применение ролевых игр на уроках истории средних веков в 6 классе


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР СПОРТА И ОБРАЗОВАНИЯ «ОЛИМП»
КОМИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ











Применение игр на уроках истории средних веков
в 6 классе.
Пример ролевой игры.






Подготовила Шалимова Наталья Владимировна
Заместитель директора ГБОУ «Центр спорта и образования «Олимп» Москомспорта
учитель истории






Москва 2015


Нетрадиционные методы обучения завоевывают все более широкое признание в программах средних учебных заведений, лицеев и гимназий. Различные виды игр на уроках истории вряд ли можно назвать новым словом в педагогике. Монография Т. А. Кулагиной «Сто игр по истории», многочисленные статьи педагогов-новаторов в журнале «Преподавание истории в школе» свидетельство неослабевающего интереса учителей-историков к такому эффективному приему, как создание игровой ситуации на уроке. Однако, несмотря на солидный список литературы, до сих пор не существует единой терминологии и классификации различных видов игр.

Данная работа не претендует на теоретическое обобщение достаточно разнообразных мнений и классификаций учебных игр. Ее цель помочь учителю на конкретном материале учебника средних веков показать возможные варианты ролевых игр. Для этого даются краткие определения основных видов ролевых игр.

Театрализованное представление это такая форма деятельности учащихся, при которой с помощью театральных средств происходит изучение, закрепление или обобщение программного материала.
Театрализованное представление предусматривает сочетание" элементов театрального искусства (условность атрибутов, приемов театральной деятельности, необходимость соблюдения мизансцен) с педагогическим процессом (коллективность, компенсаторное распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Заранее подготовленный сценарий, наличие хотя бы минимальных театральных атрибутов, необходимость репетиций делают этот вид игры достаточно сложным для подготовки. Однако эмоциональная образность, Доходчивость, коллективная работа учащихся над представлением с лихвой окупают эти кажущиеся трудности (конкретный пример этого типа игры дан к §7, 17 и т. д.).
Одним из подвидов театрализованного представления является игра «Оживление картин». Здесь присутствуют все атрибуты театрализованного представления, но сам «оживляемый» рисунок учебника или учебного пособия становится как бы театральной декорацией, что снимает проблему костюмов (пример сценария данного вида игры приведен к §2, 3 и т. д.).
Разновидностью театрализованного представления является театрализованная игра. На мой взгляд, ее отличие от театрализованного представления в более широкой импровизации участников игры. Так же как и в театрализованном представлении,

участники распределяют роли, определяют общий ход сценария. Но в театрализованной игре присутствует элемент проблемно-дискуссионного характера, когда участники представления в ходе исполнения своих ролей пытаются высказать собственную точку зрения или мнение своего персонажа. При этом часто используются не заранее отрепетированные тексты, а импровизационные выступления. (Пример такой театрализованной игры дан в сценарии к§8).

Театрализованная игра крайне близка к следующему типу проблемно-ролевой игре дискуссионного характера. В отличие от театрализованной игры в проблемной игре происходит лишь распределение ролей и ставится проблема, решить которую призваны участники с позиций своих персонажей.

Следующим типом игр на уроках истории являются различные конкурсные игры. Некоторые из них весьма близки к театрализованным представлениям (например, конкурс экскурсоводов), но основным отличительным признаком этого вида игр является их состязательный характер. Как правило, театрализованные представления и их разновидности по своим целям выполняют задачи изложения нового материала, а иногда заменяют рассказ учителя. Конкурсные же игры носят проверяющий характер, их цель повторить и обобщить уже пройденный материал. К числу конкурсных игр можно отнести достаточно сложную деловую игру «Конкурс команд», более простые игры: «Поле чудес», «Вопрос-ответ», «Что? Где? Когда?» и т. п.

Предложенная классификация, конечно, несовершенна, она касается лишь ролевых игр и не учитывает того большого комплекса исторических игр, которые предлагает учителю, например, автор монографии «Сто игр по истории» Т. А. Кулагина.

