Тема семейных взаимоотношений в творчестве вятских писателей
Тема семьи и семейных взаимоотношений в творчестве вятских писателей
Тема семьи, семейных взаимоотношений многогранно представлена в мировой художественной литературе. Она всегда была в центре внимания русских авторов. Нам хорошо известны ставшие хрестоматийными примеры из классики: «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Станционный смотритель», «Песнь о царе Иване Васильевиче».
Я, уважаемые коллеги, акцентирую ваше внимание на том, как можно обсуждать с детьми эту тему, опираясь на творчество наших вятских авторов. Среди представленных в разговоре имён встретятся как имена состоявшихся кировских писателей, так и достаточно новые имена авторов, только начинающих свой путь в большую литературу.
Почему я делаю акцент на этой теме? Все мы, к сожалению, являемся свидетелями того, как институт семьи на наших глазах начинает сдавать позиции, на смену семейным ценностям и нерушимым семейным скрепам, которые всегда были важны для русского мира, приходят разъединение, предательство или даже откровенная нелюбовь членов семьи друг к другу. Если ребёнку не повезло с семьёй, ему недостаёт в ней любви и внимания, и он наблюдает, как в средствах массовой информации семья становится объектом пристального внимания только тогда, когда члены семьи что-то остервенело делят или заявляют о своей ненависти друг к другу, то маленький человек получает очень искажённое представление о значимости и важности семьи в жизни человека. Очень хочется детям дать верные ориентиры и показать примеры других взаимоотношений.
В каждом классе среднего звена я провожу внеклассное чтение по произведениям вятских авторов, в которых помимо выдвинутых авторами на первый план темами и тема семейного воспитания, формирования личности под воздействием семейных ценностей, семейных взаимоотношений также присутствует.
В 5 классе работаю с ребятами над произведением Владимира Ситникова «Настин двор».
Центральная тема произведения - любовь к малой родине, но постигается она главной героиней, девочкой Настей, через ту любовь, которую дарит ей самой близкий и родной человек - бабушка.
Трудолюбие, человечное отношение к окружающим, забота о братьях наших меньших - всё это маленькая Настя «подсмотрела» и приняла как закон жизни у бабушки. Может быть, именно поэтому, говоря о будущей взрослой жизни, девочка видит себя не в городе, а в деревне, где она, как и её бабушка, заведёт хозяйство, будет близка к природе, с окружающими будет жить в мире и согласии.
Готовясь к этому внеклассному чтению, часть ребят получает задания рассказать о своих бабушках. Слова благодарности льются потоком из детских уст. Ребята отмечают безграничную любовь родных людей, душевную щедрость, желание помочь, поддержать в трудные минуты жизни. И мы все вместе приходим к выводу, что, видимо, все вятские бабушки похожи друг на друга. Удачен такой урок в преддверии Дня пожилых людей, можно предложить детям все свои тёплые слова, презентации показать в праздник бабушкам, чтобы они услышали заслуженную благодарность от внуков и внучек.
С 6-классниками мы обсуждаем повесть Владимира Крупина «Дымка».
Центральная тема произведения – сохранение традиционных ремёсел на вятской земле, в частности Дымковской игрушки, которая уже много десятилетий радует людей яркостью красок и теплотой создавших её человеческих рук.
Но не менее интересна для обсуждения и ещё одна тема этой повести - единения семьи через скрепы нравственных и моральных устоев, делающих родных людей ещё ближе друг к другу.
Главная героиня – мастерица Дымковской игрушки Шумихина - живёт в ту пору, когда ручной промысел сдаёт позиции наступающим на него штамповкам, когда гипсовая продукция тысячами выходит из жерла машин. Ни волнения, ни радости не испытывает тот, кто создаёт эту шаблонную работу, но получает при этом большие барыши.
Мастерица Шумихина приходит в отчаяние, видя, что её петушки, барышни, свистульки обходятся стороной погнавшимися за модной новинкой горожанами и сельчанами.
Наступает момент, когда она готова сжечь всё, отказаться от тяжёлого ручного труда, который забрал здоровье, не даёт прибытка, который только душу утешает.
В минуты её отчаяния опорой для неё становится сын Фёдор. Он, несмотря на свой малый возраст, понял, что «древняя глина ценнее и значимее для людей, чем модные, современные, но лишённые человеческой теплоты вещи».
