Презентация по литературе на тему Литература 20-х годов ХХ века. (11 класс)


Литература 20-х годов ХХ века.К уроку литературы. 11 класс. Основные тенденции в литературе 20 г.г. Литература очень эмоционально откликнулась на революцию и гражданскую войнуВ прозе и поэзии господствуют пафосное начало, торжествующие, победительные мотивы.Приобретает большое значение форма произведения; развиваются сказовая и орнаментальная формы, т.е. «отношение к речи как к предмету изображения», иначе, для автора вопрос о том, как повествовать, оказывается не менее важным, чем вопрос, о чем повествовать.
Сказовая форма.Сказовая форма от Н. А. Некрасова и Н. Лескова.Сказ предполагает, что повествование ведется от лица героя – рассказика, речь которого несет на себе яркий отпечаток и своеобразие личности.Сказ нацелен на разрушение привычных границ между устным и письменным, бытовым и литературным словом.Суть сказа в передаче особенностей речи героя. Орнаментальная формаОт древнерусской литературы 14 – 16 в.в. и Н. Гоголя.Сюжет на втором плане. Отдельные фрагменты связывались по законам ассоциаций. Автор мог позволить себе экскурсы в прошлое и будущее, смешение времен и отступления от магистральной линии повествования. Стиль насыщен метафорами, антитезами и другими художественными приемами.Орнаментальная проза нацелена на стирание границ между прозой и поэзией, эпическим и лирическим.Орнаментализм выражался через подчеркивание своеобразия авторского слога.
Октябрьский переворот и гражданская война породили плеяду молодых поэтов, бойцов революции, которые воспели героику тех лет.От романтики до … прозренияСоветская поэзия 20 – х г.г. Второй мне брат был в детстве мил. Не плачь, сестра! Утешься, мать! Когда-то я его учил Из сабли искры высекать... Он был пастух, он пас коров, Потом пастуший рог разбил, Стал юнкером. Из юнкеров Я Леронтова лишь любил. За Чертороем и Десной Я триждмы падал с крутизны, Чтоб брат качался под сосной С лицом старинной желтизны. Нас годы сделали грубей; Он захрипел, я сел в седло, И ожерелье голубей Над ним в лазури протекло.Образчиком революционной романтики является стихотворение Джека Алтаузена «Баллада о четырех братьях».Род. 1907 -  1942. (погиб на фронте)Четыре брата было нас,- Один вхожу я на порог. Вхожу в обмотках и в пыли И мну буденовку в руке, И загорелые легли Четыре шрама на щеке. Взлетают птицы с проводов. Пять лет не слазил я с седла, .. Что в жизни, то и в литературе.Тема братоубийства стала одной из главных в литературе того времени – в стихах и в прозе. Классовая, политическая вражда сшибала людей насмерть, разрывая между ними все исконные связи, в том числе и кровные. Акт убийства окружен ореолом романтической красивости; и в этот момент герой стихотворения всего острей чувствует себя героем… Взгляд в прошлое… Когда умиравшая от голода и сыпного тифа страна стала отъедаться, очищаться от вшей, когда люди вновь обрели возможность не истреблять, а продолжать свой род, романтический герой весь устремлен в прошлое – в гражданскую войну, в «военного коммунизма», а настоящее – обыденное, сытое и тусклое – еу нестерпимо претит. В стихотворении М. Светлова «Перед боем»Но крепче и крепче Упрямая рота Стучала, стучала, Стучала в ворота. Я рад, что, как рота, Не спал в эту ночь, Я рад, что хоть песней Могу ей помочь. Крепчает обида, молчит, И внезапно Походные трубы Затрубят на Запад. Крепчает обида. 4 (17) июня 1903 – 28 сентября 1964это выглядит следующим образом:Товарищ, пора бы, Чтоб песня взлетела От штаба до штаба! Советские пули Дождутся полета... Товарищ начальник, Откройте ворота! Туда, где бригада Поставит пикеты,- Пустите поэта! И песню поэта! Главная коллизия времени Мирная обстановка хороша для мещан. Для бойца, романтика, поэта такая обстановка невыносима. Романтический герой обуян жаждой подвига. И он бунтует: тоскливо, обреченно…И, радуясь мирной Такой обстановке, На теплых постелях Проснулись торговки. Но крепче и крепче Упрямая рота Стучала, стучала, Стучала в ворота. Порой лирический герой воюет с нэпом, с мещанской стихией, громит «обыденщины жуть», силится – один – свершить новую революцию. Но это - революция духа. Это бунт – не во имя вражды, а во имя братства людей, вселенской любви. Таков лирический герой В. Маяковского. Поэт, добровольно распятый на мосту истории, приносящий себя в искупительную жертву людям, верит в торжество своей идеи, верит, что все люди придут когда-нибудь к любви.