Презентация к статье Осуществление познавательной деятельности школьников на основе задачного подхода для формирования профессиональных компетенций (вопросы методики преподавания физики).


Осуществление познавательной деятельности школьников на основе задачного подхода для формирования профессиональных компетенций (вопросы методики преподавания физики). ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основная педагогическая задача:организация условий, инициирующих деятельность учащихся Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержанияобразования Как учить?Обновлениетехнологий образования Ради чего учить?Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Свойства учебной деятельности Результаты обучения В жизни постоянно приходится решать проблемы! Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников2. Учитель объявляет новую тему3. Учитель объясняет новую тему4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. При работе в задачной форме обучения учитель ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового, заранее рассказанного учителем способа действия, но в то же время имеют достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях или по-новому их комбинируя, учащиеся способны прийти к правильным выводам. В системе мыследеятельностной педагогики задачная форма обучения (ЗФО) представляется той технологией, с помощью которой педагог имеет возможность ввести ребёнка в процессы мышления (порождения нового способа действия). Задачная форма взаимодействияучитель-ученик Задачная форма обучения – это технология развития мышления и формирования профессиональных компетенций. При ее использовании происходит следующее:  формой деятельности является ситуация учения-обучения.  Личностные качества школьников - предмет специальной работы учителя. Умениеподвести исходные данные и полученный результат под общепринятые нормы и правила – производственные стандарты Преобразование исходных данных Перевод единиц измерения в СИ 3 Представление исходных данных в системе Краткая запись условия задачи 2 Умениевыделить исходные данные, установить достаточно ли исходных данных для решения поставленной задачи. Анализ массива информации. Чтение условия задачи 1 Прикладной аспект деятельности Формируемый навык Совершаемые действия Этап Деятельностный подход при решении физических задач Умениеграмотно распределить людские и производственные ресурсы для поиска выхода из возникшей проблемной ситуации. Поиск оптимального решения Установление количественных зависимостей между величинами 5 Умениевыделить главные и второстепенные вопросы, установить последовательность действий для разрешения проблемной ситуации, затруднения, конфликта Определение задачной ситуации. Установление путей ее решения, анализ допущений, упростивших поиск решения Определение физической ситуации предлагаемой к решению 4 Прикладной аспект деятельности Формируемый навык Совершаемые действия Этап Деятельностный подход при решении физических задач Учет ошибок, оценка позитивного результата, прогнозирование последствий от принимаемых решений с учетом накопленного опыта. Критическая оценка полученного результата: достоверность, возможные изменения при учете факторов, которыми пренебрегли Анализ полученного результата 7 Прогнозированиерезультата принятых решений Осуществление операций с массивом данных Выполнение вычислений 6 Прикладной аспект деятельности Формируемый навык Совершаемые действия Этап Деятельностный подход при решении физических задач * Заключительные позиции Задачная форма организация познавательной деятельности предполагает условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия задание для детей обязательно должно содержать трудность задание для детей должно включать знания и способности, сформированные ранее знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации Установление причинно-следственных связей, прогнозирование возможных событий при анализе исходных данных Отработать понимание плотности вещества, действия силы тяжести, условие равновесия На одну чашку уравновешенных весов положили железный кубик, а на другую – деревянный шарик. Шарик перетянул. Почему? Профессиональный навык Учебная задача Условие Формирование профессиональных навыков при решении физических задач. Сравнение исходных данных, выделение существенных свойств объекта исследования, отличать верное утверждение от ошибочного. понимание смысла понятий причина и следствие и умение отличить их друг от друга в конкретных физических ситуациях. Объедините два утверждения таким образом, чтобы получилось верное с физической точки зрения утверждения используя союзы потому что или поэтому:1. масса стального кубика больше массы деревянного кубика такого же объема;2. плотность стали больше плотности дерева. Профессиональный навык Учебная задача Условие Формирование профессиональных навыков при решении физических задач. Умение анализировать ситуацию, выделять общие признаки, осуществлять классификацию, находить противоречия в предлагаемом массиве информации Классификация, сравнение, соответствие,выделение общих свойств, признаков, противопоставление Составьте группы на основании сравнения и выделения общих признаков:Какое слово, на ваш взгляд, лишнее в следующем перечне: время, путь, площадь, метр, скорость? Почему вы выбрали именно это слово? Профессиональный навык Учебная задача Условие Формирование профессиональных навыков при решении физических задач. * Таким образом: создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников;присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.