ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ И СА-МОРАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ, РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ И САМОРАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ, РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА»
(слайд 2)
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Формирование потребности в обучении без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. (слайд 3)Учащиеся с повышенной мотивацией к предметам являются двигателем прогресса.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И мы педагоги задаемся вопросами: почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы обучение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению.
Мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Тысячекратно цитируется, применительно к школе, древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы мы и попытаемся ответить.
(слайд 4)
Приоритет творчества предопределяет изменение сущности учебно-воспитательного процесса, актуализируя проблему развития самостоятельной творческой личности, выявления и раскрытия ее творческого потенциала.
Современная педагогика, обращѐнная к исследованию проблем становления и развития творческой личности, неизменно решает вопросы создания педагогических условий для успешного осуществления работы в данном направлении.(слайд 5) Педагогические условия это совокупность организованных обстоятельств и направлений педагогической деятельности, обусловливающих достижение эффективного результата в развитии детей. К вопросу разработки педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, за последнее время, обращалось особенно много ученых.
В содержании исследований указанного периода выявился ряд педагогических направлений.
Наиболее крупными направлениями можно считать следующие: ( в скобках не читать)
1) анализ общих вопросов современных педагогических технологий в образовании .(слайд 6) (объединяет разработку педагогических условий реализации современных технологий образования; условия гуманизации учебно-воспитательного процесса; приобщение младших школьников к духовным ценностям). В данном случае большое место занимает утверждение постулатов индивидуализации образования;
2) изучение личности школьника в целом .(слайд 7) (рассматривает педагогические условия формирования личности учащихся младших классов; развития и управления эмоциональной сферой; тенденции развития познавательной активности; воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста; особенности формирования рефлексии в учебном процессе; вопросы саморазвития учащихся.)
3) исследование творческого развития учащихся; .(слайд 8) (выявляет педагогические условия творческого развития детей в целом; предполагают анализ художественно-творческого мышления младших школьников; творческого воображения; литературных способностей, а также возможности художественно-творческой деятельности учащихся; преемственности в развитии данных процессов);
4) формирование учебной деятельности. .(слайд 9) (выявлению педагогических условий развития познавательной активности младших школьников; формирования стиля учебной деятельности и развитие индивидуально-познавательных стилей деятельности; предрасположенности к овладению знаниями младших школьников; формирования положительной мотивации учения и положительного отношения к изучаемым предметам; факторы, формирующие образовательный статус школьников).
Анализ деятельности по проблеме выявления педагогических возможностей
в различных направлениях учебно-воспитательного процесса показал, что условия достаточно традиционны и часто повторяются в тех или иных сочетаниях. Все они группируются вокруг трех составляющих образовательной среды: .(слайд 10) Учитель. Урок. Ученик. Ведущим и значимым компонентом в этой триаде является Учитель, обеспечивающий педагогические условия благодаря а) осознанию значения современных задач воспитания и творческого развития; б)личным качествам; в) методике преподавания.
Во второй составляющей педагогической среды – Урок – учитель обеспечивает ряд педагогических условий, ведущими из которых являются: .(слайд 11) а) творческая атмосфера; б)творческое взаимодействие участников деятельности; в) наличие различных форм и видов деятельности.
Третья составляющая образовательной среды – Ученик. Именно на него, собственно, и ориентирована реализация педагогических условий. Мы полагаем, что в результате формирования предыдущих компонентов ученик должен обрести и проявить ряд качеств, по которым современная педагогика и оценивает значимость существования педагогических условий, обеспечивающих процесс обучения и воспитания. Определены следующие качества, которые должен обрести ученик в процессе обучения: .(слайд 12) а) интерес к познавательной деятельности; б) удовлетворение познавательной активности; в) потребность к самовыражению; г) потребность в общении со сверстниками; д) ощущение радости от успехов в учебной и творческой деятельности и др.
Обретение вышеперечисленных качеств невозможно без формирования потребностей в обучении и саморазвитии учащихся, т.е. формирования мотивации обучения.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Мы провели исследования среди учащихся нашей школы и выявили, насколько сформирована у них потребность в обучении.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет необходимость включения каждого ученика в творческую деятельность, обеспечивающую формирование и развитие его познавательных потребностей.
Особую роль в развитии творческого потенциала учащихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.
Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя.