Жду чтобы землей обезлюденной вместе,чтоб всей мировой человеческой гущей.Семь лет стою, буду и двестистоять пригвожденный, этого ждущий.У лет на мосту на призренье, на смех,земной любви искупителем значась,за всех расплачусь, за всех расплачусь… …Но есть другая разновидность романтического героя… Он невозмутим, непоколебим, обладает стальной выдержкой, несгибаемой волей. И в военное, и в мирное время он одинаково твердо стоит на ногах, и почва никогда не колеблется под ним. Это сверхчеловек нового типа, супермен революции, поистине сильная личность. Таким является герой многих стихотворений Н. Тихонова.22 ноября (4 декабря) 1896 - 8 февраля 1979 Над зеленою гимнастеркойЧерных пуговиц литые львы;Трубка, выжженная махоркой,И глаза стальной синевы.Он расскажет своей невестеО забавной, живой игре,Как громил он дома предместийС бронепоездных батарей.Как пленительные полячкиПрисылали письма ему,Как вагоны и водокачкиУмирали в красном дыму.Как прожектор играл штыками,На разбитых рельсах звеня,Как бежал он три дня полямиИ лесами — четыре дня.Лишь глазами девушка скажет,Кто ей ближе, чем друг и брат,Даже радость и гордость дажеНынче громко не говорят. Революционные романтики 20-х годов проповедовали культ силы с позиции пролетарского интернационализма и во имя освобождения человечества. При этом они полагали, что для достижения этой великой и благородной цели все средства хороши – такая цель оправдывает любые средства.Огонь, веревка, пуля и топорНиколай ТихоновОгонь, веревка, пуля и топорКак слуги кланялись и шли за нами,И в каждой капле спал потоп,Сквозь малый камень прорастали горы,И в прутике, раздавленном ногою,Шумели чернорукие леса.Неправда с нами ела и пила,Колокола гудели по привычке,Монеты вес утратили и звон,И дети не пугались мертвецов...Тогда впервые выучились мыСловам прекрасным, горьким и жестоким. Самым крупным поэтом – романтиком был Эдуард Багрицкий. 22 октября (3 ноября) – 16 февраля 1934 Умирающему от чахотки герою стихотворения Багрицкого «ТВС» на помощь приходит покойник Дзержинский ; его образ нисходит с портрета в простенке, вызванный горячечным воображением больного. Какое жизненное кредо, какое откровение внушил «железный Феликс» герою ТВС? Безраздельно, безраздумно подчинить себя своему времени, веку:…если он скажет: «Солги»,- солги.…если он скажет: «Убей»,-убей.. Это называется отчуждением личности – когда человек отрешается от собственного «я» и действует, заражаясь чьей-то волей: передоверяя свою совесть и свой разум какой-то высшей силе, какому-то верховному закону. ТВС (1929)Пыль по ноздрям - лошади ржут.Акации сыплются на дрова.Треплется по ветру рыжий джут.Солнце стоит посреди двора.Рычаньем и чадом воздух прорыв,Приходит обеденный перерыв.Домой до вечера. Тишина.Солнце кипит в каждом кремне.Но глухо, от сердца, из глубины,Предчувствие кашля идет ко мне.И сызнова мир колюч и наг:Камни - углы, и дома - углы;Трава до оскомины зелена;Дороги до скрежета белы.Надсаживаясь и спеша донельзя,Лезут под солнце ростки и Цельсий.(Значит: в гортани просохла слизь,Воздух, прожарясь, стекает вниз,А снизу, цепляясь по веткам лоз,Плесенью лезет туберкулез.) ***Как бы продолжая давнишний спор,Он говорит: "Под окошком дворВ колючих кошках, в мертвой траве,Не разберешься, который век.А век поджидает на мостовой,Сосредоточен, как часовой.Иди - и не бойся с ним рядом встать.Твое одиночество веку под стать.Оглянешься - а вокруг враги;Руки протянешь - и нет друзей;Но если он скажет: "Солги",- солги.Но если он скажет: "Убей",- убей.Я тоже почувствовал тяжкий грузОпущенной на плечо руки.Подстриженный по-солдатски усКасался тоже моей щеки.И стол мой раскидывался, как страна,В крови, в чернилах квадрат сукна,Ржавчина перьев, бумаги клок -Всё друга и недруга стерегло.Враги приходили - на тот же стулСадились и рушились в пустоту.Их нежные кости сосала грязь.