Презентация. Матрёшка-душа России. История происхождения. Разнообразные виды матрёшек.
Матрёшка-душа России
1.Введение. История происхождения.2. Разнообразные виды матрёшек. 3. Современная авторская матрёшка.4. Русская матрёшка – символ любви и дружбы.5. Матрёшки.6. 2001 год – открытие музея матрёшки в Москве. План
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
Введение
style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
История происхождения Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества? Попробуем ответить на эти и другие вопросы. С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет! Прообразом матрешки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.
Деревянная расписная кукла появилась в России в 90 – х годах XIX века. В это время стал активно появляться интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок. Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918гг.), крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств собрал вокруг себя группу видных русских художников. Среди них были И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие. В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы н6ародного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. По эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане. (XIX век.) Матрешка Малютина представляла собой круглолицую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с черным петухом в руках.
Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В. Малютина, состояла из восьми кукол - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец. Идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного старика, мудреца Фукуруму с вложенными внутри несколькими фигурками. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник – монах.Первую матрешку изготовил сам художник Малютин. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных кукол освоили в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Их вытачивали на токарном станке.Город Сергиев Посад возник вокруг монастыря – Троице – Сергиевой лавры, основанной в 1340 году монахом Сергием Радонежским. По преданию первую деревянную игрушку вырезал сам Сергий Радонежский. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Даже у детей царской семьи были игрушки из Сергиева Посада («потешные возки» с конями, «красные ложки»).
Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространённому в народной среде. В основе этого имени Латинское слово «матер» - мать. И сегодня матрешка остается символом материнства.Кроме матрешек, изображавших реальных людей своего времени, распространились куклы по мотивам литературных произведений. В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы матрешки, которые изображали Кутузова и Наполеона. Внутри у них были фигуры военачальников. Расписывали матрешки по мотивам сказок и былин: «Царь Додон», « Царевна - лебедь», «Конек – горбунок». Сергиево – Посадские матрешки имели от двух до двадцати четырех вкладышей. Самой большой считается 60 – местная кукла, выточенная в 1967 году.
Благодаря популярности этой матрешки в России стали возникать и другие центры по её изготовлению и росписи: в Семенове, Полховском - Майдане, в Вятке, Твери, Йошкар – Оле и других местах. У каждой из них свой стиль и роспись. Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами – ягодами.Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал – мала меньше. Про матрешку придумали потешку: Шли матрешки по дорожке, Было их немножко: Две Матрены, три Матрешки И еще Матрешечка!.
Разнообразные виды матрёшек
Эта расписная деревянная кукла имеет столетнюю историю. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Формы и роспись первых матрешек отражали разнообразную жизнь русского провинциального городка. Девушка в сарафане или полушубке, пастушок со свирелью, бородатый старик, целое семейство с чадами и домочадцами, бояре, богатыри, исторические персонажи. Все они служили образами забавных матрешек. Сергиево – Посадская матрешка.
style.rotation
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок.Изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду, появились мастерские Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом - опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа.Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. В чем-то она была похожа, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.
Один из основных центров изготовления матрешек – город Семенов Нижегородской области. В росписи этих матрешек явно отражено влияние близкой хохломы: более условный, декоративный стиль. Семеновские мастера не стремятся точно изобразить реальных персонажей – они следуют древней народной традиции «травного» орнамента. Основой росписи служит фартук матрешки, на котором нарисован пышный букет. Часть поверхности оставляют не закрашенной. Семеновская матрешка.
style.rotation
На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”. Эти матрешки заметно потеснили загорскую матрешку, что имело свои причины. С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В 1922 году мериновкий мастер А.Ф. Майоров купил на ярмарке сергиевскую матрешку. Матрешка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на изготовление матрешки. Изготовление матрешки и по сей день остается основным ремеслом для мериновских мастеров.В 1953 году семеновкие матрешки впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешки в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись матрешки иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и безболезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.
Полховский - Майдан тоже расположен в Нижегородской области. По характеру росписи здешние матрешки напоминают детский рисунок. Краски ярки: зеленая, желтая, синяя, малиновая. Главный элемент росписи – цветок шиповника – символ любви, материнстваПолховско – Майдановская матрешка.
style.rotation
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрешек с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных матрешек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Основной элемент - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.“Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрешки, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевской матрешки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки
Современная авторская матрешкаАвторской называют матрешку, изготовленную не в том или ином определенном стиле, а выполненную профессиональным художником или любителем по собственному замыслу. В авторской матрешке может соединяться сюжетность Сергиево - Посадской матрешки с декоративностью Нижегородской. Как правило, на фартуке изображают основной смысловой элемент росписи: памятник архитектуры или пейзаж, фрагмент картины известного русского художника, сюжет народной сказки. Встречаются матрешки, расписанные в стиле других традиционных промыслов: «под хохлому», «под гжель», «под жостов», «под палех».
