Эссе на тему Особенности организации работы с родителями в условиях реализации ФГОС.
Особенности организации работы с родителями в условиях реализации ФГОС.
« Нет в жизни выше привилегий и ответственности, чем воспитание следующего поколения».
(Эверетт Куп)
Люди постоянно ищут секрет вечной молодости. А секрета, по-моему, нет. Молодость тела там, где молода душа. Дети - вот неиссякаемый источник эликсира молодости и энергии. Отдайте им себя без остатка, и жизнь одарит вас сполна.
Я много лет работаю с маленькими детьми. Принимая новый класс, я готова к тому, что вместе с детьми в мою жизнь входят новые семьи со своими традициями, особенностями, радостями и проблемами. Мы пока не знакомы, но я точно знаю, что успех ребенка напрямую зависит от нашего продуктивного сотрудничества. Моя главная задача – установить педагогически-грамотные доверительные отношения. Это взаимодействие должны строиться с учетом требований времени и запросов общества.
Успех и эффективность работы педагога напрямую зависит от его профессиональной компетентности. Современный педагог должен идти в ногу со временем, постоянно самообразовываться, наблюдать, видеть, понимать изменения в поколении родителей и детей. Сегодняшние малыши и их родители коренным образом отличаются от вчерашних. Чтобы сотрудничество было продуктивным именно мы, учителя, должны искать ответы на вопросы: Что изменилось? Что изменить? Как? Каким образом?
В последнее время проводится множество исследований на тему взаимодействия взрослых и детей. Лично меня заинтересовала «Теория Поколений», созданная американскими учеными и адаптированная к России.
Педагогам данная теория дает понимание целого ряда вопросов: например, какие новые предметы нужно вводить, как работать с детьми определенного поколения, с их запросами и привычками воспринимать информацию, с пониманием акцентов - что им интересно, а что нет. Теория поколений помогает понять, какие когнитивные, визуальные, слуховые и поведенческие аспекты стоит затронуть в процессе обучения, подсказывает, как сделать, чтобы дети на это среагировали. Поколенческий подход дает возможность прогнозировать, какие новые темы обучения появятся, какие акценты расставлять в будущем.
Родителям Теория дает понимание себя, и это самое главное. Теория поколений позволяет ответить на вопрос, почему я действую именно так, а не иначе, почему, я как родитель, считаю, что именно такой метод воспитания моего ребенка правильным. Когда родители понимают мотивы своих поступков, они начинают по-другому общаться с детьми.
Теория поколений снижает количество конфликтов, т.к. дает возможность лучше понять своего ребенка. Целый ряд семейных проблем вызван именно поколенческими особенностями родителей и детей.
Один из главных вопросов, которые решает эта теория- развитие умений разговаривать с другими поколениями, чтобы они лучше слышали и понимали.
Исследования показали, что сейчас в России живут представители следующих поколений:
- молчаливое поколение (1923-1943)
-поколение Беби-Бумеров(1943-1963)
-поколение Х (1964-1984)
-поколение Милениум (1985-2000)
-поколение Z (c 2000)
Граница поколений определяется тогда, когда представители поколения выросли, сформировались как личности: им исполнилось 17-18 лет, и они стали себя проявлять. Единственный показатель - большая группа людей, которая начинает себя вести явно отлично от предыдущей.
Одна из ключевых идей «Теории поколений» в том, что у каждого из нас есть свои поколенческие ценности, которые формируются до 10-12 лет. Ценности – это то, что сформировалось до того, как начало формироваться мировоззрение. Это неосознанные ценности, они сформировались и ушли на подсознательный уровень. Оттуда они продолжают влиять на нас в течение всей жизни.
Ценности формируются под влиянием места, где ты живешь, происходящих событий, воспитания в семье, под влиянием окружающей среды, технологий.
Например, поколение Z с маленького возраста осваивает новые технологии. С раннего возраста эти дети могут себя занять. Интернет и умение работать с технологиями является естественной средой жизни, которые формируют это поколение. Или зимняя Олимпиада в Сочи с огромной популяризацией зимних видов спорта тоже влияет на это поколение.
Представители данной теории сделали вывод, что влияние окружающей среды сильнее, чем возможность родителей или педагогов это проконтролировать. Большая роль в формировании ребенка принадлежит внешнему миру. Допустим, родители уберут айпад, но реклама, радио, телевидение и другая информация никуда не исчезнет, ребенок ее будет видеть и воспринимать. Что делать? Разговаривать с ребенком, создавать у него эстетические ценности, помогать ему стать хорошим человеком в текущей ситуации.
