Урок по русскому языку «Предлог как часть речи»

Конспект роткрытого урока:
« Предлог как часть речи».Письмо Деда Мороза.
Цели:
Обобщить знания обучающихся о предлоге как служебной части речи.
Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; развивать речь, память, внимание, мышление, обогащать словарный запас учащихся.
Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувства доброжелательности, благодарности к другим.
Оборудование: мультимедийное устройство, снежинки, письмо Деда Мороза(на каждого ребенка).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок, мы с вами отправимся в путешествие.
2.Психологический настрой на урок.
Но чтобы отправиться в путешествие, нам надо взять с собой хорошее настроение.
-Ребята скажите, а кто знает секрет хорошего настроения?
-Секрет в улыбке. Нужно просто улыбнуться, себе и другим, и сразу станет на сердце радостнее. Ведь улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбнитесь: подарите себе и другим частичку хорошего настроения.
3.Сообщение цели и задач урока.
Сегодня мы поговорим о такой части речи, как предлог, выясним роль предлога в предложении и словосочетании, о том, как пишется предлог с другими словами, почему его относят к служебным частям речи и ,наконец, как же отличить предлог от приставки.(на доску попутно вывешиваются карточки)
1) что такое предлог и какова его роль в предложении?
как пишется предлог с другими словами?
почему предлог относится к служебным частям речи?
как отличить предлог от приставки?
Открываем тетради, записываем: число, классная работа, тема: «Предлог как часть речи».
4.Постановка проблемы.
Ребята приближается самый любимый праздник всех детей и взрослых. Какой это праздник? (Новый год).
-А кому принято писать письма на Новый год? (Деду Морозу)
- Верно, ребята, но и Дедушка Мороз тоже пишет письма ребятам. Вы бы хотели узнать, что он пишет детям? У Дедушки Мороза есть верный помощник – почтальон-снеговик, который разносит письма детям задолго до наступления Нового года. Итак, мы отправляемся в путь со снеговиком.
-О, что же случилось?! Вредный колдун заколдовал письмо, и из него пропали слова. Давайте попробуем прочитать его. Вам понятно, о чем здесь написано? (Да)
-А красивое ли стало письмо? (Нет)
-А кто догадался, какие слова пропали? (Предлоги)
- Итак, ребята наш снеговик очень расстроен, что же он скажет Деду Морозу. Ребят поможем ему найти предлоги? (Да)
- Тогда отправляемся в страну Морфологию, жителями которой являются части речи. В этой стране заведует всем волшебница фея. Она поможет снеговику найти предлоги, если он справится с ее непростыми заданиями.
4.Актуализация имеющихся у детей знаний об основных самостоятельных частях речи.
Задание первое. Так как жители страны Морфологии - части речи, Фея хочет выяснить, а хорошо ли вы знаете ее жителей.
Мастерская.
Посмотрите на экран - одежда жителей города тоже иногда требуют ремонта, вам нужно назвать каждого жителя, (т. е. прочитать слова), заштопать его платье,(т.е.вставить букву) отправить каждое в слово в свой (домик), т.е. записать в первый столбик -только имена существительные, во второй - только имена прилагательные, а в третий -глаголы. Но при этом, не забывать доказывать, что это за часть речи, т.е. что она обозначает и на какие вопросы отвечает.
От каждого ряда выходит по одному человеку, записывают слова, подчеркивают орфограммы. Каждый ряд проверяет своего представителя, объясняя признаки части речи.
- Ребята, а все ли слова мы с вами распределили? Какие слова остались? Как они называются? Для чего они нужны? (Предлоги)
- Молодцы, ребята, вы ловко справились с заданием, снеговик и фея довольны. Но не время расслабляться, мудрая фея хочет проверить, насколько вы смышленые.
4.Повторение и закрепление изученного материала по теме предлог.
Грамматическая задача.
«Три месяца находился узник в сыром и мрачном подвале. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей»
- Откуда же там взялись кости? Здесь какая-то орфографическая ошибка?
Давайте, внимательно посмотрим на предложение, в котором написано, какую еду ему приносили. -Итак, что же ему давали? (Хлеб и воду) А есть ли здесь еще название еды? Оно спряталось, прочитайте внимательно.
