Внеклассное мероприятие (родительское собрание) на тему: Роль самооценки в формировании личности


Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
“Лениногорский нефтяной техникум”





Внеклассное мероприятие
“РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ”



автор: Брендюрева Марина Ивановна
должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин





Лениногорск, 2016
Пояснительная записка
Задачи: ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки подростка; рассказать о возможных последствиях и низкой самооценки, и высокой самооценки; рассказать о том, как можно повысить самооценку ребенка.
Форма проведения: лекция - беседа.
Вопросы для обсуждения: самооценка как определяющий фактор развития личности; причины формирования той или иной самооценки; определение уровня самооценки; последствия низкой и высокой самооценки; повышение уровня самооценки.
Подготовка к собранию: тестирование студентов группы, данный тест является информативным способом уровня самооценки.
Оснащение собрания: раздаточный материал родителям в качестве памятки, интерактивная доска, презентация.
Участники: студенты группы 1 курса, классный руководитель, родители и другие родственники.
Актуальность данного мероприятия заключается в том, что сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к самому себе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой развития человечества должно стать содружество человека с самим собой. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании со своим я возможно дальнейшее развитие нашего общества. 
Ход собрания:
1. Организационный момент:
Постановка задачи собрания
2. Вступительное слово классного руководителя:
Чем обусловлен выбор данной темы
3. Лекция - беседа:
Что представляет собой самооценка.
Как и почему формируется самооценка.
Результаты тестирования группы.
Причины низкой самооценки.
Шаги к построению позитивной самооценки.
Подведение итогов.

Роль самооценки в формировании личности
То, что человек думает о себе,
определяет, или, скорее, указывает его судьбу.
Генри Давид ТороХод собрания
1. Вступительное слово
Добрый день родители и гости! Тема нашего родительского собрания “Роль самооценки в формировании личности”.
Успехи в учебе и в жизни не меньше зависят от предоставления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей, поэтому тема нашего собрания была выбрана не случайно. Когда ребенок утверждает: “Я этого никогда не осилю”, - это больше говорит о нем самом, чем об изучаемом предмете. Не чувствуя уверенности, он, скорее всего, действительно потерпит неудачу. Плохую успеваемость, незаинтересованность в учебе, плохое поведение во многом можно объяснить заниженной самооценкой, что в последнее время стало часто встречаться среди детей.
Формирование Я-концепции не заканчивается в определенном возрасте – постоянно происходят какие-то изменения.
2. Лекция
Вопрос к родителям
Как вы думаете, что такое самооценка?
В психологическом словаре самооценка толкуется как “оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей”. От самооценки зависят его взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка – это то, как мы себя ощущаем. Когда мы хорошо себя чувствуем, мир выглядит привлекательно, производительность возрастает, и взаимоотношения становятся много лучше. Обратное также верно.
Следовательно, самооценка влияет на эффективность деятельности и подростка, на дальнейшее развитие его личности. Поэтому сегодня мы поговорим о том, почему формируется та или иная самооценка, как определить уровень самооценки вашего ребенка, подумаем о возможных последствиях низкой самооценки и о том, как ее повысить.
Как и почему формируется та или иная самооценка?
Вопрос к родителям
Уважаемые родители хотелось бы узнать, по вашему мнению, с какого момента начинается у ребенка формироваться самооценка?
Формировать свою самооценку позитивную или негативную, мы начинаем с момента рождения. Мы развиваем те чувства (представления) о себе, которые укрепляются в нас окружающими.
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют от ребенка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
В подростковом возрасте все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисовать на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На верхней ступени лестницы находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверенны, у них все получается быстро, хорошо, легко. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них ровняются.
А на самой нижней ступени – неудачники. Они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.
Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже. Подумайте, где ваше место на этой лестнице в данный момент, и укажите его.
Если подросток поместил себя на одной из трех нижних ступенек – это тревожный симптом. Значит, родителям необходимо обратить внимание на это.
1. Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом: например, оно снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество зависят от того, насколько уверенно или неуверенно чувствует себя подросток. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач.
2. Не вызывает сомнения и вывод, сделанный современными психологами: человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если подросток сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
3. Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать, осуждать его. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным, ни кому не нужным.
4. Нелюбовь к себе также мешает услышать других людей: свои проблемы занимают человека с низкой самооценкой.
5. Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей, обычно они ограничиваются решением обыденных задач, так как слишком критичны к себе.
6. Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогаю подростку спрятаться от внешнего мира.
- Одна из них – шутовство. Человек высмеивает себя, как бы “опережая других”. Его неуверенность прячется за этим шутовским нарядом.
- И наоборот, сарказм, грубость, высокомерие могут послужить “щитом”. Стоит кому-либо посмотреть “как-то не так” и подросток взрывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры.
- Сравнив себя со сверстниками, подросток с низкой самооценкой нередко приходит к выводу, что ни кому не интересен. Результатом может стать замыкание на себе, уход в себя.
- Но такой вывод может привести и к совершенно противоположному результату: боясь осуждения со стороны других людей. Подросток начинает приспосабливаться к окружающим “ наступив на горло собственной песне”: не высказывает свое мнение, не дорожит собственными утверждениями.
Большинство подростков вынуждено находиться в подобном состоянии: социальная среда формирует вкусы современной молодежи, ее пристрастия.
Если по результатам теста ваш ребенок очутился на одной из 3 верхних ступеней, не торопитесь с выводами. Его оценка может оказаться вполне обоснованной и адекватной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей.
Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой оценки самого себя, своих поступков. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка работы – как заниженная.
Неудача воспринимается как результат неблагоприятно сложившихся обстоятельств или “происки врагов”. Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостаток знаний.
Понаблюдайте за своим ребенком. Если его поведение меняется в соответствии со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то высокая самооценка может даже способствовать успешному развитию личности.
ТАКЖЕ МОЖНО ПРОВЕСТИ ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ САМООЦЕНКИ.
Выписать на листок бумаги в две колонки по 10-20 качеств: слева – те, которые вам нравятся, справа – те, которыми вы обладаете хоть в какой то степени.
Вот черты характера, из которых можно выбрать близкие к вашим: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, зависимость, застенчивость, завистливость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, уверенность, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
После этого нужно подсчитать отношение выбранных качеств к общему количеству в данном столбике, то есть вычисляем процентное соотношение. Например, из 15 положительных качеств вы обладаете только 5. тогда итог будет следующим: (5/15)×100% = 33%.
После подсчета сравните свои результаты с выводами психологов:
- негативная самооценка – менее 20%;
- излишняя самокритика – 32,3 ± 1,4%;
- игнорирование своих позитивных качеств – менее 40%;
- стремление не замечать свои недостатки – более 40%;
- позитивная самооценка – 58,7 ± 1,7%;
- необъективно завышенная самооценка – больше 80%.
3. Результаты тестирования.
Среди ребят группы был проведен тест-опрос по уровню самооценки.
Первый тест представлял ту самую лестницу из 10 ступенек, на который каждый ребенок определил свое место.
Второй тест был проведен на компьютере. В результате были получены следующие результаты. Из 21 человека присутствующих в день опроса 14 человек оказалось в группе преодолевают депрессию, склонны к преувеличению, что является результатом низкой самооценки, и следовательно, низкой успеваемости. У 3 оказалась завышенная самооценка (с большим самомнением). У 4 тестирование показало, что их самооценка близка к реальной и похожа на действительность.
4. Продолжение лекции.
Причины низкой самооценки
Что же является причиной низкой самооценки?
Негативный разговор с самим собой и негативное самовнушение – это когда мы сознательно или несознательно повторяем самим себе нечто наподобие (можно спросить у родителей их мнение, чтобы привели примеры):
У меня плохая память.
Я не силен в математике.
Я не спортивен.
Я устал и т.д.
