Влияние семейных традиций на формирование коммуникативных умений ребенка
Доклад для родителей.
Швецова Н.И.
Тема: Влияние семейных традиций на формирование коммуникативных умений ребенка.
Культура и духовность-это не только образованность. Это высокая степень цивилизованности человека, уважение законов, проявление истинной гражданственности, толерантности, правильные жизненные установки. В этом высказывании подчеркивается важность социализации и воспитания личности. От уровня коммуникативных умений личности зависит успешность его взаимодействия с окружающими людьми по общению и эффективная социализация в обществе. «Социализация-двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
В психологии выделяют три стороны становления личности в процессе социализации: деятельность, общение, самосознание- это и есть коммуникативные умения. К коммуникативным действиям относятся: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
В духовно- нравственном воспитании детей огромную роль выполняет семья- это и есть первичная социализация ребенка. В современной семье социализация ребенка происходит с опорой на личный опыт, опирающийся на традиционные формы воспитания. Главными средствами воспитания являются семейно-бытовые традиции. Под семейными традициями подразумеваются социальные установки, система ценностей семьи, взаимоотношения членов друг с другом и окружающими, нравственные идеалы, потребности семьи. Исследователи психологии определили, что ребенок до 3 лет воспитывается родительской любовью, с 3 до 6 лет- родительской школой. Дети младшего школьного возраста особое внимание уделяют нравственной стороне поведения, им свойственно желание получить положительную оценку окружающих. В этом возрасте лучше использовать методы семейной педагогики. В процессе усвоения семейных ценностей происходит разностороннее развитие ребенка: формирование доверия к людям, развитие коммуникативных умений.
Якутский народ выработал свою систему воспитания детей, обусловленными этнокультурными особенностями, социально-экономическими и климатическими. Главной целью традиционной формы воспитания народа саха является последовательное включение детей в реальную жизнь своих родителей, взрослых. Воспитание реальной жизнью – это прежде всего совместная жизнь, где действуют все разновозрастные члены семьи. Внутрисемейные отношения для ребенка - первый образец общественных отношений. В семьях с прочными контактами между взрослыми и ребенком, уважительным отношением к детям, у детей формируются такие качества как доброжелательность, коммуникативность. В традиционном якутском обществе воспитание детей в реальной жизни основывается на следующих ценностных ориентациях:
Привитие в детях с малых лет уважительного отношения к родителям, старшим членам семьи, ко всем взрослым.
Некоторые нормы поведения преподавались в виде запретов, правил. Так, например, запрещали:
перебивать взрослых, не вмешиваться в разговор взрослых, разговаривать на повышенных тонах со взрослым, перечить взрослым.
Бережное отношение к детям, исключающее физическое наказание, жестокость по отношению к ним, сочетающее любовь, уважение.
Взрослые не повышали голос, были сдержанными и терпеливыми. С любовью относились к детям, с определенной сдержанностью в выражениях чувств, предъявляя к ним определенные требования.Привитие дружелюбного, доверительного отношения к другим людям, гостям. Гостеприимство - проявление благородных моральных качеств и внутренней культуры, развивает чувство доброты и взаимопомощи, имеет большой воспитательный смысл.
Приобщение ребенка к культурным ценностям общества, к чувству языка, веру в силу слова.
Хранителями живого слова являлись сказители, олонхосуты, которые передавали из уст в уста молодому поколению духовные богатства своего народа. Детей учили не сквернословить, не говорить неразумное, следить за своим языком, не грубить, не унижать других.
Последовательное включение детей к посильному домашнему и производительному труду, привитие уважения к людям труда, бережному отношению к результатам труда. Трудолюбие считается главным критерием оценки личности.
Основными методами и средствами трудового воспитания в якутской семье служили личный пример старших членов семьи, привлечение детей к посильному участию в производственных работах, а также закрепление за ними постоянных трудовых обязанностей по хозяйству.
По мере развития общества, техники традиции народа видоизменяются, сохраняя свои этнические особенности.
С целью определения влияния семейных традиций на формирование коммуникативных умений было проведено исследование среди родителей. Из 150 родителей, принявших участие в исследовании, на вопрос « Чем любите заниматься вместе с ребенком?» 32% родителей отметили, что приучают убираться за собой, 16%- ходить в магазин, 15 %-рукодельничают, мастерят вместе с детьми,12%- стряпают, 9%- ухаживают за домашними животными,11%- собирают ягоды, 5%- рыбачат.
На вопрос «Кто начинает общение с детьми?», ответили 48% родителей - сам ребенок вклинивается в разговор, 25%- родители сами инициируют общение, 27%-дети сами начинают общение. Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются высокой потребностью быть нужным взрослым, поэтому они готовы к общению, но к сожалению, многие родители не уделяют должного времени на общение с ребенком. Если родители не ограничиваются удовлетворением нужд ребенка, но и удовлетворяют потребность в общении в процессе совместной деятельности (проявляет интерес к деятельности, доброжелательность, радость при достижениях ребенка, поощряет их ), то у ребенка появляется стремление подражать действиям взрослого, закрепляется потребность в деловом сотрудничестве со взрослыми. В таком процессе развивается самосознание ребенка.
На вопрос «Как наказываете ребенка при непослушании?», 63%-ругают, 6%-повышают голос, 8,7%- не разговаривают, 8,7%-шлепают, 7%-упрашивают. В практике народного воспитания всегда избегали прямого осуждения, больше использовали приемы, которые позволяли ребенку возможность и время подумать о содеянном, чтобы он самостоятельно пришел к нужному выводу. Это рождает веру в ребенка, уважение к его личности.
На вопрос «Как хвалить ребенка?», 39%-говорят ласковые слова, 34%-целуют, 6,5%-что-нибудь покупают,4%-ласково смотрят,15%-гладят. Предпочтение дается словесным методам воспитания, таким как беседа, убеждение, разъяснение.
Эти исследования показывают, что родители уделяют воспитанию детей недостаточное внимание. Многие молодые родители затрудняются в общении с детьми, им не хватает навыков общения. В совместной деятельности не хватает теплых, ласковых, дружеских отношений. В домашних условиях родители ограждают детей от каких-либо хлопот, забот, трудностей, принимая их на себя. Такое воспитание приводит к отсутствию у детей инициативы. Они отстраняются от обсуждения вопросов, касающихся не только семь, но и их лично.
Совместная деятельность, общение детей и взрослых обуславливает развитие коммуникативных умений детей, включение детей в детские сообщества, выстраивая в нем отношения партнерства, усваивая нормы взаимодействия с детьми и взрослыми.