Последняя главка повести имеет символическое название «Утром». Утром (т.е. на заре своей юной жизни) Федя впервые сам идёт за глиной, чтобы красота, радость, даримые игрушкой, снова оживили мать и снова попадали из её рук к людям.
Используя приём «Придумай эпилог к произведению», слышу именно те слова, на которые рассчитывала: «Это испытание сплотило семью, Фёдор стал помогать маме, сам попробовал лепить игрушки и понял, как это важно для его матери и окружающих людей», или «Фёдор всегда будет ценить в жизни то, что создано трудом и чувствами, и этому его научила мать».
В 7 классе я работаю с произведениями А. Лиханова. В частности, на уроке внеклассного чтения обсуждаю с детьми повесть автора «Последние холода»
Уже в авторском посвящении представлена ключевая тема произведения - «посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям»
Но в рамках работы именно с этим произведением можно очень основательно обсудить с детьми проблему семейных взаимоотношений.
Автор относит нас к военной эпохе, когда война идёт не только на передовой, но и в семьях, и в человеческих душах, выверяя на прочность семейные связи и их моральную основу.
Напомню, что главный герой, второклассник, получает карточки на дополнительное питание и узнаёт в столовой, к которой он прикреплён, о существовании «шакалов», детей, подростков, отбирающих еду или умоляющих оставить им какие-нибудь объедки на тарелке.
С одним из этих шакалов, к которым все демонстрируют презрительное отношение, он знакомится. Это Вадька, мальчик, который старше героя всего на пару лет, но он уже ответственен за свою семью, за её существование. Он «шакалит» ради младшей сестрёнки, потерявшей талоны на продукты, что в военное время равносильно голодной смерти. Он перешагнул через стыд, условности, потому что ему важно сберечь жизнь родного человека. Он понимает, что его занятие гнусно, но больше некому накормить его сестру. Да и в своём «промысле» он не перешагивает через грань, которая, как он говорит, его из шакала превратит в скотину. Отбирает еду, но оставляет часть её таким же голодным детям.
Ответственность брата за жизнь сестры столь велика, что он сам не ест по 5 дней, падает в голодные обмороки, но его сестрёнка хоть что-нибудь должна есть каждый день.
Трогательно представлена тема отношений детей к матери. Все разговоры детей только о матери, главный герой замечает: «Они всё говорили о матери - похоже, разговаривать о ней доставляло им большое удовольствие. При этом получалось так, что говорить о своей маме они принимались с полуслова, будто отвлекались на минутку от давнего разговора, потом спохватывались, что отвлекались, и говорили снова о самом важном»
Они видели, как страдает мать после известия о гибели отца, с пониманием относились к тому, что она не хотела узнавать о конце войны, ведь она не хотела знать о смерти мужа.
«Она странной какой-то стала, как похоронку принесли. С отцом всё говорит. Смеётся. Будто во сне всё это...Ты знаешь, она даже салютам не радуется. Вадим замолчал. Сказал, как старик : Боюсь я за неё.
Я бы никогда так не сказал. И никогда не подумал. Я знал, что боятся за меня мама и бабушка»
Мать детей больна тифом, у неё больное сердце, из больницы, где она лежит, мало кто выходит живым. И дети каждый день, еле бредя от голода и усталости, приходят на окраину города, где расположена больница, и передают матери письма, в которых рассказывают, как хорошо идут у них дела в учёбе, в жизни. Больше всего они боятся, что мать узнает об их бедственном положении, это расстроит её, и она не сможет справиться с болезнью.
Это проявление заботы о родном человеке, близком и дорогом, трогательно и по-настоящему значимо в семье, где все должны друг о друге эту заботу проявлять. Только здесь всё происходит без понятия должны - это естественный порыв близких людей.
Но помимо семьи Вадьки в повести ведётся речь ещё об одной семье - это семья главного героя, в которой можно отметить единство взглядов, суждений – того что скрепляет людей в семье. Герой приводит голодающих детей к себе домой, рассказывает, потрясённый их судьбой, матери и бабушке о том, как они живут. И мать и бабушка кормят детей, тогда как семья сама очень нуждается, герой отмечает, что мать и бабушка выбиваются из последних сил, чтобы не «пустить голод» в дом, но, узнав о тяжёлом положении чужих детей, они принимают участие в их судьбе, и главный герой понимает: по-другому его близкие люди и не могли поступить, иначе этой настоящей близости с ними он бы не ощущал.