Очень скоро наш разум начинает верить в эти утверждения, и в соответствии с этим изменяется наше поведение.
Домашний очаг
Самый большой подарок, который родители могут дать своему ребенку, - это корни. Лучшая часть семейного дерева – это корни. Для того чтобы преуспеть в воспитании своих детей, нам следует затрачивать вдвое больше времени и вдвое меньше денег, чем это делается обычно.
Молодежь очень восприимчива. Родители с высокой самооценкой и в своих детях воспитывают уверенность и высокую самооценку, передавая им позитивные понятия, верования и ценности.
Нереальные ожидания совершенства.
Представьте себе, что ребенок приносит домой свой табель успеваемости с пятью оценками “5” и одной оценкой “4”. Обычно первое, что спрашивают родители, это “а почему “4”?” следует ли им поздравить его с оценкой “4”? никоим образом (зачитать родителям и обсудить, почему).
В чем в действительности нуждается ребенок, так это в признании своих заслуг и в одобрении тех усилий, которые он приложил к тому, чтобы получить пять оценок “5”. После признания и похвалы за эти оценки “5” родители могут выразить надежду впоследствии увидеть все шесть оценок оценками “5” и предложить свою помощь, если она потребуется. Если мы занижаем свои стандарты, есть большие шансы на то, что в следующий раз продуктивность упадет до уровня этих ожиданий. В работе происходит то же самое.
Недостаток дисциплины.
Что такое дисциплина? Дисциплина не означает, что вы берете ремень и порите своих детей (задать вопрос родителям, что, по их мнению означает дисциплина). Дисциплина – это любовь к непоколебимости. Это четкое направление. Это предупреждение проблемы до того, как она возникнет. Это обуздание энергии и направление ее в нужное русло с целью хорошей производительности. Дисциплина – это акт любви. Иногда вам приходится быть злым, чтобы оказаться добрым. Не все лекарства сладки, и хирургия не всегда безболезненна, но мы вынуждены ими пользоваться. Мы должны учиться у природы (рассказать про жирафа).
Предоставлять детям выбор – это важно, но выбор без направления приводит к беде. В среднем родители проводят со своими детьми 15 минут в неделю за “важными разговорами” – и те предоставлены сами себе и усваивают, какие попало ценности от своих сверстников и из телевещания.
Сегодня модна философия: “Если тебе это приятно, то делай это”. Нередко сейчас в наше время слышно, как родители невинно заявляют: “Меня не волнует, чем занимаются мои дети, если только это делает их счастливыми. Это единственное, что имеет значение”. Почему то при этом они не хотят знать, что делает их детей счастливыми. В результате большинство молодых людей предоставлены сами себе, что зачастую приводит к плачевным последствиям (рассказать про суд).
Как, от чего мы получаем удовольствие – это столь же важно, как и само удовольствие. Это является результатом нашей системы ценностей, дисциплины и ответственности.
Мы не можем прожить жизнь только на эмоциях. Мы должны прибавлять к ним дисциплину, не важно, в каком возрасте мы находимся.
Навешивание ярлыков и оскорбления со стороны родителей (спросить у родителей какие ярлыки зачастую навешиваются).
Приходилось ли вам слышать, как некоторые родители нежно или игриво называют своих детей “дурачками” или “глупенькими”? ярлыкам свойственно приклеиваться на всю жизнь будьте уверены, когда ваши дети окончательно вырастут, они постараются доказать правоту родителей.
Обычно склонные к оскорблениям родители говорят детям что-либо вроде:
Ты глуп.
Ты никогда ничего не делаешь правильно.
Ты никогда ничего не добьешься.
Принимать на себя ответственность.
Мы должны принимать на себя ответственность за наше поведение и наши действия и запрещать себе искать оправдания. Наши дети зачастую уподобляются студенту, который не успевает лишь потому, что ему не нравится предмет или ведущий его преподаватель. Кого он больше всех наказывает? Мы и в большей степени родители должны научить своих детей принять на себя ответственность и перестать обвинять других. Тогда, и только тогда производительность и качество жизни ваших детей будут улучшаться.
