Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.


Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации.
Учитель-дефектолог: Шелестова Н.Н I квалификационная категория
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья" РТ

На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь.
В отличие от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву.
Но, сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора кохлеарного импланта ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. Главная цель реабилитации детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Для этого послеоперационная реабилитация включает следующие компоненты:
1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.
2. Развитие слухового восприятия и речи.
3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).
4. Психологическая помощь ребенку и его близким родственникам.
Первое включение и настройка речевого процессора у детей достаточно сложный процесс, поскольку они не могут дать отчет о своих ощущениях, даже если они имели слуховой опыт. Именно поэтому необходимы специальные педагогические занятия по выработке условно-двигательной реакции на сигнал.
Занятия по развитию слухового восприятия у ребенка важно начинать на предоперационном этапе и продолжать после операции (через неделю после снятия швов) до включения речевого процессора. Главная цель занятий на этом этапе - подготовка к включению кохлеарного импланта, т.е. выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В процессе этих занятий ребенок также приучается к систематической работе, у него формируется усидчивость, навык прислушивания.
При развитии слухового восприятия с помощью речевого процессора у детей используются те же приемы и методы, как и при работе с детьми со слуховыми аппаратами, но результат при этом достигается несравнимо быстрее. У ребенка с КИ необходимо развивать слуховое восприятие по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз).
Дети с кохлеарной имплантацией быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. Во всех заданиях по развитию слухового восприятия должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он воспринимает их только на слух.
При систематической работе педагогов и родителей слуховые возможности у детей после кохлеарной имплантации развиваются намного быстрее, чем с обычными слуховыми аппаратами.
В течение первого месяца после первого включения речевого процессора и занятий большинство детей может различать на слух такие качества звука как «тихий-громкий», «длинный-короткий», слова, различающиеся числом слогов.
Для того чтобы ребенок смог понимать речь, он должен овладеть языковой системой. Цель этих занятий - овладение значением слов и накопление словаря. В отличие от тугоухих детей с обычными слуховыми аппаратами быстро растущие слуховые возможности ребенка с кохлеарными имплантами в целом позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов - окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания.
Результаты развития устной речи у детей различны. Однако, при условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения, ребенок начинает активно имитировать просодические характеристики речи окружающих людей. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов. Через 2 года после операции у ребенка формируется связная речь, позволяющая детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, читать стихи, петь песенки. Это опережает сроки формирования речи у тугоухих детей раннего возраста.
Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому с детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций, они основаны на возрастных и программных требованиях и включают развитие:
- двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);
- восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);
- внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость)
- памяти (слуховой, зрительной, двигательной)
- воображения;
- мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.)
- эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).
Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов и близких ребенка.