Сразу овладеть навыками проведения ролевых игр сложно как учащимся, так и учителю. На мой взгляд, методически оправданным будет следующая постепенная «подготовка» учащихся к восприятию деловых игр:


1. Театрализованное представление по типу «оживление картин», сценарий готовится при помощи учителя.
2. Театрализованное представление с атрибутами костюмов, декораций и т. д. Основная нагрузка по составлению сценария также падает на учителя.
3. Театрализованная игра, тексты персонажей предлагается составить самим участникам.
4. Проблемно-ролевая игра, самостоятельная работа учащихся лишь корректируется учителем.
5. Конкурсные игры, элемент импровизации, умения оперировать полученными знаниями играют основную роль.

При составлении плана необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Нельзя часто использовать один и тот же тип игры в одном классе. Оптимальным вариантом является игра по одному типу 2-3 раза, т.к. первая попытка, как правило, не удается. Но не следует только на этом основании отказываться от данного типа игры.
Не рекомендуется применять любой тип игры чаще, чем 3 раза в 2 месяца.
Типы игр желательно менять: после театрализованного представления применять конкурсную игру, далее «оживление картин», а затем вернуться к театрализованному представлению и т. д.

Приведенные варианты игр рассчитаны на пробуждение творческого потенциала, как учителя, так и учащихся. Возможности творческой фантазии безграничны. Приведенные варианты игр рассчитаны на программу 6 класса, однако это не исключает возможности использования аналогичных игр и в других классах.
При составлении работы были использованы следующие статьи учителей-новаторов:
Алексеева Н. М. Преподавание истории в школе //Преподавание истории в школе. 1991. №5. С. П4-115.
Бахаиов К. А. Театрализованные игры на уроках //Там же. 1990. № 4. С.91-100.
Винницкая А. Д. Игры на уроках истории //Там же. 1989. №4. С. 130-131.
Козлова И. А. Игры на уроках истории //Там же. 1989. № 4. С. 129-130.
Короткова М. В. Проблемные игры и познавательные задания на уроках истории средних веков //Там же. 199). № 4. С. 137-144.
Кучерук Т. А. Учебные игры на уроках истории //Там же. 1989. № 4. С. 91-99.
Мыскин В. А. Пиктограммы и игры на уроках истории //Там же. 1990. № 6. С. 90-94.
Наумов Л. А. Дидактический материал по истории средних веков для 7 класса средней школы. Чебоксары, 1990. 47 с.
Петрова Л. В. Нетрадиционные формы уроков истории в V-VI классах // Преподавание истории в школе. 1987. №4. С. 20-23.
Чубукова Т. А. Игра «Что? Где? Когда?» на уроках //Преподавание истории в школе. 1990. №4. С. 116.
А также использованы материалы моей дипломной работы «Нетрадиционные методы преподавания в процессе изучения истории средних веков в школе» Пензенский Государственный педагогический институт , 1993 г.

§ 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У ФРАНКОВ Театрализованное представление по рисунку «Военный вождь с дружиной»

При изложении нового материала учитель может применить тип игры «Оживление картин». На рисунке «Военный вождь с дружиной»* изображено 7 человек. Учитель за несколько дней до урока предлагает желающим .или выбранным им учащимся заранее подготовленный текст. В дальнейшем, используя данный тип игры повторно, учитель может давать задание учащимся самим составить свое выступление.
Театрализованное представление связывается с текстом §1 учебника. Участники игры рассаживаются в таких же позах, как и на рисунке. Далее учитель предлагает представить, что на рисунке изображен вождь франков Хлодвиг со своими дружинниками и приближенными, празднующими очередную победу. О чем могли говорить и думать изображенные на рисунке люди?
Сидящий слева от Хлодвига дружинник с чашей говорит:
Я Ротбард, воин из дружины Хлодвига, предлагаю выпить эту чашу за здоровье нашего храброго вождя. Это он привел франков с берегов Рейна на плодородные равнины Галлии. Помните, как храбро сражался Хлодвиг под стенами Суассона? Жалкий Сиагрий, бывший римский наместник этой страны, трусливо бежал к вождю вестготов Алариху, но и там настигли его наши мечи. Слава Хлодвигу!