Эта теория утверждает, что у каждого поколения есть своя неконтролируемая другими поколениями область свободы. Там, где другие не понимают и не смогут все проверить. Например, сейчас дети более продвинуты в овладении современными гаджетами, и родители не могут контролировать всю активность ребенка в этой сфере. Такая ситуация была, есть и будет у всех поколений - она касается того, что кажется неизведанным для других поколений. Примером такой ситуации было отношение к рок-музыке.
Эта теория дает ответ на вопрос: Как родителям воспитывать людей другого поколения? Авторы указывают на то, что родителям важно понять не только своего ребенка, а себя самого. Почему родители действуют именно таким образом?
Так какие же они, современные родители?
-свободные
- образованные
- профессионально и информационно грамотные
- самостоятельные
- любознательные
- считающие себя успешными, если находят баланс между работой и личной жизнью
- владеющие информационными технологиями
- считающие телефон главным средством коммуникации
- культивирующие здоровый образ жизни,
но, при этом:
- наивные
-умеющие подчиняться
- ждущие немедленного результата или вознаграждения
-раздражительные
- самоуверенные
Современные родители - это люди занятые своей карьерой, решением экономических и социальных проблем, с высокой степенью занятости.
Выделим специфические черты современных детей:
- активные
- самостоятельные
-им присущ индивидуализм
-любят свою семью
-уверенные в себе
-любят работать в команде
-имеют обширные интересы
-рассудительные
- они не наивны, не испытывают бессмысленных иллюзий
- живут в видео-аудиомире-они великодушны, оптимистичны
Но, при этом:
- растут « под давлением»
-гиперактивны- имеют небогатый словарный запас и т.дДети нового поколения твердо верят, что могут сделать что-то важное в этой жизни, считают семью убежищем от тревог и превратностей современного мира. Они уверены в себе и запросто берутся делать то, чему их научили взрослые. Для них нет ничего необычного в том, чтобы делать домашнее задание и одновременно слушать плеер. Это самые « мобильные» из всех людей, т.к. пользуясь соц. сетями устанавливают связь со всем миром. Впервые за многие годы мы видим перед собой поколение, с которым можно «договориться». У детей, как и у родителей очень плотный рабочий график.
Итак, знакомясь с различными исследованиями, выводами, мониторингами можно много спорить, соглашаться или опровергать. Но, нельзя не видеть и не учитывать явные общественные изменения. Учитель должен создать комфортную среду для сотрудничества и с детьми, и с их родителями, используя всю совокупность разнообразных средств, способствующих развитию индивидуальности обучающихся.
В данный момент работа с родителями организуется и ведется в соответствии с требованиями ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей , обществом и государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС ( пункт 22): « В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:…участия обучающихся, их родителей( законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся..»
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
- участие родителей ( законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
-обновление содержания образовательной программ, методик, технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей(законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом.
Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) – установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Основные направления организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
Психолого- педагогическое просвещение родителей ( лекции, семинары, инд.консультации)
Участие родителей в учебно-воспитательном процессе( род. собрания, совместные творческие дела);
Участие родителей в управлении школой ( совет школы; род. комитеты; совет отцов);
Формы взаимодействия образовательного учреждения и семьи разнообразны:
1.Университет педагогических компетенций (система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей в области пед.культуры.)
2.Лекции (форма, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций)
3.Родительские конференции (обсуждение насущных проблем общества, проведение и анализ социологических и психологических исследований по заявленной проблеме, знакомство с результатами, принятие определенного решения по заявленной проблеме)
4.Индивидуальные консультации (доверительная форма взаимодействия)
5.Родительские чтения (форма, дающая возможность родителям изучать и анализировать литературу по проблемам воспитания и обучения, излагать собственное понимание)
6.Тренинги (активная форма работы, проводимая психологом)
7. Дискуссии (форма общения родителей по актуальным вопросам)
8.Открытые уроки ( форма, позволяющая знакомить родителей с новыми программами, методиками, требованиями)
9.Родительские собрания (общешкольные и классные)
Мы, учителя, выстраиваем свою деятельность по данным направлениям, используем разные формы, методы с учетом возрастных особенностей детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, реализовываем цели и задачи, стоящие перед образовательным учреждением.
Принимая детей в первый класс, я стараюсь построить доверительные отношения с родителями. Каждый родитель должен видеть во мне союзника и помощника. Только атмосфера доброжелательности, спокойствия, поддержки и терпения приведет к построению комфортных отношений. Взаимное благорасположение позволит решить многие проблемы безболезненно. Мы вместе переживаем подростковый кризис, ведем просветительскую работу. Дети гордятся своими родителями в ходе «встреч с интересными людьми». Мы вместе ищем выход из трудных ситуаций и радуемся победам. Все это приводит к положительному эмоциональному самочувствию детей и соответственно к успеху.