Цель: формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка. 
Проект
«Моя семья»
(средняя группа)
Актуальность: именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку.  И от того, какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Хотелось, конечно же, исправить эту ситуацию, тем самым мы придумали создать этот проект “Моя семья! Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель: формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи:
формировать у детей представления о семье, профессии родителей,
 воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о 			близких людях.
 совершенствовать стиль партнёрских отношений, развивать коммуникативные 				навыки детей, обогащать детско-родительские отношения опытом совместной 				творческой деятельности.		
Тип проекта:  долгосрочный (сентябрь-май), поисково-творческий. 
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель 			Куликова Д.С., воспитатель-специалист по ИЗО Воробьева Е.В., воспитатель-специалист 		по ФК Корниенко Г.В.
Ожидаемый результат.
Дети будут знать:
понятие семья:
о родственных отношениях
 имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; 
профессии бабушек и дедушек, своих родителей; 
прошлое своей семьи; 
смогут составить рассказ о членах своей семьи;
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; 
у них будет развито чувство гордости за свою семью. 
Родители
- будут заинтересованы в тесном продолжении сотрудничества;
у них будет развито чувство гордости за свою семью; 
будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; 
знать свою родословную, минимум до третьего колена; 
откуда произошли их фамилии; 
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в поисковой и 	художественно-творческой деятельности;
   Педагоги 
разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; 
пополнят словарный запас детей; 
будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, что будет 	способствовать тесному сотрудничеству;
Способы оценки результатов:
- наблюдение за детьми;
- коллективный анализ проекта; 
- результаты продуктивной деятельности;
- полнота и прочность знаний детей  по теме;
- участие родителей в реализации проекта;
Этапы
Формы работы 
Задачи
I
Подготовительный (разработка проекта)
Формирование проблемы: игрушечная «Бабушка», которая присутствует на протяжении всего проекта,  хочет поближе познакомиться с вами, узнать о ваших семьях и родственниках. 
Сбор информации о  семьях воспитанников.
Совместное планирование деятельности.
Определить цель и задачи.
Распределить обязанности между участниками проекта.
II
Основной
Взаимодействие с семьей
- объявление о начале проекта «Моя семья», его продолжительности, условиях участия,
-выступление на родительском собрании «Значение семьи в жизни ребенка», 
-выступление на родительском собрании воспитатель-специалист по ФК Корниенко Г.В. на тему «Роль семьи в физическом развитии ребенка», 
-игротренинг «Отношения родителей с детьми»,
-консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье –  основа воспитания положительных черт характера ребенка»,
- наглядная информация: загадки, пословицы, стихи о семье, детский гороскоп,
- создание книжки – самоделка «Моя семья»,
- консультации и тематические листы воспитателя-специалиста по ФК «Делаем вместе с ребенком», «Как приучить ребенка заниматься физкультурой», «Зарядка – это здорово!», «Движение + движения»,
-рекомендации для родителей по организации и проведению детского праздника, 
- анкетирование на тему «Мой ребенок»,
- конкурс «Семейный герб»;
-подбор материала, необходимых для реализации проекта. 		            
включить родителей в работу по реализации проекта (фотографирование, видеосъёмка, поиск информации).
Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы
-заучивание стихов о семье;
-беседы на темы: «Кем работают мои родители», «Моя семья»;
-рассматривание семейных фотографий «Моя семья, ее история»; 
- создание книжки – самоделка «Моя семья»;
-чтение художественной литературы по теме “Моя семья”: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»,   	 «Кукушка»;		
-   составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома»;	
-просмотр видеофильмов (В.Катаев “Цветик- семицветик”, р.н.с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).
- -дигры: “Кто старше?”, “У кого сегодня день рожденья?”,  “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если”.
-НОД «Расскажу вам о своей семье»;
-заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.					
- развивать устную речь; 
-обогащать словарный запас; 
-воспитывать уважение к членам семьи; 
-учить составлять описательные рассказы о семье.
Познавательно-исследовательская деятельность   
- организация выставки семейных поделок "Дары осени".
- составление словарика имён членов семьи «Что означают имена».
- составление семейных альбомов «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».