В некоторых эпизодах этого произведения автор как бы оценивает поступки старших членов семьи с позиции детей. Мальчик прогулял уроки, добывая с Вадькой еду для Марьи. Мама расстроена, она кричит на сына, плачет, укоряет: «Мы с бабушкой стараемся, а ты!», обвиняет в запальчивости Вадика в плохом влиянии на сына.
И вот реакция ребёнка: «Ну, эти взрослые! Им лень поверить собственным детям. Им всё кажется, будто их надуют. Трудно разве - возьми, расспроси по шажочку каждый час целого дня. Попробуй понять! Раздавить легче всего. Попробуй понять, вот что самое главное! И потом, почему надо думать, будто дети хуже всех? Так и рвутся к беде, к гадостям, так и рвутся натворить каких-нибудь позорных безобразий».
И это уже обращение через внутренний монолог героя к взрослым читателям, в котором нужно услышать детский протест и детское видение взаимоотношений со старшими членами семьи.
«Ах, взрослые, умные, мудрые люди!
Если бы вы знали, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно – не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, звучит, как протяжный звук камертона, в маленькой душе долгие-долгие годы.
Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым, совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит на носу
Как объяснить вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины не заметишь, а душа пойдёт вкось. Глянь, хороший ребёнок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже святая материнская любовь не дороги, не любы.
Хрупкая, ломкая это вещь- душа детская. Ох, как беречь надо бы её, ох, как беречь!..»
Согласитесь, коллеги, что даже этот фрагмент произведения может заставить задуматься взрослых людей о многих вещах.
В 8 классе работаем с повестью Владимира Ситникова «Русская печь».
Талантливо и реалистично показал автор будни вятской деревни, переживающей войну, когда на смену ушедшим на фронт мужчинам пришли дети, и они, 10- 11- 12- летние, видят, что теперь они не имеют права на детские слабости. Они – опора и ушедших на войну отцов, и оставшихся на их попечении семей.
Трагедию военной поры автор показывает на примере нескольких семей, поэтому тема семейных ценностей, взаимоотношений гармонично вписана в сюжет повести.
Уже посвящение эту тему открывает. Автор посвятил произведение деду Ситникову Василию Фаддеевичу. Дедушка героя, представленный под именем Фаддея Авдеевича, и становится тем членом семьи, который учит жизненным ценностям своего внука (отец мальчика ушёл на войну и не вернулся) Надо отметить, что это учение не назойливое, не нудно излагаемое в нотациях и проповедях.
Это учение идёт «от жизни»: внук наблюдает и видит заботу дедушки о семье, трудолюбие, совестливость, честность, желание помочь всем, кто в его помощи нуждается.
Именно это желание приводит героев в родную деревню Коробово, где дедушка, несмотря на тяжёлую болезнь, берётся сбить русскую печь одинокой многодетной солдатке, понимая, что изба без печи мертва, что людям в ней не выжить.
Но прежде чем «доберутся» его руки до печи, он поможет многим сельчанам, не требуя за работу особой платы, поможет колхозу, нуждающемуся в мастеровых мужчинах, которые все поголовно ушли на фронт, поможет не только руками, но и добрым словом, и примером из истории, которую, любя читать, он хорошо знает.
И внук, впитывая эту науку, становится человеком, не терпящим лжи, лицемерия, он даже красивую, но нелюбимую девушку не может поцеловать, считая это неким отступлением от честности.
Самой большой трагедией ему видится потеря уважения дедушкой: «Неужели, Пашенька, правда? А я ведь честность выше всего в тебе почитал».
Благодатным приёмом работы считаю анализ эпизодов данного произведения, в которых ярко представлен образ дедушки. Таких эпизодов в повести можно найти немало. Позвольте один из них вам представить:
Диалог дедушки со Степаном
Степан, поставив на блюдце чашку вверх дном (это означало, что он чаю напился), завернул цигарку и сказал наставительно деду:
-Больно ты совестишься, Фаддей Авдеич. Боле за починку-то запрашивай. Принесут, найдут хлеб. Домой с мукой поедешь.
-Дак нельзя, кум. Больно худо иные живут. Хлеб травяной,- объяснял дедушка.- Нельзя с них цену заламывать. Не по совести это будет.
