Применение компьютерных игр и игр-тренажеров при подготовке музыкальных руководителей.


Мартынова-Кисличенко Елена Викторовна,
преподаватель,
Балхашский гуманитарно-технический колледж им. А.МусинаПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И ИГР-ТРЕНАЖЕРОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Целью каждого колледжа является подготовка конкурентоспособного специалиста. Как сделать процесс усвоения знаний интенсивным и увлекательным? Ведь не секрет, что современная молодежь больше времени проводит за компьютером и мобильными устройствами, чем за книгами и конспектами по предметам. На мой взгляд, именно этот аспект при построении учебного процесса и должен использовать преподаватель.
Подготовка музыкального руководителя детского сада процесс сложный: с одной стороны - необходимо воспитать грамотного музыканта-исполнителя, с другой - педагога, владеющего методикой музыкального воспитания. Но ни для кого не секрет, что первокурсниками специальности «Музыкальное образование» часто становятся обучающиеся, не имеющие музыкальной подготовки или имеющие слабую музыкальную подготовку. В связи с этим, преподавателям основного музыкального инструмента нужно так построить учебный процесс, чтобы за 2 года обучения, т.е. к моменту прохождения практики в детском саду обучающийся хорошо владел инструментом. Сделать процесс подготовки более увлекательным и интенсивным помогут компьютерные игры. В настоящее время в интернете их можно найти великое множество. Здесь важна направляющая роль преподавателя. Например, с первых дней занятий на уроках основного инструмента учащийся должен быстро овладеть знаниями нот и длительностей. Если включать в урок по 5-7 минут такие игры как – «PenMus», «Изучаем названия нот» (И.В. Бурский), «Изучаем нотный стан и клавиатуру», «Однорукий пианист», «Ритмический размер», «Длительности нот», то можно добиться стабильного результата. Следует учитывать, что при таком построении процесса усвоения знаний большую заинтересованность проявляет и студент. Обучающийся с большим интересом выполняет домашнее задание, играя в игры-тренажеры дома на компьютере или мобильном устройстве. В процесс проверки знаний предлагаю подключить развивающие музыкально-компьютерные игры, такие как: «Трое из Простоквашино. Матроскин учит музыку», «Щелкунчик» и др. Такой синтез поможет не только в контроле знаний, но и расширит кругозор обучающихся, а в дальнейшем на практике в детском саду позволит использовать игры для обучения дошкольников.
Через несколько занятий можно подключать более сложные игры-тренажеры. Это - «Музыкальный колледж» и «Музыкальный колледж 1». В игровой форме они продолжают закреплять знания обучающихся по таким разделам как: «Музыкальные тембры», «Ноты в скрипичном ключе», «Музыкальные символы», «Ноты в басовом ключе», «Ритмические фигуры», «Тональности» и др. Постепенно процесс познания нотной грамоты и музыкального инструмента можно усложнять. Например, подключать такие программы как «Осваиваем аккордеон». От компьютерных игр обучающийся постепенно приобщается к чтению теоретического материала об инструменте, особенностях игры правой, левой руками, игрой двумя руками, как повысить технику игры на аккордеоне. Таким образом, практические навыки игры на инструменте закрепляются и теоретически, что делает процесс более осознанным.
И так, к моменту изучения курса «Методика музыкального воспитания» обучающийся расширит свой кругозор как в области использования на уроке компьютерных игр, так и изучит их содержание. Обучающийся на собственном опыте видит привлекательность использования компьютерных игр и тренажеров в образовательном процессе. Это позволит ему в процессе проведения музыкальных занятий с дошкольниками использовать не только презентации, мультфильмы, видеофильмы, показ портретов композиторов, музыкально-дидактических игр, что уже всем хорошо знакомо, но и развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников с помощью музыкально-компьютерных игр. А так как содержание игр студент хорошо изучил на уроках основного инструмента ещё с первого курса, ему не составит труда включать их в занятие «к месту», осознавать как развивающую нагрузку игр, так и воспитательную.
Как видим, такая связь тренажеров и игр помогает преподавателю колледжа решить несколько задач. Но, что самое важное, сделать процесс обучения интенсивным и увлекательным для обучающихся.
И в заключение хотелось бы отметить, что игры доступны на уроке в условиях работы интернета. И, конечно, никто и ничто не заменит на уроке направляющую роль преподавателя, который в случае ошибок и неудач может объяснить их суть, направит обучающегося в нужном направлении и даст импульс для успешного освоения материала. Повторюсь, обучающие компьютерные игры и тренажеры – не подмена преподавателя, а лишь атрибуты, способные в современных условиях вызвать и закрепить интерес к обучению и освоению музыкального инструмента, теоретических основ музыки.
Список литературы:
Голенко Олег Борисович. Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина. Компьютерные технологии и обучение детей игре на музыкальных инструментах. Материалы научно-практической конференции «Личность-слово-социум» – 2009
http://muzikalkairk.ucoz.ru/publ/izuchaem_noty/33-1-0-573