-Итак, мы выяснили, что узнику давали хлеб, уху и воду, вот откуда кости.
-Ребят, а какая орфографическая ошибка была здесь допущена? (Предлог пишется с существительными раздельно).
-А как это доказать? (Поставим слово между предлогом и существительным или зададим вопрос)
-Молодцы! Вы вновь обрадовали фею.
-Итак, фея довольна вашей работой, теперь она может показать дорогу снеговику. Снеговик спешит к избушке, где живут предлоги, а пока он добирается, мы с вами опишем его маршрут.
3)Работа со словосочетаниями.
Вставить предлоги в словосочетание и записать их.
Отъехал от дороги
обозначьте графически приставку и предлог,
-чем отличаются приставка и предлог?
-приставка-это часть слова, а предлог-целое слово, приставка пишется слитно, а предлог раздельно .
поехал по дороге
переехал через мост
поднялся в гору
спустился с горы
- Итак, наш снеговик добрался до избушки, посмотрите внимательно, как предлоги у нас расположились, предлог на -на крыше, предлог в -в доме, предлог у-у дома и т. д.
- Ребята, давайте сделаем вывод, для чего нужны предлоги? Для чего они служат? (Предлоги связывают слова в словосочетания по смыслу и грамматически, у каждого из них есть свое значение, например, пространства около, над, времени после, до)
4) Составление предложения.
-Ребята, мы с вами помогли снеговику найти предлоги, а теперь давайте составим предложение по картинке, чтобы посмотреть, как же связывают предлоги слова в предложении.
Зимой дети играют в снежки, катаются на санках, на коньках и на лыжах и лепят снеговика.
Составляют предложения по картинке, выбирается наиболее подходящее, записывается в тетради и на доске, находится грамматическая основа, и определяются части речи.
Какие слова связывают предлоги? В чем отличие самостоятельных и служебных частей речи? (Самостоятельные называют предметы, признаки, действия, а служебные связывают их в словосочетания и предложения)
5)Восстановление текста письма Деда Мороза.
- Вы молодцы, помогли снеговику найти предлоги, а теперь давайте восстановим текст письмо Деда Мороза, вставив подходящие по смыслу предлоги:
Здравствуй мой друг! Приветствует тебя Дед Мороз из старинного северного города Великий Устюг.
Поздравляю тебя с наступающим Новым годом! Пусть наступивший год принесет с собой много счастья и радости в твой дом. Я тебе желаю много улыбок, веселья, теплоты и красоты. Будь другом верным и надежным, и тогда в твоей жизни будут встречаться чудеса, волшебная зимняя сказка превратится в исполнение твоих самых заветных желаний!
Приезжай в гости в мой сказочный город Великий Устюг!
-Какое теплое письмо написал Дедушка Мороз. Ребята, а давайте сейчас напишем небольшое письмо Деду Морозу и пожелаем ему в ответ что-нибудь хорошее и доброе.
Или д/з написать письмо Дедушке морозу, красиво украсить.
Подведение итогов.
Давайте вспомним, что мы с вами хотели узнать? (Ориентирование на карточки)
ответы на вопросы
что такое предлог и какова его роль в предложении?
как пишется предлог с другими словами?
почему предлог относится к служебным частям речи?
как отличить предлог от приставки?
Наше путешествие подошло к концу, Что нового вы узнали? Что интересного для вас было на уроке? Что вызвало затруднение?
Оценивание
Раздача снежинок и писем от Деда Мороза
ИЛИ ТАКОЙ ВАРИАНТ
Наше путешествие подошло к концу, Что нового вы узнали? Что интересного для вас было на уроке? Что вызвало затруднение?
Давайте вспомним, какие вопросы мы ставили в начале урока? (Ориентирование на карточки) Все ли мы узнали, всему научились?
ответы на вопросы
что такое предлог и какова его роль в предложении?
как пишется предлог с другими словами?
почему предлог относится к служебным частям речи?
как отличить предлог от приставки?
Оценивание. Раздача снежинок и писем от Деда Мороза



15