Конспект урока по литературному чтению Сказка про козла С.Я.Маршак
Тема урока: С.Я.Маршак «Про козла».
Цель:
познакомить уч-ся с одним из литературных жанров – пьесой;
выявить существенные признаки драматического произведения – сказки-пьесы С.Я. Маршака «Про Козла»;
развивать умения выражать свои мысли, аргументировать;
развивать внимание, речь, выразительное чтение, навыки актёрского мастерства;
воспитывать интерес к чтению и любви к литературе;
воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.
Тип урока: урок - инсценирование.
Форма урока: устный журнал.
Оборудование: презентация, таблички с надписями: пьеса, драма, ремарки, поэт, редактор, переводчик, драматург, тесты, выставка книг, рисунки учащихся , маски.
Ход урока
Организационный момент.
-Ребята! Сегодня мы с вами узнаем об очень хорошем человеке - известном детском писателе. А проведём мы наш урок в форме Устного журнала.
1.Речевая разминка.(слайд 2)
-Прочитайте с разной интонацией.
…О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
Ф.Кривин
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
-Как называется раздел, который изучаем?
-Как называется сказка, которую читали на прошлом уроке?
-К какому виду сказок она относится? Первая страница – Занимательная.
1.Игра "Доскажи словечко".
– Мы сейчас поиграем в игру "Доскажи словечко" и вспомним героев этого произведения (Ученик читает стихи, а учащиеся подбирают рифму, оканчивающую стихотворение).
У Элли есть дружочек-крошка,А зовут его ... (Тотошка)Этот друг не утонет в воде, Но может быстро погибнуть в огне. (Страшила) Этот царь зверей, но все жеНа царя он не похож. Но с друзьями, осмелев, Идет за мужеством ... (Трусливый Лев) Этот парень хоть куда,Воды боится иногда,В дороге он смелый, полезныйКто? ... (Дровосек Железный)
-Чем вы можете объяснить, что сказки, написанные давно, продолжают оставаться интересными для детей и взрослых? А.Волков говорил: «В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка».
III. Самоопределение к деятельности.(слайд 3)
1. Игра «Угадайка».
1.
Бьют его рукой и палкой Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (Мяч.)
2.
Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья, Мы за обедом под столом, А ночью под кроватью. (Сапоги)
3.
Под Новый год Пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он весИ, наконец, совсем исчез. (Календарь.)
4.
Пучеглазая особа. Из болота смотрит в оба. Ква-ква-ква, да ква-ква-ква, Вот и все ее слова. (Лягушка.)
5.
Мы ходим ночью, Ходим днем, но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час.А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)
6.
Что такое перед нами? Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И селедка на носу. (Очки.)
(Учащиеся называют ответы и получают закладки.)
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Фамилия этого детского писателя Маршак, а зовут его Самуил Яковлевич.
2. Сообщение об авторе. - Страничка нашего журнала называется «Познавательная»(сообщение 2 учеников).
На ней мы узнаем, каким был С.Я. Маршак и его биографию(слайд 4).
Родился он, ребята, еще в позапрошлом веке, в 1887 г., в г. Воронеж. Отец его был талантливейшим человеком, работал мастером на разных заводах, поэтому семья часто переезжала' с места на место. Учился Маршак сначала в городе Острогожске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге. Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, любимыми авторами стали для него Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи. Заручившись поддержкой нескольких журналов и газет, молодой литератор уезжает в Англию, где слушает лекции в Лондонском университете и глубоко, серьезно изучает английский язык. Отличное владение языком помогло Самуилу Яковлевичу стать замечательным переводчиком: английские народные баллады и стихотворения английских поэтов в его переводах очень популярны у нас. После революции Маршак работал в детских журналах, писал стихи для детей, пьесы для детского театра. В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом. Об этом одна из его лучших сказок "Двенадцать месяцев». Чудесным своим талантом С. Маршак, радовал детей много-много лет. И сегодня дети с тем же удовольствием читают его книга. О самых важных вещах нашей жизни миллионы ребят узнали из стихотворений, сказок, пьес этого чудесного поэта. Даже простая азбука сделалась по-новому интересной, когда Самуил Яковлевич взялся за неё и придумал стихи про каждую из букв – «От А до Я»
Аист с нами прожил лето, А зимой гостил он где-то. Бегемот разинул рот, Булки просит бегемот.
Обыкновенный календарь становится волшебным, когда Маршак рассказывает про каждый из двенадцати месяцев. Все цвета радуги, все краски и оттенки природы по-новому засверкали перед нашими глазами в книге Самуила Яковлевича 'Круглый год". Вот, например, месяц январь:
Открываем календарь -Начинается январь. В январе, в январе Много снега на дворе.Снег на крыше, на крылечке, Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом.Или май:Распустился ландыш в мае,В самый праздник - в первый день.Май, цветами провожая,Распускается сирень.
Миллионы мальчишек и девчонок помнят его стихи наизусть. Например, книга о верном и неутомимом письмоносце, который в любую погоду и по любому адресу вовремя доставит почту:
Кто стучится в дверь ко мне? С толстой сумкой на ремне, С цифрой пять на медной бляшке,В синей форменной фуражке?- Это он,- Это он, Ленинградский почтальон.
А кто не помнит ловких храбрых артистов 13 стихотворения "Цирк".
Жонглеры-медвежата, Собаки-акробаты, Канатоходец - слон,Всемирный чемпион.Единственные в мире Атлеты-силачи Подбрасывают гири, Как детские мячи.
