Разработка урока литературы на тему: «Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва».
ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Разработка урока литературы на тему:
«Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва».
Выполнила:
социальный педагог, преподаватель
Карнаухова В.А.
Сызрань 2014
Разработка урока литературы на тему:
«Жизнь и творчество Н.С. Гумилёва».
Цель:
Ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством Н.С. Гумилева.
Задачи:
1.Изучить биографию поэта Н.С. Гумилева.
2.Развивать логическое мышление обучающихся на уроке связывая его творчество с проблемами времени и рассматривая понятие об акмеизме.
3.Воспитывать интерес обучающихся к личности поэта, развивать чувство сопереживания к его судьбе.
4. Знакомство обучающихся с таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы на примере стихотворения «Жираф» Н.С. Гумилёва.
Методические приёмы:
лекция педагога, беседа по теории литературы, анализ стихотворения.
Оформление урока:
на каждой парте книга стихотворений поэта. Портрет Н.С. Гумилёва.
Эпиграфы:По-моему глубокому убеждению, ...- поэт еще не прочитанный... А. Ахматова.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания:
1.Подготовиться к сообщению о биографии Н.С.Гумилёва, прочитав его биографию и составив вопросы (письменно).
2.На какие традиции русской литературы опирается «акмеизм»?
3.В чём вы видите отличия символизма и акмеизма?
II. Сообщение учителя или заранее подготовленного ученика о биографии Н.С. Гумилёва.
Мы продолжаем знакомиться с поэтами Серебряного века.Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого значительного человека 18 века, и можешь ничего не добавлять. Это можно сказать и о многих людях Серебряного века. Они покоряют нас не только стихами, но и своей необычной судьбой. Послушайте рассказ из жизни того времени.
Гумилёв родился и провёл детство в Кронштадте, учился в Тифлисе и в Царском Селе в гимназии, где директором был Ин. Анненский. Слушал лекции в Париже, путешествовал по странам Африки. Он был занят не только поиском приключений в своих путешествиях; он собирал для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племён, он записывал песни, легенды, предания; по возвращении в Россию коллекцию пришлось сдавать неделю – так она была велика. В 1910 году женился на Анне Горенко (Ахматовой). Гумилёв несколько раз делал предложение Анне Горенко (Ахматовой) и получал отказ за отказом. Наконец 25 апреля 1910 года они обвенчались; но счастья им не было. Их отношения скорее были тайным единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным. Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, она сказала: «Дай мне развод». «Пожалуйста», - ответил я. Во время развода никогда ничего не показывал, не сердился, хотя очень был расстроен. Только раз ещё заговорил об этом. Мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него; я поцеловал её руку и сказал: «Зачем ты всё это выдумала?»
Уйдя в 1914году на фронт добровольцем, получил два Георгиевских креста за храбрость. Восторженное воспевание опасности, борьбы и «края бездны» стало неизменным свойством поэзии Гумилёва. Волевая целеустремлённость натуры сказалась и в неустанной работе над стихом. Уже в первых сборниках («Путь конквистадоров», 1905; «Романтические цветы», 1908; «Жемчуга, 1910) видны черты поэтического мира Гумилёва. Вместе с Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилёва часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма: в его стихах отсутствовала обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая – природа и искусство Африки, реалии первой мировой войны. Уже в ранних стихах проявляется романтическое и мужественное стремление к мечте, причём не утопической, а вполне достижимой. Он жил и дышал поэзией, мучительно и беззаветно любил женщин, ненавидел фальшь и притворство, был честен и ради этой чести отдал свою жизнь. Согласно законам символизма, сочинил из своих стихотворений миф о себе и
оставил его разгадывать нам. Из воспоминаний ученицы Н.С.Гумилёва Ирины Одоевцевой: «Однажды на вечере поэзии у балтфлотовцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчётливо проскандировал:
Я бельгийский ему подарил пистолетИ портрет моего государя.
По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Он продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущённых слушателей. Кончив стихотворение, скрестил руки на груди и спокойно обвёл взглядом зал, ожидая аплодисментов. Он ждал и смотрел на матросов. Матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: он победил».
3 августа 1921 года Н. Гумилёв был арестован по подозрению в заговоре против новой власти. Его допрашивал некто Якобсон – умный, образованный человек. Он назвался его поклонником и читал наизусть его стихи. Он не скрывал монархических взглядов. Заявил, что никогда не состоял в контрреволюционной организации, хотя и предлагали туда вступить – он не скрывал это. «Предрассудки – как вы называете это – дворянской чести не позволили мне пойти с доносом,- сказал он следователю». Запись в деле Гумилёва, сделанная следователем Якобсоном» «Считаю необходимым применить расстрел как к явному врагу народа». В августе 1921 года расстреляны участники так называемого «таганцевского заговора» (которого не было). Среди них – Николай Гумилёв. Позднее один из чекистов, участвовавших в расстреле, скажет: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, под пулями стоял улыбаясь».
