Текст к педсовету Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий


Повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС через использование инновационных образовательных технологий
Основной целью модернизации всей системы образования является – повышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования, которое напрямую зависит и от качества квалификации учителей, и от качества методической работы, и от качества внутришкольного управления.
У каждого из нас бывают моменты, когда хочется остановиться, оглянуться, проверить – насколько мы успешны, результативны в своей работе? Насколько качественно мы выполняем свои задачи? Чтобы получить на эти вопросы объективные и конструктивные ответы мы, часто обсуждаем, анализируем, делимся опытом и пытаемся решить одну из важнейших проблем в наше время – как сделать так, чтобы обучение для ребёнка было не в тягость, а в радость. Как сделать так, чтобы ребёнок не утратил своей эмоциональности, непосредственности, не стал пассивным и равнодушным, а стремился к знаниям, был активной, творческой личностью на протяжении всего обучения в школе? Что же способствует этому успеху?
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном и системно-деятельностном подходах. Основной целью работы школы является: успешность и здоровьесбережение подрастающего поколения.
Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Становление и развитие гражданского общества рождает острую необходимость в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью.
Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, необходимо сделать учебный процесс максимально эффективным. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в учебно-методическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность учащегося и учителя.
Таким образом, современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. 
Для реализации инновационной образовательной программы в образовательном процессе используются современные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, теория решения изобретательских задач, технология развития критического мышления, игровая учебная деятельность, здоровьесберегающие технологии, технология «Дебаты», технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология «Кейс-метод». Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях.
Образовательные технологии используются: на основных учебных предметах, а также в дополнительном образовании, во внеурочном процессе, в проектной деятельности.
Во всех используемых технологиях присутствуют:
- включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;
- групповые, дискуссионные формы работы;
-возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;
-возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;
-презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели)
-рефлексия результата и процесса.
Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. Постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использованию инновационных методов в профессионально-ориентированном обучению и на современном этапе развития образовательных технологий является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.
КЕЙС-технологииСегодня мы с вами познакомимся с одной из современных эффективных образовательных технологий - кейс-технологии. 
«Родиной» являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году; Интерес в России к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей
В наши дни в научно-методической литературе встречаются различные формулировки названия данной технологии: «Кейс-метод», «Кейс-стади», «Кейс-технология», «Метод ситуационного анализа», «Метод конкретных ситуаций», «Метод проблемно-ситуационного анализа».
Работа с «кейсами» способствует формированию и развитию навыков и получению опыта в следующих областях или Целевой компонент технологии:
- выявление, отбор и решение проблем (развитие навыков анализа и критического мышления; формируется готовность решать сложные вопросы);
- работа с информацией (осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив);
- принятие решений, персональная ответственность (самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль);
- компетентность в общении (умение слушать и понимать других людей и вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения, способность к совместной работе ради достижения цели, готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения, способность разрешать конфликты и смягчать разногласия).
Методологические основы технологии
«Кейс-метод»–качественный метод изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Отличительная особенность – проблемная ситуация на основе фактов из реальной жизни. Сущность– изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Основная функция – учит решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Использование принципов проблемного обучения способствует достижению более эффективных образовательных результатов.
Сущностные характеристики и достоинства
Что такое «кейс»?«Кейс» –это жизненная история, включающая в себя необходимую информацию: для принятия решения; разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена для обсуждения в группе; выявления позиций по существу вопроса.
Для чего нужен «кейс»?«Кейс» дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Каким образом возможно приближение к практике? Обучающимся предлагается осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы; при этом сама проблема может не иметь однозначных решений. «Кейс-метод» - это рассмотрение и оценка реальной ситуации; он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.
Преимущества.
В основе технологии лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Технология обеспечивает возможность работы группы на едином проблемном поле (в ходе разбора ситуации – решения «кейса» – обучающиеся действуют в «команде», проводят анализ, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения, вырабатывают и принимают собственное практическое решение).
Технология обеспечивает возможность получения не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций; возможность выработки навыков простейших обобщений, а также возможность знакомства с реальной жизнью.