Далее в представление вступает юноша, подающий блюдо:
Я всего лишь слуга и потому вступить в разговор не могу. То, что я говорю это мой мысленный монолог. Лично я не стал бы пить за Хлодвига. Страшен и коварен Хлодвиг. На словах он не возражает против древних обычаев, а на деле делает все, чтобы реже созывать народные собрания, которые теперь превратились лишь в военные смотры. Все дела он решает сам, опираясь на дружинников. В той битве под Суассоном была захвачена драгоценная чаша, и Хлодвиг, вопреки обычаю, стал. требовать ее себе. Все испугались Хлодвига, и лишь один храбрец поднял топор и разрубил чашу, промолвив: «Ничего из этого не получишь, кроме .того, что полагается тебе по жребию». И Хлодвиг промолчал. Если бы тогда другие воины поддержали храбреца! И вот теперь, через год, осмелев, он открыто убил того воина, потому что никто уже перечить ему не в силах. Ох, злопамятен Хлодвиг!

Сидящий в правом углу дружинник Бавдрик Рыжий вступает в разговор:

Слава Хлодвигу! Храбрые дружинники! Мы должны во всем поддерживать Хлодвига. Вспомните, как делили захваченную в Галлии землю. Всем фрайкам достались небольшие наделы. А нам, своим дружинникам, Хлодвиг выделил большие участки из доставшихся ему земель римского императора. Теперь я могу не беспокоиться о хлебе насущном. Мою землю обработают римские рабы и колоны, и до того работавшие на этой земле. Мы можем воевать круглый год. Простые франки же, отправляясь на войну, постоянно думают о том, кто будет обрабатывать их клочок земли, пока они воюют. Помните Амальфреда, погибшего от отравленной стрелы? Перед смертью он плакал, как женщина, и приговаривал: «Ах, как там теперь мои дети?» Слава Хлодвигу, нам это не грозит!
Крайний слева это бывший римский рабовладелец Корнелий. Когда франки захватили Галлию, он поспешил признать власть Хлодвига.
Слава Хлодвигу! Благодарю тебя за то, что сохранил ты мои владения и оставил мне моих рабов. Я буду служить тебе верой и правдой. Мой дом и яства в моих подвалах к твоим услугам. Эй, раб, подлей-ка вождю моего лучшего вина!
Раб, наливающий вино Хлодвигу:
Я раб, и я молчу. Но я не могу не думать о неблагодарности Хлодвига. Когда полчища франков подступили к стенам нашего города, я вместе с другими рабами и колонами помогал им, надеясь, что они меня освободят. Но я как был рабом Корнелия, так и остался им.
Сам Хлодвиг ведет хитрую беседу с верным приближенным Арнальдом:
Да, власть моя велика. Но я еще не король. Я лишь один из вождей франков. Еще живы вожди Сигиберт и Рагнахар. Ты завтра же поедешь к Хлодерику, сыну вождя рипуарских франков Сигиберта. Скажи ему, что после смерти отца Хлодерик станет вождем. Когда он убьет отца, мы обвиним его в отцеубийстве, и он тоже погибнет. А потом возьмемся за Рагнахара.
Далее учитель говорит, что так все и случилось. Хлодвиг убил всех своих знатных родственников и стал единоличным королем франков. После представления учитель задает учащимся вопросы, обобщающие новый материал, дополнительно рассказывает о фактах, не вошедших в текст представления.
Приведенный вариант «оживления» данного рисунка, конечно, ме единственный. Учитель сам может написать текст, пользуясь следующими материалами:
1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. Методическое пособие по истории средних веков. М.: Просвещение, 1988. С. 30. (Далее «Методическое пособие...*).
2. История средних веков. Хрестоматия: Пособие для учителя: В 2-х ч. Ч. I (V-XV века)/ Сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко. 3-е изд. М.: Просвещение, 1988. С. 30-32. (Далее «Хрестоматия»).
3. Книга для чтения по истории средних веков: Пособие для учащихся Сост. Н. И. Запорожец; Под ред. А. А. Сванидзе. М.: Просвещение, 1986. С. 16. (Далее «Книга для чтения...»).









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615





·15