Конспект урока по литературе на тему: С.Я. Маршак Сказка про Козла (4 класс)
СОШ им.Г.Молдашева
Урок литературы
"С.Я. Маршак "Сказка про Козла"
Учитель: Наутайова А.Д.
Проверил: Ерболатов А.Е.
2014-1015 учебный год
Предмет Литература Дата 26.01.15
Тема занятия: С.Я. Маршак "Сказка про Козла"
Ссылки, ресурсы
Учебник, таблички с надписями: пьеса, драма, ремарки, поэт, редактор, переводчик, драматург, тесты, выставка книг, реквизиты к пьесе, кластер "Пьеса", "С.Я.Маршак", открытки - сердечки, фломастеры, клей, аудиозапись И.Саруханова "Старики вы мои, старики", эпиграф "«Корми деда на печи, сам будешь там».
Общая цель
Продолжить работу с одним из литературных жанров – пьесой; выявить существенные признаки драматического произведения – сказки-пьесы С.Я. Маршака «Про Козла»; учить критически мыслить, выражать свои мысли, анализировать, аргументировать; развивать внимание, речь, выразительное чтение, умение работать с учебником; воспитывать уважительное отношение к пожилым людям
Результаты обучения для учителей Продолжают работу с одним из литературных жанров – пьесой; выявляют существенные признаки драматического произведения – сказки-пьесы С.Я. Маршака «Про Козла»; умеют выражать свои мысли, анализировать, аргументировать, критически мыслить; развивают внимание, речь, выразительное чтение; вырабатывают интерес к чтению и любви к литературе; уважительное отношение к пожилым людям
Ключ идеи, основные базовые понятия «Корми деда на печи, сам будешь там».
Задания 1 I. Организационный момент.
- Какое у вас настроение?
Давайте, на этой позитивной ноте, начнем наш урок.
Мозговой штурм
- О чем говорят вам эти произведения "Кошкин дом", "Багаж", "Сказка об
умном мышонке"?
-Кто написал все эти произведения?
Уже много лет живут на свете ни за что не желающие стареть стихи, сказки С.Маршака.
Кому адресованы произведения
С. Маршака?
Почему вы так думаете?
"II. Проверка домашнего задания.
-Вчера, мы начали проходить еще одно его произведение, не менее интересное, чем другие.
- Как называется?
- Что было задано на дом?
- Задание для проверки знаний биографий.
Составление кластера "С.Я.Маршак" из отдельных слов на карточках.
Маршак – детский поэт,
Маршак – драматург
Маршак – лирический поэт
Маршак – переводчик
Маршак - литературный критик
Какого Маршака вы вчера узнали?
Драматург — писатель, создающий драматические произведения, пьесы.
- А что такое пьеса?
– Чем интересен текст сказки? Как он записан?
– Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц?
– Найдите и другие признаки пьесы. С. Маршак.
С.Маршак писал для детей.
Его произведения понятны детям, легко запоминаются, интересны, поучительны, остроумны
"Сказка про козла"
Прочитать биографию и подготовить инсценировку.
Маршака - драматурга
Это пьеса-сказка
Есть ремарки, текст разделён на действия
2 Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса.
– Сегодня мы продолжим работу над пьесой С.Я.Маршака "Сказка про козла", посмотрим инсценировку сказки в двух действиях, определим идею произведения.
Эпиграфом урока будет народная пословица: «Корми деда на печи, сам будешь там». Но к нему вы вернемся позже. 3 Инсценировка первого действия.
а) Давайте, посмотрим первое действие и на то, как сыграют актеры свои роли.
б) Вопросы после чтения:
- Назовите действующих лиц первого действия.
- Какими вы представили бабу и деда?
- Почему козел стал им помогать?
- Что он умел делать?
- Что удивило бабу и деда?
- Как дед и баба относятся к козлу?
- Чем заканчивается первое действие?
- Как вы думаете, что ожидает козла в лесу?
умеет говорить и выполнять работу по
дому
встреча с волками
4 Инсценировка второго действия.
- Где происходило второе действие?
- Какими вы видели волков?
- Почему один козел мог побороть 7 волков.
- Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.
- Как эту грусть, горе должны показать артисты, исполняющие роли бабы и деда? Найдите соответствующие ремарки.
- Чем закончилось второе действие? (голодными, злыми, трусливыми).
(был отважен, силен, хитер
Ответы детей
5 - Понравилась ли вам «Сказка про козла»?
- Все поняли?
- Если так, то проверим свои знания, ответив на вопросы теста.
Тест
Дед входил в избу с вязанкой дров?
Баба в это время растапливала печь?
Баба хотела сварить кашу?
Дед и баба хотели дочку?
Козёл заглянул в дверь?
Козёл хотел сварить обед для бабы с дедом?
Козёл за водой пошёл с двумя вёдрами?
Козёл в лесу хотел набрать грибов?
Козёл в лес пошёл с ведром?
В лесу было два волка? Ответы на вопросы
+
-
-
-
-
+
+
+
-
-
6 Рефлексия.
Вернемся к эпиграфу «Корми деда на печи, сам будешь там».
-Как вы понимаете смысл пословицы?
– Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк?
- Ребята, заботятся о стариках можно и нужно в любом возрасте, а не ждать, пока вы вырастите и потом поможете.
Помните о наших любимых бабушках и дедушках, заботитесь о них, помогайте и всегда старайтесь найти минуточку, чтобы поблагодарить своих родных, чтобы позвонить или написать, пошлите весточку нашим родным, ведь им так нужна ваша поддержка. Напишите на частичках сердечка (поделка, вырезанная из картона) слова благодарности и подарите бабушкам и дедушкам (под музыку пишут слова благодарности). Почаще вспоминайте о них и дарите им радость. Ведь как гласит народная пословица «Корми деда на печи, сам будешь там». Надо уважать старость.
Ответы детей
Ответы детей
(В трудную минуту побеждает упорный и умный)
под песню "Старики вы мои, старики" пишут слова благодарности
Последующие задания и чтения Подготовить чтение по ролям