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда обучающийся равноправен с другими обучающимися и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
Несмотря на сильные стороны, метод необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание: с одной стороны, ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях определенной ситуации; с другой стороны, чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определенной системы).Технологические особенности
Представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
Включает в себя элементы синергетической технологии, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
Интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
Выступает как специфическая разновидность проектной технологии; при этом в обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности обучающихся, тогда как в методе case-study идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха»;в нём предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.
Интегрирует в себе технологии проблемного обучения: группа работает на едином проблемном поле, где процесс изучения имитирует механизм принятия решения в жизни; он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение. Источники кейсов
«Кейс» представляет собой результат научно-методической деятельности педагога. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники, которые можно представить следующим образом:
- общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса;
- образование; оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод;
- наука – третий источник «кейса», являющийся, в свою очередь, методологической основой.
Соотношение основных источников «кейса» может быть различным. Данный подход положен в основу классификации по степени воздействия основных источников. При этом можно выделить:
- практические «кейсы», которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
- обучающие «кейсы», основной задачей которых выступает обучение;
- научно-исследовательские «кейсы», ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Что повышает привлекательность «кейса»?При составлении ситуации необходимо учитывать язык изложения: выбирайте только понятные слова, используйте больше простых слов, будьте точны в выборе слов, составляйте простые предложения, формируйте чёткие параграфы Привлекательность «кейса» повышает использование интересной завязки, ясность изложения, наличие необходимых примеров и живых иллюстраций.
Структура «кейса»
Предисловиеили вводная частьили введение–дает общую информацию о «кейсе».Может содержать вызов–небольшое вступление, интригующее читателя. Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.
Основная часть–контекст, случай, проблема, факты и решения.
Послесловие или материалы для решения –завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, фотографии персонажей, схемы, таблицы.
К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
• метод инцидента;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• метод ситуационного анализа;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии;
• кейс-стади.
1. Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае или ситуации в стране. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.
2. Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
3. Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
4. Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
5. Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
6. Кейс-стади
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Технологическая схема создания «кейса»
Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над «кейсом».
Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.
Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
Определение источников и методов сбора информации.
Выбор техник работы с «кейсом».
Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным «кейсом». Создание заданной модели.
Апробация в процессе обучения.
Процессуальная часть метода анализа конкретных ситуаций как образовательной технологии включает в себя ряд этапов.
Подготовительный этап– педагог конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную» ситуацию и сценарий занятия. При этом основными целями занятия являются не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление обучающимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.
Ознакомительный этап–педагог организует вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления с ситуацией и ее особенностями; знакомство может быть индивидуальным или групповым.
Аналитический этап– педагог организует анализ предоставленных фактов и работу в малых группах. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит педагог.
На данном этапе решаются следующие задачи: выделение основной проблемы (основных проблем), понимание того, какая именно информация из представленной важна для решения; выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; формулирование ключевых альтернатив; предложение решения или действия; выработка решения; анализ последствий принятия того или иного решения, указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. Итоговый этап–презентация результатов работы малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы); оценивание участников дискуссии; подведение итогов дискуссии.
Презентация вырабатывает навыки публичного общения – умения публично представить интеллектуальный продукт. Презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная в зависимости от сложности и объема задания.
Оценивание
Выделяются следующие требования к оцениванию:
- объективность – создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;
- обоснованность оценок – их аргументация;
- систематичность – важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий обучающихся, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;
- всесторонность и оптимальность.
Педагогическая деятельность
Есть несколько возможных стратегий поведения учителя в ходе работы с кейсом.
1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации.
2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ.
3. Учитель выполняет роль тьютора.
Иногда педагог«дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие.
Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.
Многие педагоги, когда приходят на урок, то вспоминают слова Л.Д.Ландау: «Главное, делайте всё с увлечением!». Эти слова успешно совершенствуют учебный процесс, создают на уроках обстановку сотрудничества, тогда и ученик и педагог становятся увлеченными коллегами. Для того, чтобы оставаться сотрудниками и не растерять себя как учитель, необходимо использовать полноценный современный урок на деятельной основе и ориентированный на развитие личности школьника.
Необходимо запастись немалой долей терпения, чтобы освоить новые педагогические технологии и научиться грамотно использовать их на своих уроках. Но достигнув данной цели и применяя этот опыт, эти знания на уроке, мы делаем его современным и приближенным к жизни, а значит функциональным, доступным и интересным для ребенка, что это в свою очередь повышает качество образования.