часть формируют вид деятельности учащихся, задает вопросы Чтение учебника размышляют, отвечают на вопросы, формулируют и аргументируют собственную точку зрения 5
8. Изучение нового материала
Демонстрирует слайды, рассказывает о значении принятия христианства Слушают учителя, просмотр презентации 4
9. Подведение итогов
Выполнение тестовых заданий по изученной теме Закрепляют, обобщают и систематизируют полученные знания 5
10. Итог урока Учитель проводит рефлексию через анализ и обсуждение пройденного материала Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) 4
11. Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. 3