Над ними захлопывались рвы.И подпись на приговоре виласьСтруей из простреленной головы.О мать революция!  В 20-е г.г. поэты работали не за страх, а за совесть. Точнее, отчуждение совести благополучно совмещалось с искренностью убеждений. Это была искренняя, а потому настоящая литература, и тем заразительнее она была. Поэты 20-х годов все старались преодолеть свои слабости, быть ближе к своему романтическому герою, во что бы то ни стало идти в ногу со временем, не отставать от века. Для террора необходимо было общественное сознание в духе отчуждения, преклонения, в духе обожания кумиров – идей и кумиров – людей. Наука обожания одновременно была и наукой ненависти. Казенная, монопольная идеология по всем каналам устремлялась к сознанию масс, внедряя дух идолопоклонства. Одним из таких каналов была художественная литература. В этом направлении плодотворно работала романтическая поэзия 20-х годов, неотразимо привлекательная для молодых поколений. Сама жизнь питала литературу жестокими идеями, а та, в свою очередь, оказывала влияние, формируя потребный данному укладу жизни тип человека… Пророческие голоса А между тем художнику, мыслителю полезно бывает не идти в ногу со всеми, не маршировать в едином строю, а посмотреть на это шествие откуда – нибудь сверху или хотя бы со стороны. Со стороны в то же самое время – начиная с 1917 года – раздавались голоса, которые плохо доносились до слуха современников, шагающих стройными колоннами по столбовой дороге прогресса. В Брюсов, такой тонкий, чуткий художник, воспринял трагические события первых лет революции только как агонию «былой России» и дал себя увлечь общеромантическому ликованию. Поэт резко осуждает тех, кто, по его мнению, испугался реальностей революции – её разрушительной силы, жестокости, крови:…В обломках троны; над жалкой грудойНароды видят надпись «бренность».И в новых ликах живой причудойПред ними реет современность…В. Брюсов «Товарищам интеллигентам» Инвектива Стихотворение «Распад» как бы обозначает рубеж между светлой идиллической частью и драмой с горестными признаками времени.:Куда часы нам затесать?Как скоротать тебя Распад?Поволжьем мира, чудесаВзялись, бушуют и не спят.И где привык сдаваться глазНа милость засухи степной,Она, туманная, взвиласьРеволюционною копной…***Там – гул. Ни лечь, ни прикорнуть.На площадях летает трут.Там ночь, шатаясь на корню,Целует уголь поутру. (1917) Стихи эти полны тревогой. В них не только констатация мятежного настоящего, но и предвидение будущих ужасов. Б. Пастернак «Распад» Стихотворение «Русская революция» была написана в период, когда началась гражданская война и разгорелся « красный террор». Оно воссоздает движение от бескровного февраля к послеоктябрьским катаклизмам: в мчащемся через Германию курьерском поезде есть пломбированный вагон с лидерами большевиков, которые делают ставку на насилие; рисует стремительного Ленина, не останавливающегося ни перед чем…Он,- «С Богом,-кинул, сев и став горланить, - К черту! – Отчизну увидав: - Черт с ней, чего глядеть!Мы у себя, эй жги, здесь Русь, да будет стерта!Еще не все сплылось; лей рельсы из людей!Лети на всех парах! Дыми, дави и мимо!Покуда целы мы, покуда держит ось.Здесь так знакомо все, дави, стесненья брось!»«Русская революция» Б. Пастернак А. Ахматова «И целый день, своих пугаюсь стонов… «Когда в тоске самоубийства…» «Не с теми я, кто бросил землю…»М Цветаева «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!» «Клонится, клонится тяжелый лоб»… « Две песни» « Рас-стояние: версты, мили…»О. Мандельштам «Когда октябрьский нам готовил временщик…» « Сумерки свободы» « Актер и рабочий» Правда, то, что казалось лежащим далеко в стороне от главной исторической и литературной магистрали, оказалось становым хребтом русской совести и русской поэзии. Голоса оказались пророческими. Пророческие голоса Источники1. Фогельсон И. А. От романтики до….прозрения. (Материалы к урокам по теме «Советская поэзия 20-х гг.»). Журнал Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. № 8. 1991.стр. 2 – 15.2. Интернет – ресурсы. МБОУ СОШ с. НайхинУчитель русского языка и литературы Мироненко Е.П.Декабрь 2015