III.Читаем и анализируем одно из ранних стихотворений «Жираф» (1907)
Николай Гумилёв сочетал в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти качества и способности поэт сумел вложить в стихотворную форму. Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Африканская тема в стихах Гумилёва сделали его поэтом: он нашёл оригинальную тему и занял с ней своё место в поэзии. Начало этой темы небольшой цикл в сборнике «Романтические цветы», открывающемся стихотворением.
«Жираф» Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взглядИ руки особенно тонки, колени обняв.Послушай: далеко, далеко, на озере ЧадИзысканный бродит жираф.Ему грациозная стройность и нега дана,И шкуру его украшает волшебный узор,Равняться с которым осмелится только луна,Дробясь и качаясь на влаге широких озер.Вдали он подобен цветным парусам корабля,И бег его плавен, как радостный птичий полет.Я знаю, что много чудесного видит земля,Когда на закате он прячется в мраморный грот.Я знаю веселые сказки таинственных странПро черную деву, про страсть молодого вождя,Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.И как я тебе расскажу про тропический сад,Про стройные пальмы, про запах немыслимых травТы плачешь? Послушай далеко, на озере ЧадИзысканный бродит жираф.
В нашем прочтении «Жираф» представляет собой диалог между «я» (идентификация данного персонажа по грамматическим признакам невозможна) и женщиной (вдыхала), который заключён в форму лирического обращения субъекта. Роль женщины заключается в определенном «провоцирующем» настроении в начале стихотворения и в реакции на рассказ о Жирафе в последней строфе. Её жесты можно считать «немыми» репликами, свидетельствующими об участии в разговоре, предмет которого не сводим к Жирафу и заключает в себе проблему веры и доверия, лежащую в основе любой человеческой коммуникации. В чём значение обращения к экзотике в этом стихотворении? Красоты Африки описаны подробно, многоцветно. Это воспоминания человека, который наблюдал за этими красотами. Рассказ о «изысканном жирафе» волшебен. Лирическому преображению способствует и без того прекрасная реальность, а также красочные эпитеты: «грациозная стройность», «волшебный узор», «немыслимые травы». Присутствует сравнение: жираф сравнивается с цветными парусами корабля, бег его уподобляется радостному птичьему полёту. Всё это описание для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной туманами и дождями России. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку. Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины:
Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт
В человеческом воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на Земле. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки. Обращаясь к загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки. Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, - чем не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его. Николай Гумилёв даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его стихов) со стороны. Кольцевое обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там оно и завершается. Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному. В своём сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство, которое "здесь", поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь "тяжёлый туман", который мы ежеминутно вдыхаем. В мире, где мы живём, остались лишь грусть да слёзы. Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: "далеко, далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф". Обычно выражение "далеко-далеко" пишется через дефис и именует нечто, совершенно недостижимое. Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент. Известно, что Гумилёву довелось побывать в Африке, собственными глазами увидеть описанные им красоты (стихотворение "Жираф" было написано до первой поездки Гумилёва в Африку). Мир, в котором живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых тонах. На озере Чад, словно драгоценный алмаз, мир блестит и переливается. Николай Гумилёв, как и другие поэты-акмеисты, использует в своих произведениях не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность в своём воображении представить тот или иной оттенок. Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Строки рифмуются при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге).
IV. Итоги урока.
Вопросы обучающимся:
1.Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке?
2.Почему оно называется “Жираф”?3.Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?V. Домашнее задание: написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева “Жираф”.
Список использованной литературы:
Николай Гумилёв. Избранное. М., «Просвещение», 1990.
Чупринин с. Из твёрдого камня. Судьба и стихи Н.Гумилёва. В книге «Серебряный век». М., АСТ Олимп, 1996.
Павловский А. Н.Гумилёв. ж. «Вопросы литературы», 1986, №10.
Ахматова А. Самый непрочитанный поэт. Ж. «Новый мир», 1990, №5.
Панкеев И. Николай Гумилёв. М., «Просвещение», 1995.
Русская литература 20 века. Практикум. М., «Просвещение», 2000.
Русская литература серебряного века. Учебное пособие для школ, лицеев и гимназий. М., «Про – пресс», 2000.
Заголовок 115