«Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1»






Мастер- класс по теме
«Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка»

Подготовила и провела
Михайлова Галина Ивановна,
учитель иностранных языков
МОУ «Ивнянская средняя
общеобразовательная школа № 1»





Ивня 2017 год

Цель: познакомить слушателей с системой работы по организации интерактивной деятельности на уроках.
Задачи: 1. Познакомить с формами и приемами интерактивной деятельности.
2. Обучить слушателей приемам интерактивной деятельности.
Оборудование: компьютерная презентация, памятки по использованию интерактивных приемов обучения, тексты, материал для коллажирования.
Этапы работы:
1.Презентация педагогического опыта работы.
2. Представление системы учебных занятий.
3. Проведение имитационной игры.
4.Моделирование.
5.Рефлексия по итогам совместной деятельности.
Форма: работа в группах
Участники: учителя МОУ «Ивнянская СОШ №1»















Ход мастер - класса.
Презентация педагогического опыта.
Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников. Первостепенная задача учителя – формирование целостного представления о мире как одном большом доме, в котором живут разные народы, отличающиеся друг от друга и в то же время объединенные стремлениями к миру, счастью, добру. Помочь учащимся познать мир через языки – мой педагогический долг как учителя иностранного языка.
Педагогическая стезя привела меня 26 лет назад в школу, открыла десятки истин, одна из которых – хорошо получается всегда то, что любишь, чем увлекаешься, чему отдаешь всю себя.
В конце XX столетия неожиданно для себя преподаватели иностранного языка оказались в центре общественного мнения: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях культуры, бизнеса, техники потребовали немедленного обучения иностранному языку как орудию производства. Поэтому и я решила идти в ногу со временем.
На уроках и во внеурочной деятельности я стараюсь формировать развитую личность, стремлюсь не только научить детей владеть хорошо английским языком, но и увидеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознать ценность каждой культуры в мировом пространстве. В своей преподавательской деятельности за основу я взяла коммуникативный подход обучения английскому языку в средней школе, так как целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике является обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации. Как известно, способом устно-речевого общения, является говорение.
А коммуникативный метод, использования различных технологий, традиционные и активные формы проведения уроков, развитие интереса к языку через театрализованные уроки, развитие кругозора учащихся и расширение их словарного запаса – это то разнообразие, за что я бесконечно люблю свой предмет.
Приобщение ребят глобальной сети Интернет, всевозможные наглядные пособия, игры, аудиокассеты, видеоматериалы помогают моим воспитанникам постигать мир через английский язык.
В настоящее время, когда английский язык приобрел статус глобального общения, я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингво-социальной адаптации учащихся к современным условиям жизни и согласна со своими выпускниками, что человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражать свою мысль на английском языке. Для этого я создаю на уроке такие условия, чтобы ребенок захотел общаться на чужом языке, понимать его, выражать свои чувства.
Современные задачи, поставленные перед учителем иностранного языка открывают дорогу самостоятельному выбору, инициативе, творчеству учителя, это накладывает на меня множество дополнительных обязательств.
Представление системы занятий.
Основными задачами в обучении иностранному языку для меня являются: развитие коммуникативной компетентности учащихся, самостоятельного мышления, развития познавательного интереса к самостоятельному изучению языка.
Современный учитель должен знать различные технологии, методы и приемы обучения и умело комбинировать их в соответствии с педагогической задачей. И самыми эффективными приемами активизации устной речи учащихся, на мой взгляд , являются интерактивные приемы.
Я часто сталкиваюсь с проблемой низкой мотивации на уроках развития навыков говорения, поэтому стараюсь создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребенок захотел говорить. А при этом учитываю специфические признаки данного вида речевой деятельности такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, самостоятельность, темп и ситуативность, учитывая при этом характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и тогда общение, безусловно, состоится.
Руководитель: Что такое интерактивные приемы работы в вашем понимании?
Уточним, слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит взаимодействовать. Данные приёмы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный – равному», где учитель и ученик – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приёмы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Использование этих приёмов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Слушатели: В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

Руководитель: А какие интересные приемы Вы используете при этом, поделитесь опытом

Слушатели: Ролевые игры, мини-диалоги, открытые обсуждения: за/против, приемы театрализации и драматизации, пресс-конференции, кластеры и т.д.


Руководитель: Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приёмы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно. И я использую следующие приемы и технологии:
Карта памяти
Мозговой штурм
Синквейн
метод «Знаем/хотим узнать/узнали»
Ажурная пила
Инсерт
Даймонд и др.
Все они создают атмосферу повышенного интереса.
Сейчас мы рассмотрим некоторые приемы на практике:
3. Имитационная игра
Руководитель: 1) Метод «Мозговой штурм»
Одной из тем, изучаемой в 9 классе на уроках английского языка, является тема «Здоровый образ жизни». Средствами английского языка у учащихся формируется понимание значимости здоровья человека.
А что для Вас значит понятие «здоровый образ жизни»
( члены каждой группы обмениваются мнениями по цепочке).
Слушатели:
качество и образ жизни
физическое развитие
отсутствие заболеваний
построение взаимоотношений с другими людьми
финансовая независимость
взаимодействие с окружающей средой и т. д.