И самое главное это научить своих детей терпению.
Терпение творит уверенность, решительность
и рациональный взгляд на вещи,
что в конечном счете ведет к успеху.
Брайн Адамс
При этом следует различать терпение и леность. Иногда человек может пребывать в полнейшей бездеятельности, полагая при этом себя просто терпеливым (можно рассказать про дерево).
Шаги к построению позитивной самооценки.
Предложите своим детям почитать истории о жизнях тех людей, которые обращали негативное в позитивное, неблагоприятные обстоятельства – в преимущества, камни преткновения – в ступени лестницы. Они отказывались подчиняться разочарованиями и неудачам, они не сдавались.
Бетховеном написаны одни из лучших музыкальных произведений. Его физическим недостатком было отсутствие слуха. Одни из лучших стихотворений, написанных о природе, принадлежат Мильтону. При этом он был слепым.
И здесь нам следует учиться у природы. По мнению ученых, тело шмеля слишком тяжело, а размах его крыльев слишком мал, чтобы он был в состояния летать. Но шмель об этом не знает и летает себе как ни в чем не бывало.
Когда вы не знаете о своих ограничениях, вы выходите за их пределы и удивляетесь сами себе. Единственными ограничения человека являются те, которые он сам для себя создал. Не позволяйте своим детям накладывать на себя ограничения.
Каким образом можно повысить самооценку ребенка?
1. Поговорите с ребенком, попросите его написать все его достоинства и недостатки во всем: во внешнем облике, в характере. Попросите записать также и свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все то хорошее, что в нем есть. Помогите ему, напомните.
Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков.
2. Вторая задача – помочь ему справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему.
3. Постарайтесь изучить все лучшее, что в нем есть. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.
4. Подросток не должен пытаться быть похожим на других людей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстниками. Только сравнивая свой результат со своим же можно надеяться на успех. Повторяйте своему ребенку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать других (в первую очередь вас).
Ребенок постепенно научится самоуважению. Попросту говоря, самоуважение – это то, как мы сами себя ощущаем. Самоуважение является главным компонентом, определяющим, будет ли нам сопутствовать успех или неудача. Высокая самооценка ведет к счастливой, осмысленной и удовлетворяющей нас жизни. Если только человек не ощущает себя ценным, то у него не может быть высокого самоуважения.
Свою неуверенную оценку самих себя мы переносим и на других, и они отвечают нам соответствующим образом. Люди с высокой самооценкой растут в своих убеждениях, компетентности и готовности принимать на себя ответственность. Они встречают жизнь с оптимизмом, у них лучше складываются взаимоотношения, и жизнь их куда более удовлетворительна. У них возрастает производительность, они открыты навстречу новым возможностям и вызовам.
5. Подведение итогов.
Так как самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и в подростковом возрасте становится достаточно устойчивой, т. е. меняется с большим трудом, то изменить ее можно, лишь изменив отношение окружающих. Поэтому формирование адекватной самооценки зависит от справедливых оценок окружающих его людей.
Уважаемые родители, и в этом нелегком деле вам отводится ведущая роль. Помогите вашему ребенку повысить неадекватно заниженную самооценку: помогите поверить в себя, в свои силы. Постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности, нужно только поверить в них. Подчеркивайте индивидуальность, ценность вашего ребенка, и результат думаю, будет не плохой.
Хорошее начало создает хорошее завершение дела.
Английская пословица.
Посмотрите, по какому пути предпочитает идти ваш ребенок, сталкиваясь с трудностями. Все-таки “упереться рогами” и добиваться успеха или же махнуть рукой и подумать: “Да у меня все равно это не получится, я даже и пробовать не буду”. Когда такие ситуации возникают, постарайтесь на время отложить все другие дела (понятно, что это трудно, но поверьте, время и возможность так легко упустить и так трудно, потом наверстать) и поработать над самооценкой ребенка, над тем, чтобы все-таки выбирать путь успеха, а не заведомого поражения.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисовать на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. На верхней ступени лестницы находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверенны, у них все получается быстро, хорошо, легко. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них ровняются.
