План открытого урока на тему : Железо и его соединения ( 9 класс)


Теоретический лицей «Dacia»
Дидактический проект урока химии.
Тема
Класс: 9 –ый
Тема: Железо и его соединения
Преподаватель: Чебану Ольга Анатольевна I-ая дидактическая категория
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность: 45 минут
Кишинев 2015
Другого ничего в природе нетНи здесь, ни там, в космических глубинах:Все от песчинок малых до планет -Из элементов состоит единых.С. Щипачев
Тема: «Железо и его соединения».
Тип урока: Урок изучения нового материала проблемно-поисковым методом.
Ключевая цель: в процессе исследования изучить физические и химические свойства железа и его соединений; развивать дальнейшие умения составлять молекулярные и ионные уравнения химических реакций; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы; развивать познавательную деятельность через эксперимент и посредством заданий развивающего характера; развивать коммуникативные качества личности.
Операциональные цели:
Ученик будет способен :Ц.1 Описывать положение элемента по положению в ПСХЭ и его нахождение в природе.
Ц.2 Описывать физические свойства железа.
Ц.3 Выводить по схеме химические свойства железа.
Ц.4 Устанавливать причинно-следственные связи: свойства – применение – биологическая роль для железа и его соединений.
Ц.5 уметь распознавать соединения железа(II) от соединений железа (III)
Ц.6 Развивать познавательную деятельность через эксперимент и посредством знаний развивающего характера.
Ц.7 Развивать творческие способности.
Учитель: Cebanu O. A. ЛИЦЕЙ „ DACIA ”
Тема: «Железо и его соединения».
Этапы Цели Деятельность учителя Деятельность ученика Методы Время
1.Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задачи урока.
«Визитная карточка железа»
Описание химического элемента железо по положению в ПСХЭ
Описание физических свойств железа
Нахождение в природе.
Экспериментальная часть
- Химические свойства железа.
- Соединения железа.
“Значение железа”
-тест: «Порядок ли у вас с железом.». Домашнее задание.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ц.6
Ц.1
Ц.2
Ц.6
Ц.1
Ц.6
Ц.3
Ц.6
Ц.4
Ц.5
Ц.5
Ц.6
Ц.7
Ц.6
Ц.7
-Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие, чтобы познакомиться с Пришельцем из космоса. А какой металл считается Пришельцем? Почему его так назвали?
-Запишите тему нашего урока.
Во время путешествия нам предстоит выяснить несколько вопросов:
«Визитная карточка железа»
-характеристика элемента по положению в ПСХЭ; -физические свойства железа; нахождение железа в природе.
Экспериментальная
химические свойства железа; свойства соединений железа (II ) и (III); качественные реакции на соединения железа.
Значение железа
Прежде мы начнем изучать новую тему, посмотрите на стол. У вас у каждого на столе есть скрепка. Опустите ее в пробирку с CuSO4. опыт идет достаточно долго. Результаты нам понадобятся в середине урока.
Работая с Периодической таблицей химических элементов, составьте визитную карточку для железа по алгоритму:
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
Ar
Mr
M
Физические свойства:
Цвет:
Металлический блеск:
Твердость:
Пластичность:
Теплопроводность:
Электропроводность:
Плотность:
Температура плавления:
? Какими ещё свойствами обладает железо?
Учитель. Да, в отличие от других металлов, железо способно намагничиваться, оно обладает ферромагнетизмом.
В свободном виде
В природе железо встречается и в виде соединений : магнетит - Fe3O4 ( 72 % железа ) ; гематит - Fe2O3 ( 65 % железа) .? Какова активность железа?
Учитель обращает внимание учащихся на электрохимический ряд напряжения металлов. Для того, чтобы узнать активность железа по отношению к другим веществам, мы совершаем с вами очередную остановку.
-Мы изучили общие свойства металлов. По схеме – солнышко объясните, с какими веществами реагирует железо.
В тетрадях составьте соответствующие уравнения реакций. На чистых лепестках цветка напишите продукты реакций.
