Роль филологического образования в формировании компетентного выпускника


Роль филологического образования
в формировании компетентного выпускника
Старшая школа привлекла к себе пристальное внимание в последние годы, поскольку не была ориентирована на профориентацию учащихся, мало помогала их самоопределению, не предусматривала рационального распределения учебной нагрузки обучающихся с учетом специфики этапов обучения. Основные функции старшего этапа обучения в системе общего среднего образования:
 - обеспечить завершение обучающимися общего среднего образования и подготовить выпускников школы к жизни и работе в современном информационном обществе, способствовать их социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира;
 - помочь учащимся в их самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их наклонностями, возможностями, способностями.
     В зависимости от того, какая из функций преобладает в старшей школе, можно выделить несколько типов (моделей) организации обучения на старшем этапе и определить доминанты в содержании образования и разные уровни подготовки выпускников.
       Обучение украинскому языку в школе предусматривает профессионально-ориентированное изучение предмета. Оно должно создать ученикам благоприятные условия для учета их индивидуальных особенностей, интересов, способностей, склонностей, мотивов и потребностей для формирования четкой ориентации на определенный вид будущей профессиональной деятельности, связанной с языком. Изучение других предметов на украинском языке позволяет глубже и шире овладеть языковым материалом (лингвистическая компетенция), видами речевой деятельности (речевая компетенция), информацией о различных особенностях жизнедеятельности страны (социокультурная компетенция). Это осуществляется не только за счет увеличения объема соответствующего учебного материала, но и в результате широкого использования активных методов обучения, организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, использование в учебном процессе новейших технологий, в том числе электронных средств учебного назначения.
Парадигма образования ориентирована на такую ​​организацию обучения, которая обеспечивает коммуникативно-деятельностный характер процесса овладения языком. В связи с этим усиление социокультурного контекста содержания обучения является социально и педагогически целесообразной тенденцией преподавания языка в старших классах.
     Как показывают исследования, лишь 20% учителей старшей школы используют в своей деятельности проблемные методы, 10% практикуют интерактивное обучение. Методы мотивации обучения регулярно присутствуют в дидактической деятельности 25% педагогов. Ведущим мотивом учебной деятельности 70% школьников остается получение оценки, что сопровождается постоянным чувством напряженности и страха перед учителями и родителями. Познавательные мотивы и мотивы самореализации личности присутствуют лишь у 4-5% школьников. Ученики недостаточно привлекаются к самостоятельной учебно-познавательной деятельности с охватом всего ее цикла - от планирования до самоконтроля учебных результатов. Нерешенной остается проблема формирования ключевых компетенций, в частности, умение учиться, что является причиной подавляющего большинства учебных неудач школьников и низкой результативности обучения. В результате такой организации учебного процесса более 80% учебного материала ученики усваивают на уровне его воспроизведения и применения в стандартных ситуациях, а иногда и при наличии помощи извне. Именно поэтому одним из способов решения этой проблемы является переход к инновационным моделей обучения, которые предусматривают системное применение особых методов деятельности. Для учащихся старших классов такими являются интерактивные методики обучения, позволяющие решать коммуникативно-познавательные задачи средствами русскоязычного общения: ролевые игры, учебные ситуативные задачи, парные и групповые формы работы и тому подобное. Они способствуют формированию у учащихся готовности к самостоятельной деятельности, работы в коллективе, толерантного отношения ко всем участникам социального взаимодействия, к собственной ответственности за результативность выполненного задания и критического отношения к полученным результатам. Кроме того, такие виды деятельности мотивируют обучение, придают ему большую прагматичность, иллюстрируют ученикам возможные ситуации, требующие соответствующего речевого поведения, не нарушает сложившихся традиций и законов жизнедеятельности.