-Опять ты своё. А ты практицки, практицки ставь вопрос. Чего бы стоила эта гармонь неисправная? А ничего. Ребёнку только забава. А ты починил. И практицки это теперь ценная вещь. За неё муку можно выменять. Дак, выходит, что половина того выменянного мешка - твоя,- растолковывал Степан, ухвативший своим «практицким» умом самую выгоду.
Мне хотелось, чтобы дедушка ответил, что нельзя так. Это он, Степан, может лук замачивать, самогон гнать, когда у других и есть нечего. Дед покачал головой:
-По-разному мы это разумеем. Для меня лишку взять - невозможное дело, для тебя – проявление похвальной оборотливости.
Анализируя эпизод, учащиеся отмечают приём противопоставления, использованный автором, и мягко представленную добрым человеком, но непоколебимую жизненную позицию, которую не изменят ни убеждения другого человека, ни голод, ни война.
Такая школа жизни в семье взрастила достойного человека, который эти убеждения передаст следующему поколению семьи Коробовых, а значит не прервётся цепочка чести, благородства, человеколюбия, которые в этой семье - высшая ценность.
Для 9-классников я предложила новое произведение вятского начинающего писателя Александра Дёмышева «Витькины небеса. Жить ради Победы», написанное в 2013 году.
Это сплав документальной и художественной прозы. Автор повествует о зарождении и функционировании на вятской земле в годы войны завода № 32, известного нам впоследствии как завода имени XX партсъезда, а затем и как «Авитека».
Автор пытается показать подрастающему поколению полномасштабную картину происходящих в те годы событий, поэтому в произведении нашло отражение множество тем: потерянное детство военной поры, тяжёлые будни трудового фронта, безмерные потери нашей армии на ключевых направлениях, тема лагерей, доносительства, веры в Бога и гонения на неё, радость долгожданной Победы, но среди этих тем можно отметить и тему семьи.
Главный герой Витька - подросток, который, не понимая ужаса наступившей войны, очень хочет, чтобы его отец ушёл на фронт и вернулся героем, разбившим наголову врагов.
Его отец имеет бронь, он освобождён от призыва, так как задействован на строительстве нового завода, но он добровольно идёт в военкомат с просьбой снять бронь и отправить на фронт. Этот поступок отца Витька оценит после, когда разберётся в том, что такое война, как мог бы поступить его отец, если бы не был настоящим патриотом.
Полны нежности письма отца, присланные с фронта, много в них и горечи от увиденных на фронте картин, но связь с семьёй, с родными людьми ему очень нужна, она поддерживает его, ради семьи он готов выдержать даже то, что не в силах вынести человек.
Интересным моментом произведения, рисующим, что даже в голодное время нужно оставаться человеком, является эпизод, в котором мать героя даёт ему урок человеческого благородства и достоинства. Витька случайно нашёл продовольственные карточки на хлеб, в семье голодают 7 человек: мама, бабушка, пятеро детей, из которых Витька самый старший. Витьке кажется, что мать тоже обрадуется этой спасительной для семьи находке.
Но «мать опустила взор, помолчала, о чём-то размышляя. Потом подняла на сына глаза, в которых застыла боль, тихо спросила: «А ты подумал, что станет с теми людьми?»...
Мальчишке стало стыдно за то, что он не задавался этим вопросом. Когда карточки вернули владельцам, женщина, благодаря Витьку и его маму, плакала и причитала: «Вы нам жизнь спасли, вы нам жизнь спасли». Автор в этом эпизоде даёт повод утверждать: семья спасала не только от голода и лишений, она спасала от нравственного падения, которое иногда было губительнее, чем голодные муки.
Когда задаю ребятам вопрос, о чём же размышляла мать в те несколько секунд, они говорят, что она могла задуматься над тем, где же допустила промашку в воспитании сына, если он готов обречь кого-то на голодную смерть.
Отдельно можно выделить в произведении похвальное слово матери, Катерине Павловне, благодаря усердию которой выжили в войну все её дети: «Все горести войны мама принимала на себя, стараясь изо всех сил оградить от них ребятишек. Работала на износ, недоедала. Её доброе сердце, тёплое слово, ласка согревали малышейНе будь мамы – неизвестно, как бы они смогли дожить до весны 45-го»
Но и Витька в свои 13 лет чувствует ответственность за семью, устраиваясь на работу, он, худенький, щуплый, набивший плечи отцовского пиджака тряпками для солидности, говорит начальнику: «Семья у меня большая, а я самый старший из мужчин, отец на фронте погиб. Мама только работает да я. Семь ртов кормить надо!».
