Фелица Урок — педмастерская в 10 классе по теме «Екатерина II»
Фелица
Урок - педмастерская в 10 классе по теме «Екатерина II»
Цели урока:
Создать условия для осознания учащимися понятия « эпоха Екатерины Великой».
Дать возможность учащимся через представленную информацию проанализировать особенности правления Екатерины II и сделать выводы о причинах получения императрицей почетного имени – Великая.
Развивать коммуникативную и рефлексивную культуру школьников.
Оборудование урока: краски, кисточки, альбомные листы для рисования, жетоны с изображением порядковых номеров групп, раздаточный материал с информацией по правлению Екатерины II, отрывки из оды Г.Р. Державина «Фелица», карточки с вопросами рефлексии.
Ход урока
Учащиеся в начале урока разбиваются по группам путем жребия (жетоны с изображением порядковых номеров групп, по 4-5 человек в группе).
I. Индуктор: на доске надпись: «Фелица».
Ваши ассоциации, предположения, что или кто это может быть?
(Учитель записывает на доске, учащиеся на своих листах).
Индивидуальная социализация: Какие возникли затруднения?
II. Самоконструкция: учащимся предлагаются отрывки из оды Г.Р.Державина «Фелица».
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь;
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до утра.
Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! Свет из тьмы творить;
Деля хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;
Из разногласия согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Так кормщик, через понт плывущий,
Ловя под парус ветер рвущий,
Умеет судном управлять.
Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачества сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их,
Царей они подвластны воле, -
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.
Слух идет о твоих поступках,
Что нимало не горда;
Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда;
Что ты в напастьях равнодушна,
Что отреклась и мудрой слыть.
Еще же говорят неложно,
Что будто завсегда возможно
Тебе и правду говорить.
О ком идет речь? Какие предположения возникли?
Социоконструкция: обсудите в группе, запишите возникшие предположения.
III. Самоконструкция: определение исторического деятеля:
учащимся частями выдается информация по характеристике деятельности Екатерины II .
Какие предположения возникли? Поделитесь.
- Пришла к власти в результате государственного переворота и раздала в награду участникам около одного миллиона рублей.
(Ситуация затруднения)
- При ее правлении крестьяне, посмевшие жаловаться на своего помещика, наказывались кнутом и ссылались на вечную каторгу в Нерчинск.
(Ситуация затруднения)
- Написала, получивший известность во всей Европе «Наказ», в котором заявила о своем намерении воплотить идеи французских просветителей в законы Российской империи.
(Ситуация затруднения, либо догадки)
- Управляла Российским государством 34 года. Единственная из женщин – правительниц России получила почетное имя Великой. (Ситуация догадки)
IV. Социоконструкция: составление сравнительной таблицы «Да – нет».
Предположите, за что Екатерина II получила звание «Великой» и за что могли критиковать ее современники и историки. Обсудите в группе.
V. Социоконструкция: работа с информацией. Группам предоставляется одинаковая информация.
Формирование групп «За» и «Против»: рассчитайтесь на « 1 – 2», первые номера – группы «За», вторые номера – группы «Против».
Задание для групп, сформированных из учащихся с номерами 1:
Убедите оппонентов в правильности оценки современниками роли Екатерины II – «Великая».
Задание для групп, сформированных из учащихся с номерами 2:
Выявите недостатки в правлении Екатерины II. .
VI Межгрупповая социализация: обменяйтесь информацией, задайте вопросы оппонентам.
Ситуация разрыва: различные точки зрения оценки деятельности Екатерины II. Дискуссия.
VII. Самоконструкция: афиширование: нарисуйте образ Екатерининской эпохи.
Учащиеся представляют свои рисунки – символы эпохи, авторам задаются вопросы по содержанию.
VIII. Рефлексия: вопросы на карточках.
Как я усвоил материал?
Как я работал, удовлетворен ли своей работой?
Как работала группа?
Мое мнение об уроке.
Индивидуальная социализация.
Список литературы для урока.
1. Алексеев В.В. и др. Исторический календарь. Десять веков Российской истории (от князя Владимира до Николая II). – Д.: Сталкер, 1996.
2. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: новое время. Энциклопедия для школьника. Серия «Детский Плутарх». - М.: Олма – ПРЕСС, 1999.
3.Личман Б.В. и др. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. - М.: Просвещение, 1994.
4. Манько А.В. Чтение об особах Российского императорского дома. – М.: Просвещение, 1994.
5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – Ставрополь.: Кавказский край, 1993.
6. Школьная энциклопедия «Руссика». История России XVIII-XIX вв.- М.: Олма –ПРЕСС, 2003.
7. Энциклопедия для детей. Том 5, ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта +, 1997.
Хиля Елена Васильевна, учитель истории МАОУ СОШ №5 г. Кувандыка Оренбургской области
13PAGE 15
13PAGE 14315