Организация театрализованной деятельности детей с задержкой психического развития


«Содержание работы педагога по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Мы чувствуем, фантазируем, творим! Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, И.Я. Лернер, Т.Д. Марцинковская, А.М. Матюшкин и др. Исследовали теорию творчества: А.М. Матюшкин Л.Н. Столович П.К. Энгельмейер Практической психологией и диагностикой творчества занимались:Л.С. ВыготскийР.М.ГрановскаяБ.М. ТепловаЕ.Е. ТуникЮ.С. КрижанскаяТ.Д.Марцинковская Н.Б.Щебланова Н.П. Щербо и др., Зарубежные исследователи:Э. БернДж. РоджерсП. ТорренсГ.А. СаймонДж. Гилфорд Мы любим играть! Мы любим театр! Проблема исследования:поиск и выбор путей организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Объект исследования - процесс организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предмет исследования - особенности работы педагога по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Цель исследованиясостоит в выявлении и обосновании содержания деятельности педагога по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Гипотеза исследования: вероятно, организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития предполагает использование педагогом театрализованных игр, особенностью которых является живое воздействие художественного образа на личность организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития предполагает использование педагогом комплекса игр и упражнений по технике речи, включающего: упражнения по речевому дыханию, на опору дыхания, на свободу звучания с мягкой атакой, на расширение диапазона голоса, артикуляционную гимнастику, творческие игры со словом; возможно что, организации театрализованной деятельности будут способствовать занятия ритмопластикой, направленные на развитие пластической выразительности, импровизации, двигательных способностей детей; вероятно, организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития предполагает знакомство с основами театральной культуры. Задачи исследования: На основе анализа психолого – педагогической, специальной литературы определить содержание понятия «театрализованная деятельн6орсть», раскрыть особенности театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;Разработать содержание деятельности педагога по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;Экспериментальным путём проверить результативность содержания работы педагога по организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методы Теоретические Эмпирические Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 350 г. Челябинска. Глава I. Теоретические аспекты организации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста П.Блонский:Театрализованная деятельность – это всякая творческая деятельность, в которой возникают новые образы, где используются разножанровые произведения, декорации и прочие атрибуты театра. Средства развития театрализованной деятельности театральные игры упражнения этюды игры на развитие двигательных способностей инсценировки разыгрывание стихов, сказок игры – импровизации игры - разминки Театрализованная деятельность способствует развитию: творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию творческого воображения, развитию речи детей и коррекции её нарушений. Глава II. Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Глава III. Методические аспекты организации театрализованной деятельности дошкольников с задержкой психического развития Методика О.М. Дъяченко: Образно – пластическое взаимодействие детей в процессе театрализованной деятельности. Способность к образному перевоплощению. Результаты изучения образно – пластического взаимодействия детей в процессе театрализованной деятельности; Результаты исследования способности к образному перевоплощению. Использование педагогом театрализованных игр Использование педагогом комплекса игр и упражнений по технике речи Организация занятий по ритмопластике Знакомство детей с основами театральной культуры Основные направления работы педагога по организации театрализованной деятельности детей с ЗПР Виды театрализованных игр Развивающие Специальные театральные Развивающие игры - направлены на развитие внимания и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображения и фантазии, умения ориентироваться в окружающей обстановке, развития произвольной памяти и быстроты реакции, смелости и находчивости, умении согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. «Эстафета», «Есть или нет?», «Передай позу», «Кто во что одет?», «Упражнение с предметами», «Что ты слышишь?» Развивающие игры Специальные театральные игры - способствуют развитию воображения и фантазии Игры и упражнения на сценическое оправдание Игры на действия с воображаемыми предметами Игры на превращения Этюды Специальные театральные игры Игры и упражнения по технике речи -помогают сформировать у детей правильное, чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи) а так же развивать воображение Дыхательные и артикуляционные Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой Игры и упражнения на опору дыхания Игры на расширение диапазона голоса Дикционные и интонационные Творческие игры со словом Игры и упражнения по технике речи Занятия ритмопластикой – способствуют развитию двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости); пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений); развитию воображения (способности к пластической импровизации). Упражнения на мышечное напряжение и расслабление Игры на развитие двигательных способностей, умение ориентироваться в пространстве Жесты Музыкально – пластические импровизации Игры на развитие пластики и гибкости Ритмические упражнения Занятия ритмопластикой: Знакомство с основами театральной культуры Особенностями театрального искусства (синтетический характер, коллективное творчество, искусство творящееся каждый раз заново);Видами театрального искусства (драматический театр, музыкальный театр, кукольный театр);Рождением спектакля (спектакль и актёр, спектакль и зритель);Театром снаружи изнутри (театральное здание, зрительный зал, мир кулис);Культурой поведения в театре (театр начинается с вешалки, зрительская культура). Знакомство с основами театральной культуры Методика О.М. Дъяченко: сочинительское творчество детей исполнительское творчество детей Результаты изучения сочинительского творчества: Результаты изучения исполнительского творчества: Спасибо за внимание!