Программа секции Юный гидробиолог
Программа кружка «ЮНЫЙ ГИДРОБИОЛОГ»
Гущина М.И. учитель биологии ВКК.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вода на Земле имеет огромное значение для живых организмов и для человека в том числе. Людям необходимы знания о состоянии воды и водных объектов и рационального ее использования.
Необходимость в организации кружка возникла в связи с ежегодной полевой практикой в Хоперском заповеднике, а также в связи с интересом детей к изучению водных объектов.
Для проведения практики необходимы некоторые знания и навыки ведения гидробиологических исследований,
Отличительной особенностью программы является:
Программа нацелена на изучение природы Воронежской области, на работу в полевых условиях с природными объектами.
На углубление и расширение знаний о видах, обитающих в местных водоемах, использование различных методик изучения водных объектов.
Курс, рассчитанный на 35 часов, включает теоретические и практические занятия.
ЦЕЛЬ: формирование естественно-научных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии, развитие склонностей, способностей и интересов школьников, планирующих в будущем выбрать профессию, связанную с биологией.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы водоемов Воронежской области.
Акцентировать внимание на значении воды для нашей планеты,
Расширить и углубить знания по биологии, систематике, экологии пресноводных растений и животных, обитающих в местных водоемах, об их народнохозяйственном значении, познакомить с работами сотрудников Хоперского заповедника..
Развивающие:
Развитие навыков работы с лабораторным оборудованием, умение систематизации биологических коллекций и гербариев .
Формирование навыков общения, приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Воспитательные:
Воспитывать ответственное отношение к природе родного края.
Возраст детей 10-17 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 35.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: групповая, индивидуальная.
Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые микропрепараты, гербарные и живые растения, палеонтологические коллекции, изображения животных. Все это имеется в кабинете биологии.
МЕТОДЫ: словесные (лекция, беседа, дискуссия), наглядные ( видеоматериал, презентации, коллекции, определители), работа с научной литературой, эксперимент,
частично-поисковые (при систематизации коллекционного материала). исследовательские.
По окончании программы учащиеся должны:
Знать: основных представителей местной флоры и фауны водоемов, особенности их местообитания и приспособленности к ним.
Представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу.
Методы гидробиологических исследований и методы биоиндикации.
Уметь: делать рекогносцировочное обследование водоема,
составлять карту-схему,
определять видовую принадлежность с помощью определителей,
описывать гидробионты на пробных площадках, трансектах,
анализировать флористические списки,
изготавливать влажные препараты, гербарии, коллекции,
пользоваться методами и приемами биоиндикации,
работать с научной литературой,
обрабатывать собранный материал,
представлять материал в форме исследовательской работы или проекта.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№
ТЕМА
ВСЕГО ЧАСОВ
ТЕОР. ЗАНЯТ.
ПРАКТ. ЗАНЯТ.
1
Вводное занятие
1
1
------
2
Гидробиология, ее разделы, объекты.
Некоторые методы исследований.
8
4
4
3
Вода как среда обитания
4
3
1
4
Пресноводные растения и животные
15
1
14
5
Биоиндикация
6
-
6
6
Итоговое занятие
1
-
1
ИТОГО 35 9 26
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ТЕМА
ТЕОР.
ПРАК.
1. Вводное занятие./план работы на год, правила поведения, литература.
1
2. ГИДРОБИОЛОГИЯ, ЕЕ РАЗДЕЛЫ, ОБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ. Роль животных и растений в системе «динамического равновесия».
8
1
3. Методы гидробиологических исследований / рекогносцировочное обследование водоема/.
1
4. Методика изготовления карты-схемы водоема.
1
5. Водоем как замкнутая экосистема.
1
6. Загрязнение водоемов. Охрана водоемов.
1
7. Хоперский государственный природный заповедник. Встреча с директором ХГПЗ.
1
8. Красная книга. Растения и животные Красной книги, обитающие в нашей местности
1
9. Изготовление альбома «Растения и животные Красной книги»
1
10. ВОДА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ. Значение воды в жизни нашей планеты. Свойства воды
4
1
11. Роль температуры в жизни гидробионтов.
Распределение водных организмов в связи с условиями освещенности.
1
12. Особенности строения и движения в связи с обитанием в водной среде.
1
13. Вертикальное распределение организмов. Понятие о планктоне, нектоне и бентосе.
1
14. ПРЕСНОВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ Водные растения / прибрежные, плавающие, подводные/. Систематика, биология, хозяйственное значение.
8
1
15. Работа с определителями водных растений.
1
16. Изучение, зарисовка внешнего вида и микроскопическое исследование водных растений.
1
17. Методика описание сообществ гидрофитов на пробных площадках.
1
18. Анализ флористических списков
1
19.Методика исследования состава и структуры высшей водной растительности на трансектах.
1
20. Методика схематического картографирования.
1
21. Методика обработки материалов и представления результатов.
1
22. ПРЕСНОВОДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Простейшие, губки, кишечнополостные, черви, насекомые, моллюски. Работа с определителями.
7
1
23. Рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие.
1
24. Изучение, зарисовка внешнего вида и микроскопическое исследование одноклеточных организмов.
1
25. Изучение типов передвижения.
1
26. Изучение защитных приспособлений / покровительственная и предупреждающая окраска, быстрота передвижения, прозрачность тела, механические средства защиты, постройка чехлов. Ядовитые выделения.
1
27. Влияние температуры на развитие икры и головастиков различных земноводных
1
28. Методика изучения кислородного режима водоема.
1
29. БИОИНДИКАЦИЯ. Биоиндикация качества воды по водным растениям / на примере ряски/.
6
1
30. Биоиндикация качества воды на примере двустворчатых моллюсков.
1
31. Методика изготовление влажных препаратов.
1
32. Методика сбора и изготовления гербариев.
1
33. Экскурсии на водоем / фенологические: осень, зима, весна /
1
34. Экскурсии с целью изучения водных растений и животных
1
35. Итоговое занятие. Обзор изученного и сделанного. Выставка.
1
ИТОГО
9
26
15