? Какие два оксида образует химический элемент железо?
? Какими свойствами они обладают?
? Какие гидроксиды им соответствуют?
-Предлагаю учащимся провести опыт: реакцию обмена между сульфатом железа(II) и гидроксидом натрия, записать уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
-Затем реакцию между хлоридом железа(III) и гидроксидом натрия.
Эти уравнения являются качественными реакциями на Fe (II) и Fe (III)
Железо (III) можно отличить от железа (II) по реакции образования кроваво-красного раствора тиоционата железа (III) Fe(CNS)3
Соединение железа двухвалентного неустойчиво и окисляется, превращаясь в соединение железа трехвалентного бурого цвета
Fe(OH)3 - гидроксид железа (III ) - основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одновременно присутствие воды и кислорода, в противном случае коррозия так и не наступит. Известно, что в течение многих столетий стоит знаменитая железная колонна в столице Индии Дели. Почему? (Там сухой воздух).
Загадки.
1. Показать яблоко «начиненное» гвоздями. Предложить ученикам объяснить, как с помощью этого яблока лечили людей в средних веках и от какой болезни.
Нередко можно услышать такой совет: “Ешьте побольше яблок, особенно антоновку: они очень богаты железом и витамином С”. На самом деле яблоки не особенно богаты железом. Более того, они содержат его порой меньше, чем другие продукты питания. Другое дело, что соли железа, содержащиеся в яблоках, лучше усваиваются организмом, поскольку они находятся в благоприятном соотношении с витаминами. Но это касается вообще всех сортов яблок, а не только антоновских.
Как уже было сказано, при недостатке железа в организме развивается заболевание железодефицитная анемия. Примерно оценить обеспеченность организма железом можно с помощью следующего теста.
Тест “Порядок ли у вас с железом”.
На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.
1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?3. Теряли ли вы в последнее время много крови?4.Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?5. Вы редко или совсем не едите мясо?6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?7. Вы едите мало овощей?
Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.
2. Ребята, а что является символом Парижа? –Эйфелева башня. Она неизлечима больна, ржавеет и разрушается, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.
Железо - основа всей металлургии, машиностроения, железнодорожного транспорта, судостроения, грандиозных инженерных сооружений - от башни Эйфеля до ажура железнодорожных мостов. Все, все - начиная от швейной иглы, гвоздя, топора и кончая паутиной железных дорог, плавающими крепостями - авианосцами и линкорами - и огнедышащими домнами, где рождается само железо, - состоит из железа. Железо - это металл созидания!
д/з
В завершении путешествия поделитесь своими впечатлениями. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:
Сегодня я узнал(а) _______________________ ________________________________________
Я удивился (лась) ________________________ _________________________________________
Я хотел (а) бы ____________________________ _________________________________________ Железо и его соединения.
Учащиеся опускают скрепку в пробирку с раствором сульфата меди (11)
Учащиеся при помощи ПСХЭ и учебника заполняют визитную карточку железа.
26
Четвертый большой
VIII
Побочная
56
56
56 г/моль
Железо - серебристо-белый или серый металл, твердый, с высокой пластичностью, теплопроводностью и электропроводностью, плотность его равна 7,87 г/см3, тугоплавкий-1540 OС. Это самый распространенный химических элементов в природе. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%.
Демонстрация опыта: намагничивание железных опилок с песком Можно использовать монеты достоинством 25бан и 50 бан.
Знакомство человека с железом произошло в давние времена. Есть основания полагать, что образцы железа, которые держали в руках первобытные люди, были неземного происхождения. Входя в состав некоторых метеоритов - вечных странников океана Вселенной, случайно нашедших приют на нашей планете, - метеоритное железо было тем материалом, из которого человек изготовил впервые железные изделия. Железо в самородном состоянии встречается на земле главным образом в виде метеоритного, “космического” железа.
- 18 октября 1916 года вблизи с. Богуславки Дальневосточного края наблюдали падение метеорита, два его осколка весили по 256 кг.