Познавательна история о том, как живут "Детки в клетке" в зоологическом саду.
Эй, не стойте слишком близко! Я тигренок, а не киска! Я страусенок молодой,Заносчивый и гордый. Когда сержусь - я бью ногой Мозолистой и твердой. Когда пугаюсь - я бегу,Вытягивая шею.А вот летать я не умею.
Для того чтобы рассказать обо всем этом, потребовались и огромный писательский талант, и самые разнообразные знания, и постоянный труд, заполнявший всю жизнь писателя до самого последнего ее дня.
3. « Доскажи словечко».
Пела ночью мышка в норке:Спи, мышонок, замолчи:/Дам тебе я хлебной крошкиИ огарочек свечи./ («Сказка о глупом мышонке»).
Дама сдавала в багаж:Дива, чемодан, саквояж/Картину, корзину, коробкуИ маленькую собачонку./ («Багаж»).
Кто стучится в дверь ко мнеС толстой сумкой на ремне?/С цифрой 5 на медной бляшкеВ синей форменной фуражке?/ («Почта»).
Кто это у вас? Это моя дочка. А почему у вашей дочки серые щёчки?Она давно не мылась.А почему у неё мохнатые лапы и усы как у папы?Она давно не брилась. («Усатый – полосатый»)
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремнеС цифрой 5 на медной бляшке, В синей формной фуражке?Это он, это он Ленинградский почтальон. («Почта»)
Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки – Оказались это брюки.Надевать он стал пальто – говорят ему: не то.Стал натягивать гамаши – Говорят ему: Не ваши.Вместо шапки на ходу Он надел сковороду.Вместо валенок перчаткиНатянул себе на пятки. («Вот какой рассеянный»)
Ищут пожарные, Ищут милиция. Ищут фотографыВ нашей столице,Ищут давно,Но не могут найтиПарня какого-то лет 20. («Рассказ о неизвестном герое») IV. Введение в тему урока.
По жанру, какие произведения вошли в раздел, который мы изучаем?
Что такое сказки? (5 слайд)
Назовите признаки сказки? (6слайд)
Перечислите виды сказок. Приведите примеры. (7 слайд)
V. Сообщение темы урока. 1.Постановка проблемного вопроса.
– Назовите жанры, которые встречались нам.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным жанром.
– Кто из вас был в театре?
– Что такое театр?
– Театр – это помещение, в котором представляют, показывают произведения.
Первые театры были построены в древней Греции.
– Какую из прочитанных сказок вы хотели бы увидеть в театре?
Какие спектакли вы уже видели?
– Прежде, чем ставят спектакль, пишут пьесу. А что такое пьеса?
Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ.
– Прочитайте тему урока . (8 слайд)
Как вы понимаете: сказка для театра?
– «Сказка про козла» – что о ней можно предположить по заглавию?(Наверное, сказка о животных.)
– А если её автор – С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая...) (9 слайд)
Работа с текстом до чтения.
– Какие вы читали сказки, где героем является коза или козёл? Какими мы их видим в сказках? ( В сказке «Лисица и Козёл» Козёл доверчив, глуп, в сказке «Волк и семеро козлят» Коза - заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в норвежской сказке «Коза —Золотые рожки» Коза на доброту и ласку отвечает добром.)
– Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.)
– Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.)
– Чем интересен текст сказки? Как он записан?
– Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.)
– Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.)
– Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации.
– Предположите, какие события произойдут в сказке.
3. Работа с текстом во время чтения.
Инсценирование 1-го действия.
Вопросы после чтения:
— Кто действующие лица?
– Какие слова были не понятны? Какими вы представляете бабу и деда?
— Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.)
Что он умел делать?
Что удивило бабу и деда? (Козел умеет говорить и выполнять работу по дому.)
Прочитайте, как дед и баба относятся к козлу.
— Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? Как догадались?(Волки - в списке действующих лиц и на иллюстрациях.)
Действие 2 дети читают вслух по ролям.
Вопросы после чтения:
– Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.)
– А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный...)
– А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их печаль надо передать при чтении.)
Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.
Как эту грусть, горе покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?
Найдите соответствующие ремарки.
Чем закончилось второе действие?
4. Закрепление. Работа с иллюстрациями (с. 55-60).
Какие моменты действия отражены на этих иллюстрациях? (Нападение волков, поиски козла дедом и бабой.)
Какие черты внешнего облика, характера героев, отмеченные автором, удалось передать художнику? (Волки тощие и слабые, козел решительный и готовиться до конца, старики задумчивы и несчастны.)
Какие иллюстрации понравились больше других. Почему?
VI. Рефлексия.
– Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость) ( В трудную минуту побеждает упорный и умный). А сейчас тест. Если вы согласны, ставите +, если нет -
Игра «Плюсики»
Дед входил в избу с вязанкой дров?
Баба в это время растапливала печь?
Баба хотела сварить кашу?
Дед и баба хотели дочку?
Козёл заглянул в дверь?
Козёл хотел сварить обед для бабы с дедом?
Козёл за водой пошёл с двумя вёдрами?
Козёл в лесу хотел набрать грибов?
Козёл в лес пошёл с ведром?
В лесу было два волка?
Проверка: (10слайд)
+
–
–
–
–
+
+
+
–
–
VII. Итог урока.
Понравилась ли вам «Сказка про козла»?
Почему её легко поставить на сцене?
Чем пьеса-сказка отличается от обычной сказки?
VIII. Домашнее задание.
Перечитать пьесу-сказку, подготовить инсценировку.