Программа воспитательной работы по реализации портрета выпускника начальной школы.
Согласовано: Рассмотрено: Утверждено:
Зам. директора по УВР приказом директора
_______ / С.Ю.Грибова/ от « » ----------- 2010 г
---------------- /И. В. Фуряева/
Программа воспитательной работы
классного руководителя
Сологубовой Е.Ю.
Пояснительная записка
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики РФ. Человек имеет два вектора развития – как в сторону добра, так и в сторону зла. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным многоплановым процессом. Оно неотделимо от семьи, общества, культуры человечества, от страны проживания, культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Духовно – нравственный человек должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, опираясь на гуманистические идеи и ценности. Этот человек уверен в себе, не боится постоянно расширять свои возможности, способен к самообразованию, умеет принимать решения и достигать результатов в соответствии с поставленной целью. Он легко приспосабливается к меняющейся социальной ситуации, умеет быть терпимым к другому человеку, отличному от него.
Школа должна научить ребёнка социальным умениям:
развивать свои силы и способности;
адекватно оценивать собственный потенциал;
находить возможности для его реализации;
выбирать систему нравственных ценностей;
быть готовым к ответственному исполнению обязанностей гражданина;
приспосабливаться к меняющимся социальным условиям;
быть нацеленным на успех в выбранной деятельности;
понимать и принимать выбор другого человека.
Программа воспитания строится в соответствии с требованиями времени и социально – психологической ситуации, порождённой общественно – историческими процессами.
Основная цель воспитательной работы: создание условий способствующих развитию свободной, творчески – развитой, социально – ориентированной личности, способной к саморазвитию на основе индивидуального подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.
Принципы работы:
«Дойти до каждого» Каждый ребёнок должен стать участником ценностно-ориентированного мероприятия, будь то классный час, тематическое занятие в кружке, праздники, беседы, экскурсии и т.д.
«Добровольное участие» Ребёнок сам решает степень своего участия в программе, определяет своё место в системе мероприятий.
« Принцип вершины» Дети не просто готовятся ко взрослой жизни, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни наполнены делами и событиями, связанными с учёбой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом.
«Принцип открытости» Каждый ребёнок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к педагогу.
Основные направления развития воспитания:
1. Мероприятия по обеспечению позитивных межличностных отношений, духовно – нравственному развитию ребёнка. «Я и мои товарищи»
2. Мероприятия по освоению школьниками образовательных задач. «Одарённый ребёнок»
3. Мероприятия по воспитанию патриотических чувств и формированию опыта гражданско-правового поведения. «Я – гражданин»
4. Мероприятия в сфере обеспечения жизни и здоровья ребёнка. «Здоровый ребёнок»
5. Мероприятия по воспитанию экологической культуры. «Я и природа»
6. Профилактические мероприятия
Формы работы с детьми:
беседы, викторины, ситуативные практикумы, игры нравственного и духовно – нравственного содержания;
все виды творческой художественной деятельности детей, конкурсные мероприятия;
проведение совместных праздников школы и общественности;
экскурсии, целевые прогулки, туристические походы.
Содержание воспитательной деятельности:
Я и мои товарищи
Одарённый ребёнок
Я – гражданин
Здоровый ребёнок
Я и природа
Профилактические мероприятия
%°КТД, творческие конкурсы, выставки рисунков и творческих работ, объединения дополнительного образования, диспуты, клубные часы, фестивали, устные журналы, встреча поколений, круглый стол,
станционные игры, занятия речевого этикета и др.
Проекты, предметные недели, олимпиады, конкурсы по предметам, дни творчества школьника, литературные уроки, классный час – размышление,
экскурсии, поездки, информационные дни, работа с СМИ, ресурсами Интернета, справочниками библиотечные уроки, выход в сельскую библиотеку.
Акции школьного детского объединения, встречи с ветеранами, уроки мужества, игра «Зарница», тимуровские рейды, КТД, праздники, посвящённые имени героя Н.К,Иванова, дню Победы.
Дни здоровья, спортивные соревнования, турниры, конкурсные эстафеты, семейные спортивные праздники, походы, экологические десанты,
Уроки здоровья, беседы, практикумы, встречи с медицинской сестрой школы
Участие в олимпиадах по естествознанию, конкурсы рисунков, плакатов, поделок, проекты, викторины, акции, праздники, КТД, классные часы, экологические десанты, исследовательская работа, практические занятия, презентации, фотовыставки и др.
Беседы, плановые инструктажи, классные часы, игры – практикумы, творческие конкурсы, ролевые игры, элементы проектной деятельности, викторины, виртуальные экскурсии, экскурсия в пожарную часть г. Галича.
Организация деятельности класса:
распределение поручений в классе;
организация работы дежурных;
работа с активом класса;
организация внеклассных мероприятий.
Организация учебной деятельности класса и отдельных учащихся:
систематический контроль посещаемости учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков;
работа с дневниками учащихся, анализ дневниковых записей и контакт с родителями по поводу учебных результатов за неделю;
создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора;
развитие индивидуальных качеств личности учащихся с помощью школьного социального педагога.
Организация жизни класса во внеурочное время:
создание здорового микроклимата в коллективе;
развитие у учащихся навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в его выполнении;
организовывать и проводить в соответствии с планом воспитательной работы творческие дела, классные часы, с привлечением всего класса или отдельных учащихся;
охрана здоровья учащихся класса с учётом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Изучение и воспитание личности:
привитие навыков работоспособности и воспитание ответственного отношения к трудовой деятельности;
воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся;
воспитание гражданственности;
привитие санитарно – гигиенических навыков и навыков бережного отношения к своему здоровью.
Работа с родителями:
изучение семейной ситуации и условий воспитания ребёнка в семье;
индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;
проведение тематических родительских собраний;
привлечение родителей класса к активному участию в жизни школы и класса.
Формы работы с родителями:
родительские собрания на духовно – нравственные темы;
лектории для родителей;
дни открытых дверей;
проведение совместных мероприятий с детьми;
анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно – нравственного воспитания в семье;
индивидуальные беседы;
ведение социального паспорта класса.
Средства, необходимые для организации работы и реализации программы:
ТСО: компьютерные презентации, видеофильмы, Интернет ресурсы.
Художественная литература.
Альбомы, краски, природный и бросовый материал.
Средства массовой информации.
Ожидаемые результаты
При решении поставленных задач формирования духовно – нравственной личности определены ожидаемые результаты:
формирование навыков и привычек нравственного поведения;
обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;
накопление и обогащение опыта нравственного поведения путём организации их практической деятельности;
формирование ответственности за своё здоровье;
вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм.
Приложение ( Планы воспитательной работы за 2010 – 2013 уч.г)