    Понятно, что те задачи, которые стоят перед предметом в условиях перехода на профильную школу, может решить только методически грамотный учитель, которой использует инновационные технологии обучения. Учитель профильной школы должен быть не просто специалистом высокого уровня, профессиональная подготовка которого соответствует профилю и специализации деятельности учебного заведения, но и обеспечивать:
- организацию учебного процесса на основе личностной ориентации (проектирование индивидуальных образовательных траекторий, организация содержательной предпрофильной подготовки, проведение курсов по выбору, спецкурсов, факультативов, кружков)
- практическую направленность учебного процесса (внедрение проектных и коммуникативных методов, привлечение учащихся к исследовательской деятельности);
- профильное самоопределение старшеклассников, развитие способностей и формирование компетенций, необходимых для продолжения обучения в соответствующей области знаний.
    Современному учителю украинского языка нужно овладеть двумя видами компетенции: собственной социокультурной компетенции и профессиональной компетенцией. Одним из средств формирования у учителя указанных компетенций является создание у него так называемого социокультурного портфеля, который, как следствие, станет своеобразной методической "копилкой" с социокультурным содержанием.
    Проблема выбора метода перед учителем возникала во все времена. Но в новых условиях социально-экономического развития нужны методы (их совокупность), которые позволят по-новому организовать процесс обучения (учения) и взаимоотношения между учеником и учителем. Речь идет о коммуникативной компетенции, что становится ценностью современного общества. Таким образом, необходимость формирования ключевых компетенций, как и знаний для жизни, требуют других методов, технологий обучения и воспитания.
Считаю, что филологическое образование действительно призвано внести весомый вклад в формирование компетентностей выпускника, основанных на знаниях, опыте, способностях, которые приобретены благодаря активному обучению. Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся. Активность как черта личности предполагает, что ученик становится субъектом деятельности и руководит своим собственным развитием с учетом общечеловеческих ценностей, требований общества. Состояние активности проявляется в психологическом настрое деятельности ученика: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к самостоятельной деятельности, личностной инициативе.
Умение и желание учиться – это тот фундамент, который должен заложить учитель. Лучший педагог тот, кто все обдумал, организовал, предсказал так, что его роль на уроке незаметна, а ученики творчески работают, овладевая новый материал. Поэтому перед любым уроком иде поиск ответа на «вечный» вопрос: как построить учебную работу, чтобы она вызвала эмоции у школьников, непременно положительно влияла на их чувства и мышление, обогащала их опытом самостоятельных поисков и размышлений. Ученики должны понимать, что в будущем они сами будут принимать непосредственное участие в совершенствовании науки и производства, будут действовать самостоятельно, а не по подсказке. Ведь нельзя жить по готовым рецептам.
     Учитель должен научить детей не бояться ошибок. Умные люди потому и умные, что пришли к мудрости через свои ошибки и поражения. Использование деловых игр в старших классах позволяет приблизить участников к реальным жизненным ситуациям через моделирование их во время деловой игры и нахождении более оптимального решения проблемы, заложенной в сюжете игры. Такие игры закрепляют теоретические знания, развивают творчество, формируют функциональные умения, учат деловому общения, их использование значительно облегчает перенос умений и навыков, сформированных во время учебы, на конкретные виды деятельности.
Результативность работы учителя - филолога:
1. Сформированность речевых умений, высокий уровень речевой культуры.
2. Самостоятельность (социализация).
3. Получение достаточного уровня знаний для продолжения обучения в высшей школе.
4. Привлечение к ценностям искусства слова.
5. Свободное владение языком на различных уровнях.
6. Знание двух языков.
7. Овладение речевой системой и умелое использование ее в различных видах и сферах речевой деятельности.
8. Знание истории литературы
9. Ориентация в потоке информации.
10. Личностное развитие.
11.Формирование необходимости самостоятельного получения знаний, развития интеллектуальных и творческих способностей (критическое и творческое мышление).
Таким образом, обучение украинского языка в профильной школе направлено на:
- Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образования учащихся, позволяет им быть равноправными партнерами общения в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах;- Обучение этике дискуссионного общения на украинском языке;
- Ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки уровня владения языком;
- Использование украинского языка в профессионально-ориентированном образовании.