Профессионально-педагогическая деятельность творчески работающих учителей связана с качеством выполнения следующих функций: формирующей, диагностической, прогностической, конструктивной, организаторской, коммуникативной, исследовательской, общественно-политической, аналитической. Установлено, что, реализуя формирующую функцию, учитель строит учебно-воспитательный процесс на методологической основе; свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и использует их как основу в своей практической деятельности; имеет прочные и разносторонние знания по своему предмету, значительно превышающие знания программы; свободно ориентируется в специальной и методической литературе, творчески ее использует; преподает с увлечением, испытывает потребность в педагогической деятельности; творчески использует формы и методы учебно-воспитательного процесса и создает свои; умело стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся; обеспечивает глубокие и прочные знания учащихся по своему предмету, стремится к достижению высокого уровня воспитанности учащихся.
Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка. .(слайд 13)
1. Интересы ученика, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.
2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет, выбирает материалы для работы он решает истинно творческую задачу.
3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность.
4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.
Существует огромное разнообразие приемов и методов развития творческого потенциала учащихся.
Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи. В этом направлении хорошо работает технология критического мышления, которую широко используют в своей практике учителя начальных классов
Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.
Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.
Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач. Естественно, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Я. Корчак (1979) сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью (недоличностью) и созданием условий для личностного развития, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к решению рискованных задач – одна из фундаментальных черт творческой личности.
Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину.
Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником. Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов.
В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к труду.
Использование данных методов привело к нестандартным подходам организации учебных занятий, используя инновационные технологии.
(слайд) (не читать) Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Нестандартные занятия — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Существует несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
.(слайд) (не читать)
- уроки-соревнования
- уроки типа КВН
- уроки с групповыми формами работы
- уроки творческие отчеты
- уроки-конкурсы
- уроки-фантазии
- уроки-игры
- интегральные уроки
Практика показывает, что постигая язык творчества, дети учатся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Театральная и ролевая игра способствует снятию напряжения, помогает освободиться от утомляемости за счет переключения обучающихся на разнообразные виды деятельности в ходе урока или занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.
Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебный процесс строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала ученика, для его самоопределения и самореализации. На протяжении многих лет мы работаем над созданием такой межличностной атмосферы, которая устраняет преграды на пути подлинно творческого продуктивного учения. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит повышение самооценки ребенка, подростка, а это прямо способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность каждой личности в собственной ценности дает ей возможность все более полной самореализации.
Целью работы над вышеназванной проблемой является создание условий для подготовки ученика к непрерывному образованию в современных условиях, обеспечение конкурентоспособности выпускника на рынке труда. В поисках средств активизации творческих способностей мы руководствуемся требованиями, выдвинутыми в документе “Концепции модернизации российского образования ”. Ориентируемся на потребность современного общества в образованной, нравственной, предприимчивой личности, которая сможет самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Решение проблемы формирования потребности в обучении лежит в использовании на уроках системы эффективных методов и приемов организации совместной творческой деятельности, в возможности готовить к жизни творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном развитии и познании. Развитие творческого потенциала дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, почувствовать себя умелым, талантливым, смелым, тем самым повышает его мотивацию к учению.
Цель нашей работы: раскрыть роль совместной творческой деятельности в повышении учебной мотивации школьников.
Практика показывает, что постигая язык творчества, дети учатся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Театральная и ролевая игра способствует снятию напряжения, помогает освободиться от утомляемости за счет переключения обучающихся на разнообразные виды деятельности в ходе урока или занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.
Заключение
Подводя итог, хочу обратить внимание на следующее. Если мы хотим действительно формировать потребность у учащихся в обучении, хотим видеть на уроках неравнодушных творческих учеников, мы должны проводить уроки, формирующие творчество, а тем самым формирующим потребность в обучении, в системе. Это позволит учащимся привыкнуть к творческим заданиям, поможет не стесняться представлять свои творения на суд одноклассников и учителя, облегчит понимание ими предмета, сделает уроки интересными и разнообразными. И, конечно же, самим постоянно развивать свой творческий потенциал.
(слайд) Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий ученика и учителя, взаимное уважение помогут в современном мире возродить интерес к обучению.
В заключение хочется сказать, что в нашей школе формированием потребности в обучении у учащихся занимаются не только учителя. .(слайд) Все мы, в той или иной степени, участвуем в процессе обучения, т.к. являемся для них семьёй. Психологи утверждают, что в семье, в которой доброжелательная, комфортная обстановка, в которой родители действуют сообща, а возникающие разногласия в воспитании и обучении решают не в присутствии детей, дети намного успешнее в обучении, нежели в противоположной семье.