Как видите, уважаемые коллеги, тема семьи в данном произведении даёт пищу для размышления, для обсуждения семейных устоев и ценностей с подростками.
Для обсуждения темы семейных взаимоотношений с учащимися 9 класса можно предложить ещё одно произведение замечательной поэтессы, рождённой на вятской земле - это этюды о деревенских каникулах «Узелки на память» Маргариты Чебышевой.
Я бы вообще предложила воспринимать это произведение как некий гимн вятской деревне, написанный живым, ярким, образным вятским языком. И в этом гимне прежде всего воспеваются родные люди, семья, семьища, как она обозначена в произведении.
Лирическая героиня, вспоминая, как в детстве она проводила каникулы в деревне, признаётся в большой любви к тётке Пане, давшей ей столько счастливых детских ощущений:
В этом мире обыкновенном,
Как на празднике, я живу.
Согласитесь, что в современном мире эта степень родства утратила первоначальную близость и родственную сплочённость, а в произведении Чебышевой эта родственная связь нерасторжима, важна для родных людей.
Тётка и балует племяшку, и делает ей послабления в работе, но в то же время из разговоров с родным человеком, видя личный пример, племянница постигает жизненную мудрость семейного уклада и уклада жизни вообще, принятого простыми людьми за основу существования.
Какие же правила семейной жизни, взаимоотношений в семье «преподаёт» безграмотная тётка племяннице? Что уже взрослой ценит она в этих советах, какие из них готова передать дальше?
Даден ум и опеть же совесть,
Божьи заповеди не рушь
И живи, как он уготовил,
Из колодца пей, не из луж.
Вспоминаю: «Сердце тоскует
от обид. Мотри, сторожись
захворать душой»
Всё на божьи весы кладётся,
А зачтётся только добро
При выборе жены, мужа нужно руководствоваться не внешней красотой избранника, не его речистостью, а тем, что важно будет в семейной жизни:
Ты сама-то попримечай-ко,
Кто в невестах, а кто в гульбе.
Выбирают дому хозяйку,
Мать детям, а не так себе
Быть не замужем, а за мужем,
Так бы всем, да не всем везёт.
Коли муж душою недужен,
И любовь-тоска изгрызёт
Нужно всегда помнить, что ты – часть семьи, рода, позорить семью нельзя:
Вся родня твоя работяща,
Всяки есть, а ленивых нет.
Заработанный хлеб-от слаще,
Знай, племяшенька, с малых лет.
Дело нужно выбирать по душе, чтобы оно приносило радость:
Всяко дело должно быть в радость,
А не по сердцу - маета.
Интересным моментом в произведении отмечаю, как в вятских семьях относились к мату:
он категорически возбранялся и не был признаком врослости члена семьи, за него наказывали даже подросших сыновей:
Как работать, ростом не вышел?
А поганить язык – поспел!
Ты стань пахарь, как дядя Миша,
Ты стань плотник, каков Маркел.
Уходи с глаз долой, вражина,
Осрамил и отца, и мать.
Вдругорядь возьму бадожину,
Об дурну башку обломать.
За то, каким вырастал человек, ответственность всегда лежала на семье:
Зачинается всё помалу,
Малым кончится не у всех
Коль дитё судьбу поломало,
На отце, на матери грех.
Без родительского догляду
Как заманит тропка крива,
Жисть пойдёт – ни складу, ни ладу,
Зачадит, как сыры дрова.
Если семья дала верный ориентир в жизни, человек не собьётся с правильного пути, какие бы невзгоды ни пришлось ему пережить:
Кто удался в крепку породу,
Не качается на ветру
Может, и не все уроки тётки были понятны сразу героине:
Но на пользу всё же пошло
Постепенно, не замечая,
Я усваивала урок
Уверена, что представляю далеко не полный список тех творений, где наши земляки-писатели предлагают читателям для обсуждения тему семьи, проблему семейных взаимоотношений, но буду рада, если что-то из предложенного списка вы, уважаемые коллеги, возьмёте на заметку.
15