Повторение по теме «Союз и предлог как служебные части речи».


Предмет. Русский язык
Класс: 7
Урок №:
Дата:
Тема. Повторение по теме «Союз и предлог как служебные части речи».
Цели урока:
систематизировать и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге;
сформировать навык правописания союзов, предлогов и умение отличать союзы и предлоги от омонимичных им частей речи;
повторить различные виды разборов;
(р/р) конструировать предложения по предложенным схемам;
вырабатывать умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация «Задания по теме «Союз».
Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
II. Работа у доски по теме «Повторение. Синтаксис, морфология, морфемика». Самостоятельная работа нескольких учащихся.
Синтаксический разбор предложения.
Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям.4 (Повеств., невоскл., сложное , так как состоит из 2-ух простых:
1) ночь ложилась (двусост., распр., неосл.);
2) туман начинал бродить (двусост., распр., неосл.); союзное, ССП)Когда все уходили на работу, дома оставались только бабушка и внучка. 4(Повеств., невоскл., сложное, так как состоит из 2-ух простых:1) все уходили (двусост., распр., неосл.);
2) оставались бабушка и внучка (двусост., распр., осл. однор.чл); союзное, СПП)
Морфологический разбор слов.
Меня хвалили за3 то, что3 я хорошо работал.
Что3-союз.
I.
II.Морф.пр.: подч., простой
За3- предлог.
I. Хвалили (за что?) за то
II.Морф.пр.: непроизв., простой
III. Фронтальный опрос.
Какие служебные части речи вы знаете? (Предлоги, союзы, частицы)
Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?(Самостоятельные части речи могут употребляться в речи без служебных и являются членами предложения).
Дайте определение союзу.
Дайте определение предлогу.
Какие предлоги называются производными?
Какие предлоги называются непроизводными?
Как делятся союзы по синтаксической роли? (Сочинительные – подчинительные.)
Какие бывают союзы по морфологическому составу? (Простые и составные.)
Каким членом предложения является союз? (Не является членом предложения.)
На какие вопросы отвечает союз? (Вопрос задать нельзя.)
На какие группы делятся союзы по строению? (Простые и составные)
Какие союзы называются простыми?
Какие союзы называются составными?
Какие союзы называются сочинительными?
Назовите группы сочинительных союзов.
Какие союзы называются подчинительными?
IV. Интерактивная доска. Устная работа «Четвертое лишнее»
Как, также, хотя, если
Либо; не только…, но и ; потому что; зато
От того, чтобы, за то, и так
Так как, потому что, что, для того чтобы
Однако, но, зато, и
Не то… не то; или, а, либо
Когда, пока, да, где
В течение, благодаря, из, в виде
Вследствие, в продолжение, несмотря на, в заключение
О, про, с, вроде
V. Повторение по теме «Союз и предлог как служебные части речи».Задание№1. Объяснительный диктант по теме «Правописание производных предлогов»
В течение дня, несмотря на недомогание, ввиду засухи, в течении реки, вследствие непогоды, в следствии по делу, в продолжение часа, заколка в виде стрекозы, в продолжении романа, строение наподобие башни, в роду Семеновых рождались девочки, задача на подобие треугольников.
Правописание, каких предлогов мы повторили?
Дайте определение производным проедлогам.
Составьте предложение, используя данные словосочетания.
Задание№2. Правописание союзов. Объяснить слитное и раздельное написание союзов и других частей речи (работа с интерактивной доской)
Я люблю делать то(же), что и брат.
Мои товарищи учатся хорошо, я так(же) не отстаю от них.
Что(бы) мне такое нарисовать?
От (того), что он сделает, зависит многое.
Наши предки боролись за(то), что (бы) Россия была свободной.
Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.
Мы устали и (так)замерзли, что решили вернуться4.
Ребята не успели на урок от(того), что поздно вышли из дома.
Расскажите о правописание союза «чтобы»
От чего зависит написание союзов тоже, также?
Расскажите о правописание союза «зато»
Задание№3. Спишите, исправляя допущенные ошибки.
Дети неслышали и непонимали его. Они радовались тому что он им нечего неделает. Юшка то же радовался. Он знал, отчего дети смеються над ним, и мучяют ево. Он верил что дети любят ево что он нужен им только они неумеют любить человека и поэтому терзают ево.
Задания к тексту:
Определить, из какого произведения взят отрывок.
Выполнить синтаксический разбор третьего предложения.
VI. Подведение итогов урока.
– Какие виды работ мы выполнили на уроке?
– Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?
VII. Домашнее задание. Повторить правила п.54-61 стр.165-вопросы, выписать из произведения «Кусака» 2 предложения ССП и два предложения СПП, подчеркнув грамматические основы.
Кто автор этого произведения?
И что это произведение объединяет с рассказом Платонова «Юшка»