Руководитель: С моей точки зрения этот прием позволяет заставить учащихся размышлять, путем мозговой атаки учащиеся называют все, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя- роль проводника.
А что скажете вы, в чем польза этого метода? И применяете ли вы подобные методы на своих уроках?
Слушатели: обмен мнениями
Метод «Карта памяти»
Руководитель: Этот метод является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре, сначала возникает слово, идея, мысль. Идет поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования «Карты памяти»:
При систематизации, повторении материала
При работе с текстом
При повторении в начале урока
При введении в тему
При сборе необходимого языкового материала и.т.д.

У нас есть возможность сегодня использовать этот метод. Покажите, что влияет на здоровый образ жизни? Изобразите графически.
Слушатели:
Распорядок дня
Наследственность
Образ жизни
Спорт
Здоровое питание
Окружающая среда
Знание о вредных привычках
Качество медицинских услуг
Двигательная активность
Позитивное отношение себе и окружающим.
Достижение поставленной цели и.т.д.

Моделирование
Руководитель: А сейчас переходим к следующему этапу работы. Перед вами тексты по теме «Здоровый образ жизни». Одним из приёмов, является приём «Учимся вместе».
"Учимся вместе" (Learning Together)
Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.
Возможности использования:
При работе с текстом;
При изучении грамматики.
Как это делать при работе с текстом
Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца,
учитель" делает следующее:
Суммирует содержание абзаца;
Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
Растолковывает то, что для других осталось неясным;
Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
Даёт задание на чтение следующего абзаца.
Какие интерактивные приемы работы, креативные приемы вы можете предложить при работе с этим текстом?
Слушатели: практическая работа
Руководитель: следующий метод «Ажурная пила»
2.Ажурная пила (Jigsaw)
Возможности использования:
При работе с текстом;
При изучении грамматики. Как это делать при работе с текстом
Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;
Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал);
Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;
Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;
По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов;
Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, поскольку это отразится на общей итоговой оценке.
Какие задания к тексту предложили бы вы, используя этот приём?
Слушатели: практическая работа
Руководитель: Я вам предлагаю использовать по тексту прием «коллажирования». Коллажирование – ассоциация текста в виде рисунка
Слушатели: Каждая группа готовит рисунок к тексту
Защита проекта.
Работа с текстом, « There is a danger hanging over your life.»
Лексика для снятия трудностей
concern – касаться, иметь отношение
rate – определять, устанавливать
are doubling-удваивается
eyes glued – неотрывно глядящие глаза
munch- munch- жевать, чавкать
staring at the glaring pictures- пристально смотрящие на светящиеся картинки
nightmare -кошмар
THERE IS A DANSER HANGING OVER YOUR LIFE
The world is getting fatter.
If you are young and fit don't think this doesn't concern you. Teenagers, too. are getting fatter.
Obesity rattеs in teens . according to experts, are doubling.
Surveys show that the "favourite foods among teenagers both in Europe and the USA are :
Hamburgers cheeseburgers . beefburgers . eggburgers . in fact anythingburgers .
Chips / they are called French fixes in America/
Hot dogs
Pizzas
Ice cream
Besides, young people watch too much TV. The average British teenagers, for example, spends 27 hours a week in front of the box and nobody knows how much time he sits in front of computer.
What will today's teenagers look like when they grow up? Imagine yourself as a lazy, fat old man or woman with eyes glued to the TV screen, hands down a packed of chips, munch-munch, staring at the glaring pictures. A real nightmare! But this is the danger hanging over your life.

5. Подведение итогов работы.
Руководитель: Я ставила перед собой цель познакомить вас с некоторыми интерактивными приёмами обучения на уроке. Какие приемы показались вам наиболее интересными?

Слушатели: обмен мнениями

Руководитель: Использование интерактивных методов актуально тем, что они:
Способствуют росту интереса к предмету
Ускоряют процесс обучения
Улучшают качество усвоения материала
Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
Способствую сотрудничества учителя и ученика
Развивают коммуникативную компетенцию

Рефлексия. Синквейн.

Руководитель: Наше занятие подошло к концу. При подведении итога нашего занятия я предлагаю использовать ещё один интерактивный прием, который называется «Синквейн».
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово "Синквейн" происходит от французского, означающего - пять. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать Синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.
Правило написания синквейна 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Как это делать
Название (обычно существительное) -----
Описание (обычно прилагательное) -----
Действия -------------
Чувство (фраза) --------
Повторение сути -------

Руководитель: Выразите информацию, полученную в ходе мастер класса, в кратких выражениях.

Слушатели: 1-я группа:
Взаимодействие
Равный – равному, организующий
Активно взаимодействуют, обучают, систематизируют
Создаёт атмосферу открытости и сотрудничества
Творческая активность
2-я группа:
Взаимодействие
Креативный, действенный
Создают, играют, моделируют
Повышает мотивацию и творчество обучающихся
Интенсификация процесса обучения

Руководитель: Спасибо всем. Хочется верить, что предложенные идеи и методические решения будут вам интересны и полезны. Успехов и новых открытий!


15