А на самой нижней ступени – неудачники. Они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.
Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже. Подумайте, где ваше место на этой лестнице в данный момент, и укажите его.
Если подросток поместил себя на одной из трех нижних ступенек – это тревожный симптом. Значит, родителям необходимо обратить внимание на это.
1. Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом: например, оно снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество зависят от того, насколько уверенно или неуверенно чувствует себя подросток. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач.
2. Не вызывает сомнения и вывод, сделанный современными психологами: человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если подросток сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
3. Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать, осуждать его. Почему? Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным, ни кому не нужным.
4. Нелюбовь к себе также мешает услышать других людей: свои проблемы занимают человека с низкой самооценкой.
5. Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей, обычно они ограничиваются решением обыденных задач, так как слишком критичны к себе.
6. Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогаю подростку спрятаться от внешнего мира.
- Одна из них – шутовство. Человек высмеивает себя, как бы “опережая других”. Его неуверенность прячется за этим шутовским нарядом.
- И наоборот, сарказм, грубость, высокомерие могут послужить “щитом”. Стоит кому-либо посмотреть “как-то не так” и подросток взрывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры.
- Сравнив себя со сверстниками, подросток с низкой самооценкой нередко приходит к выводу, что ни кому не интересен. Результатом может стать замыкание на себе, уход в себя.
- Но такой вывод может привести и к совершенно противоположному результату: боясь осуждения со стороны других людей. Подросток начинает приспосабливаться к окружающим “ наступив на горло собственной песне”: не высказывает свое мнение, не дорожит собственными утверждениями.
Большинство подростков вынуждено находиться в подобном состоянии: социальная среда формирует вкусы современной молодежи, ее пристрастия.
Если по результатам теста ваш ребенок очутился на одной из 3 верхних ступеней, не торопитесь с выводами. Его оценка может оказаться вполне обоснованной и адекватной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей.
Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой оценки самого себя, своих поступков. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка работы – как заниженная.
Неудача воспринимается как результат неблагоприятно сложившихся обстоятельств или “происки врагов”. Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостаток знаний.
Понаблюдайте за своим ребенком. Если его поведение меняется в соответствии со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то высокая самооценка может даже способствовать успешному развитию личности.
Каким образом можно повысить самооценку ребенка?
1. Поговорите с ребенком, попросите его написать все его достоинства и недостатки во всем: во внешнем облике, в характере. Попросите записать также и свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все то хорошее, что в нем есть. Помогите ему, напомните.
Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков.
2. Вторая задача – помочь ему справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему.
3. Постарайтесь изучить все лучшее, что в нем есть. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.
4. Подросток не должен пытаться быть похожим на других людей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстниками. Только сравнивая свой результат со своим же можно надеяться на успех. Повторяйте своему ребенку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать других (в первую очередь вас).
ТАКЖЕ МОЖНО ПРОВЕСТИ ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ САМООЦЕНКИ.
Выписать на листок бумаги в две колонки по 10-20 качеств: слева – те, которые вам нравятся, справа – те, которыми вы обладаете хоть в какой то степени.
Вот черты характера, из которых можно выбрать близкие к вашим: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, зависимость, застенчивость, завистливость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, уверенность, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
После этого нужно подсчитать отношение выбранных качеств к общему количеству в данном столбике, то есть вычисляем процентное соотношение. Например, из 15 положительных качеств вы обладаете только 5. тогда итог будет следующим: (5/15)×100% = 33%.
После подсчета сравните свои результаты с выводами психологов:
- негативная самооценка – менее 20%;
- излишняя самокритика – 32,3 ± 1,4%;
- игнорирование своих позитивных качеств – менее 40%;
- стремление не замечать свои недостатки – более 40%;
- позитивная самооценка – 58,7 ± 1,7%;
- необъективно завышенная самооценка – больше 80%.