- Коллаж «Домашние любимцы».
- Оформление фотогалереи "Мои бабушка и дедушка".
- Организация конкурса "Новогодняя игрушка своими руками".
- Участие семей в городском конкурсе рисунков "Мой дом, уютно в нем", «Сохраним елочку» и т.д.
 выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Игровая деятельность         
- сюжетно-ролевые игры: “Семья”, “Дочки-матери”,»День рождения», «Магазин», «Больница» и т.д;
- игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.;
- дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?», «Назови правильно», «Дружная семья» 						
-строительные игры «Мебель для дома».									                    				   
-продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
-развивать  у детей положительное  эмоциональное отношение к своей семье, чувство гордости за принадлежность к ней;
-обеспечить детей знаниями о семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, 
-совершенствовать речь как средство общения,
-развивать уверенность в себе, чувство собственного достоинства, 
Музыкальная деятельность:
- праздник  «Осенний праздник», «Праздник новогодней ёлки», «Масленица», «Праздник для мам», и т.д.:
-игры-имитации, этюды, элементы драматизации, ритмопластика, игры-перевоплощения;
-игры-инсценировки«Три мамы», «Сказка для мамочки»  и т.д.;
- слушание: «Мама», «Подснежник» С.Прокофьева.
-разучивание и пение песен о семье «Мы с бабушкой друзья», «Мамочка любимая», «Папа может» и т.д.
 -продолжать формировать умение договариваться, помогать друг другу,
-продолжать развивать умение входить в роли героев,
-закреплять умение выполнять движения  в такт музыки.
Продуктивная деятельность:
- оформление семейных альбомов “Моя семья”;
- выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”, “Наша дружная семья”. 
- рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья», Ю.Кугач «В субботу» 
- изготовление открыток для членов семьи к праздникам 8 марта, День защитников Отечества, Новый год.
- рисование, «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом»;
- аппликация «Цветы для милой бабушки».
- лепка «Угощение к чаю».
- конструирование «Цветы для мамы и бабушки»;
- изготовление мультимедийной  презентации  «Семейные увлечения».
-продолжать развивать творческие способности детей, 
-совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с помощью разнообразных приемов лепки, рисования, аппликации,
-формировать представления о взаимосвязи этикета и эстетики.
Двигательная деятельность
- Подвижные игры «Я знаю пять имен»,  «На одной ножке по дорожке», «Здравствуй, догони», «Оленьи упряжки»и т.д.;
-Мастер-класс «Самый меткий стрелок» - метание мешочков в цель:
-«Малые Олимпийские игры» 
- праздник, посвященный дню Защитников Отечества - совместно с родителями 
- приобщить детей к здоровому образу жизни
- познакомить детей с подвижными играми народов севера.
-учить детей подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.
III
Заключительный
(презентация проекта)
Создание презентаций: «Моя семья», «Наша группа».
Семейный праздник «Вместе веселее!
-составить конспект, привлечь родителей к подготовке и проведению,
-закрепить знания детей о том, что такое семья.
Вывод: 
- проведенная итоговая беседа показала, что дети усвоили знания о  значимости семьи в своей жизни  и пробуждение чувства радости и гордости за свою семью, у детей накопились  представлений  о семье, своей родословной;
- наблюдая за детьми в повседневной жизни, удалось выявить, что дошкольникам интересно все, что связано с их семьей, они вводят в игровую деятельность традиции своей семьи (проведение совместных чаепитий, зарядки, приготовление пирога по семейному рецепту и т.д.),
- в ходе реализации проекта возрос интерес родителей к жизни детей в детском саду – это выразилось в их помощи в создании книги «Что значат наши имена», проводят беседы с детьми на семейные темы, читают книги по данной теме;
- работа в рамках проекта позволила пополнить предметно-развивающую среду группы дидактическими играми “Кто старше?”, “У кого сегодня день рожденья?”,  “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если”; а также подборкой детской литературы, картотеками стихов, пословиц и поговорок о детском саде, семье,  проблемных ситуаций по теме;    
Автор:
		Рогачева Мария Владимировна, 
 – воспитатели группы № 7  МАДОУ №18
2012г.							           
15