- 1920 год - Юго-Западная Африка, метеорит “Гоба” весом около 60 тонн.
- 30 июня 1908 г. упал знаменитый Тунгусский метеорит весом 50 тыс. тонн.
Составляют схему – солнышко «Химические свойства железа.»1. 2 Fe + 3Cl2 FeCl3
2. 3 Fe +2O2 Fе 3O 4
3. Fe + S FeS4. Fe + 2HCI = FeCI2 + H2
5. Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
6. 4 Fe + 6 H2O + 3 O2 4 Fe(OH)3
По 1 из группы ученики приклеивают лепестки ромашки на доску.
(FeO и Fe2O3)
(Основными).
(Fe(OH)2 и Fe(OH)3)
FeSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Fe(OH)2
составляют только молекулярное уравнение и записывают наблюдения. (болотный осадок).
Пиу, сиу дописать дома!
FeCl3 + 3 NaOH 3NaCl + Fe(OH)3
составляют только молекулярное уравнение и записывают наблюдения. (Бурый осадок).
Пиу, сиу дописать дома!
FeCl3 + 3KCNS 3KCl + Fe(CNS)3
Пиу, сиу дописать дома!
4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O 4Fe(OH)3
На ночь «втыкались» гвозди. А на утро больному АНЕМИЕЙ предлагалось съесть это яблоко.
Железо издавна применяется в медицине для лечения малокровия, при истощении, упадке сил. Биохимики раскрывают огромную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав гемоглобина, железо обуславливает красный цвет этого вещества, от которого, в свою очередь, зависит цвет крови. В организме взрослого человека содержится 3 г железа, из них 75% входят в состав гемоглобина, благодаря которому осуществляется важнейший биологический процесс - дыхание.
Коррозия.
Железо необходимо и для растений. Оно участвует в окислительных процессах протоплазмы, при дыхании растений и в построении хлорофилла, хотя само и не входит в его состав.
Семь металлов посвящены 7 богам: золото – Аполлону ( солнцу, воскресенью), серебро – Диане (луне, понедельнику); медь – Венере (пятнице); железо – Марсу ( вторнику); олово – Юпитеру (четвергу); свинец – Сатурну (субботе); ртуть – Меркурию ( среде)
1. § 3.6
2. уравнения в ионном виде дописать
3. сделать рекламный проспект для железа
Лаборатор-ный опыт
работа в парах.
Работа с учебником, справочной литер, ПСХЭ
Запись в тетради.
работа в парах.
Работа с учебником, справочной литер, ПСХЭ
Запись в тетради.
Демонстра- ционный опыт
Сообщение учеников.
Воспроизведение знаний по схеме.
работа в парах.
Работа с учебником, справочной литер. Демонстра-ция.
Демонстра-ция.
Запись в тетради.
работа в парах.
Демонстра-ция.
работа в парах.
Демонстра-цияКачествен-ная реакция.
Лаборатор-ный опыт.
Творческая работа
Диалог.
Творческое задание.
Приложения
парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
1 Химические свойства железа

Взаимодействие с хлором парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
2 Химические свойства железа
Взаимодействие с серой парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
3 Химические свойства железа
Взаимодействие с кислородом
парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
4 Химические свойства железа
Взаимодействие с водой парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
5
ОПЫТ! Химические свойства железа
Взаимодействие с кислотой (соляной )парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
6
ОПЫТ! Химические свойства железа
Взаимодействие с сульфатом меди (11) парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
7
ОПЫТ!
Взаимодействие сульфата железа (11) с гидроксидом натрия парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
8
ОПЫТ! Взаимодействие хлорида железа (111) с гидроксидом натрия. парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
9
ОПЫТ! Взаимодействие хлорида железа (111) с тиоцианатом калия (KCNS) парта задание Ф.И. учеников взаимооценка.
10 Окисление гидроксида железа (11) до гидроксида железа (111)