Как и сто лет назад, теперь в Сергиев Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями.В настоящее время русская матрёшка переживает возрождение, связанное, с огромным интересом в мире к России. Оживление экономической жизни дало возможность появления частных мастерских, по изготовлению и росписи русских деревянных кукол. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником, профессионалом или любителем. Современные художники–матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских матрёшек. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. «Русская матрешка – символ любви и дружбы». Когда дарим такой набор русских красавиц, искренне желаем любви, добра и дружбы. И мы вам тоже желаем любви, дружбы и добра.
Русская матрёшка - символ любви и дружбы
style.rotation
style.rotation
Матрешка – любимая игрушка детства. Традиционно мы привыкли, что все матрешки имеют одинаковый наряд, у каждой матрешки свой наряд. С одной стороны - это игрушка-сувенир и загадка-сюрприз. Каждый раз задаем вопрос: «А какой будет следующая матрешка? Каков её наряд?» С другой стороны вызвать – вызвать желание к индивидуальному стилю одежды. Не могут ведь бабушка, мама и дочка носить одежду одного и того же фасона и одной и той же расцветки. Должно быть чувства вкуса и индивидуальный стиль. Когда дарим такой набор русских красавиц, искренне желаем любви и добра.Приятно любоваться ими, но еще приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии. Матрешка всегда выручит, если нет подходящего подарка и некогда его искать, это хорошее украшение в вашем доме и, наконец, сам процесс росписи доставляет массу удовольствия мастеру.
Матрёшки
В начале 20 века изготовлением матрешек стал заниматься весь Сергиев Посад, а потом и город Семенов в Нижегородской губернии, и село Полхов-Майдан. Долго думать о том, как назвать новую игрушку, не стали. В конце 19 века самым распространенным женским именем в деревне было имя Матрена, уменьшительно-ласкательной формой этого имени – Матрешкой - и стали называть деревянных куколок. Впоследствии имя Матрешка стало нарицательным и обозначало уже всех деревянных кукол, которые раскладываются и состоят из нескольких фигурок.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
Почему же так полюбилась расписная красавица русскому человеку? Что являет собой русская Матрена? Ей поверяют тайны, на её фартуки перекладывают сюжеты историй, произошедших в жизни. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения. Это происходит по ряду причин. В образе игрушки удачное воплощение идеи связи человека с окружающим миром. Яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Здесь отражается взгляд на проблему бесконечности рода человеческого. В росписи матрешки платок символизирует связь создаваемого образа с небом, зачастую он синего цвета, орнаментальные мотивы рубахи, завески (передника), покромки (пояса), бусы, как бы служили своеобразными оберегами, охраняющими женщину от злых сил и недобрых напастей, окружавших ее в земной жизни. Понева матрешки - подчеркивает связь с землей, частью окружающего мира. Знатоки говорят, что черный цвет поневы означает чернозем, а клетки - земельные наделы. Полоски между клетками показывают границы земельных участков. Если в красные или желтые нити, означающие границы земельных владений, попадает синяя нить или совсем вытесняет их, это означает, что в данной местности много водоемов.В руки вкладывают ценные предметы и символы. Символы эти выражают все самое ценное и необходимое для жизни – корзины с фруктами – символ изобилия и хорошего урожая. Цветы – символ того, что наряду с трудовыми будням их в жизни., русские люди умели дружно собраться в хоровод на проводы зимы или праздник осени, и тем самым выразить благодарность природе за собранный урожай,
2001 год -Открытие Музея матрёшки в МосквеСегодня матрёшка считается одним из главных символов России.
Как и раньше, так и теперь Матрешка являет собой символ Материнства, сплоченности семьи, она учит младших почтительно относиться к старшему поколению, а убеленных сединами – гордиться своими потомками, развивает стремление прийти на помощь в трудную минуту любому из членов семьи. Это становится хорошей привычкой, и распространяется уже за пределы семьи. Дети с малых лет видят вокруг мир и доброту, они учатся приходить на помощь другим бескорыстно.Именно поэтому в росписи матрешки использованы элементы-символы семьи и плодородия. Солнце – оно расположено в области сердца - женское начало; солнце, посылая лучи, может быть животворящим для всего живого, символизируя тем самым жизнь. Так и русская матрешка - символ женского начала и материнства, посылает лучи тепла и любви всем вокруг, объединяет и ободряет. Гроздья рябины – символ семейного счастья, мира в семье. Листья – символ плодородия, а листья дуба – символ силы, мощи. Причем, не просто силы, а силы духа русской женщины.
Аист – символизирует плодородие и долголетие. Аист приносит в дом детей, а матрешка прячет в себе свою семью. Ростки – это рост и развитие будущих поколений.Цветы – здоровье, успех в делах. Желудь – плодородие и бессмертие.Спирали на косынке– бесконечные линии, как символ беспрерывного развития, продолжения рода.Важно, что испокон веков люди почтительно относились к природе, считая себя частью природы и её детищем, и Матрешка символизирует эту связь и напоминает, что человек должен заботиться об окружающем мире, так же, как и он на протяжении веков терпеливо взращивает и оберегает свое неразумное дитя – Человека.
Спасибо за внимание!