Конспект урока Образование страдательных причастий


Конспект урока
Тема: «Образование страдательных причастий»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: знать способы образования страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Задачи:
Образовательные:
- уметь образовывать страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
-уметь заменять сложное предложение простым с причастным оборотом;
Развивающие:
- уметь сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы;
-совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные качества;
Воспитывающая:
- воспитывать любовь к русской культуре.
Методы обучения: работа в группах, исследовательская деятельность
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал
План урока.
1.Эмоциональная подготовка к уроку-1 мин
2. Повторение пройденного материала-3 мин
3. Объяснение нового материала- 10 мин
4. Закрепление новой темы- 13 мин
5.Подведение итогов урока – 3 мин
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Зовут меня Елена Юрьевна. И этот урок мы проведём вместе. Знаю: вы будете добрыми помощниками на уроке.
Вы заметили, что сидите необычно. Как вы думаете, почему?
Давайте вспомним, как надо работать в группах ( Ученик читает памятку)
Памятка работы в группах (Слайд №1)
Работай дружно по плану.
Умей выслушать другого.
Уважай мнение других.
Не согласен с мнением других - доказывай свою точку зрения.
Все члены группы получают одинаковую оценку.
Ответственность за конечный результат несёт каждый.
Подготовка к изучению нового материала.
Учитель. Итак, начнём. ( Читает загадку) (Слайд № 2)
Там протоптанные тропки,
Ёж испуганный и робкий.
Там поющий соловей
И ползущий муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи.
О какой особой части речи говорится в загадке? Почему мы вспомнили эту часть речи?
Повторение пройденного материала.
Игра «Верно\ неверно»
(Учитель поочереди задаёт вопросы группам )Вопросы.
1.Причастия бывают действительные и страдательные? (Да) . 2.Действительные причастия обозначают признак, на который направлено действие? (Нет. Он сам производит действие)3.Действительные причастия настоящего времени образуются только от глаголов I спряжения? ( Нет. От глаголов I и II спряжения)4.Действительные причастия в прошедшем времени имеют суффиксы -вш-, -ш-? (Да)
5.Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы –ем- (- ом-),-им-? (Нет. Имеют суффиксы –ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)
6.(Проблемный вопрос) Страдательные причастия образуются так же как и действительные ?Учитель. О чём мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему урока. Цель.(Слайд №3)
Как вы думаете, для чего надо различать действительные и страдательные причастия? Ответить на этот вопрос поможет такой пример: машина, управляющая водителем.( Слайд № 4) Может ли быть такое? Какое слово мешает построить правильную фразу? Что надо сделать, чтобы смысл высказывания стал верным?
Давайте сами выведем схему образования страдательных причастий.
Материал для наблюдений.
Учитель. Перед вами таблица с примерами страдательных причастий. Проанализируйте, сделайте вывод. Результаты анализа впишите в таблицу « Образование причастий» ( Работа в группах)
Глагол Настоящее время
Страдательное
причастие
Решают
Время? Спряжение?
Ведают
Время? Спряжение? Реша + ем + ыйВед + ом + ыйХранят
Время? Спряжение? Храни + им + ыйГлагол Прошедшее время
Прочитал(ть)
Время?
Рассеял( ть)
Время?
Увиде( ть)
Время?
Прочита + нн + ыйРассея + нн + ыйУвиде + нн + ыйВыучил(ть)
Время?
Решил (ть)
Время? Выуч + енн + ыйРеш + ённ + ыйРазбил(ть)
Время? Разби+т+ыйОбразование причастий.( Слайд № 5)
НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ от  глаголов
I спр.  -УЩ-, -ЮЩ-
II спр. – ащ-, -ящ-
от  глаголов
? спр.  - ?-, - ?-? спр. - ?-, - ?-СТРАДАТЕЛЬНЫЕ
от глаголов
инфинитива (или глаголов прошедшего времени)
-Ш-
-ВШ-
от глаголов
инфинитива (или глаголов прошедшего времени)
- ?-
- ?-, -?-
- ?- ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
Затем представители групп выходят к доске и представляют результаты. Сравнивают образование действительных и страдательных причастий.
Учитель. Вернёмся к нашему словосочетанию. Какой суффикс поможет нам правильно образовать словосочетание?
Закрепление нового материала.
№ 1.Задание по группам.
Учитель. Зачем мы повторяли суффиксы действительных причастий?
Пользуясь словами каждой группы, составьте по 2 словосочетания, образуя от глагола сначала действительные, затем страдательные причастия.
Образец. Солнце, земля, обогревает. Солнце, обогревающее землю Земля, обогреваемая солнцем.(слайд № 6)
1.  Человек, дерево, сажать.
2.  Мяч, окно, разбить.
3.  Учитель, ученик, спрашивать.
4.  Механик, аппарат, ремонтировать.
5.  Каменщики, дом, построить.
6.  Хозяйка, обед, приготовить
(Представители групп выполняют задание на доске. Идёт перекрёстная проверка)№ 2. Работа с текстом.
Учитель. Для чего в текстах используются причастия? ( Предложения приобретают выразительную краткость, избавляют от многословия)
Ещё А.С.Пушкин писал: « Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»
Каждой группе даётся текст.
Задание. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, замените зависимую часть сложного предложения причастным оборотом. Какой иллюстрации соответствует ваш текст?
Абашевская игрушка.( Слайд №7)
Абашевская игрушка – св…стульки, которые изображают животных( ). На маленькой голове, которую тщательно выл…пили, выд…ляются глубоко пр…царапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны многоярусными рогами, которые красиво изогнули( ).
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками – синими, зелёными, красными в самых неожиданных сочетаниях.
(Слайд №8-фотографии абашевских игрушек) Знакомы ли вы с абашевской игрушкой?
Информационная карточка.
Аба́шевская игру́шка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.
Рефлексия.
Вспомним поэтапно, чем мы занимались на уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
1)Повторить схему образования страдательных причастий. Записать 3 примера на образование страдательных причастий.
2)Вернёмся к загадке. Придумайте как можно больше заданий с причастиями. (По желанию)