«Раскрытие творческого потенциала учащихся младших классов»




ДОКЛАД

«Раскрытие творческого потенциала учащихся
младших классов»
















МБОУ СОШ №19 г Мичуринск
Рябых Елена Васильевна



Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. В связи с этим существенно возрастают требования к развитию творческой личности школьника, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Кардинальные изменения, произошедшие в обществе, заставляют человека активизировать свой творческий потенциал, т.к. творчество - не что иное, как сознательная деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс должен пронизывать все этапы развития личности ребенка, пробуждать инициативность и самостоятельность принимаемых решений, вырабатывать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по своей природе основано на желании сделать что-то по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Становление творческой личности должно начинаться с самого раннего возраста, - «Ребенок, испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, становится лучше, чем ребенок, подражающий актам других», - эти слова композитора и педагога Бориса Асафьева являются для меня приоритетным принципом в работе с младшими школьниками.
Следует отметить, что в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, много таланта, ума и энергии вложили выдающиеся отечественные педагоги XX века: П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова, В.А. Сухомлинский, А.Н. Амонашвили. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие современные педагоги во главе со «старейшинами» - В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем, Н.И. Сац, продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Их пример, является основополагающим ориентиром в моей работе.
В современной школе явно прослеживается противоречие между современными требованиями к развитию творческой личности, обладающей гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения актуальных задач и отсутствием эвристического потенциала в большинстве семей школьников. Что и обусловило выбор мною для работы методической проблемы «Творческая самореализация младшего школьника», т.к. творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, именно в начальной школе нужно учить творчеству.
Целью моей работы является создание системы форм, методов, приемов, способствующих раскрытию творческого потенциала детей, развитию творческие способности учащихся, формированию у младших школьников потребности в творческой деятельности. В соответствие с выбранной целью я определила для себя основные задачи своей педагогической деятельности:
- формировать духовно-нравственные качества личности и целостное мировосприятие школьника;
- развивать самосознание и самовоспитание обучающихся;
- воспитывать потребности в творческой деятельности и самореализации
Главным принципом своей работы считаю личностно-ориентированное обучение и воспитание, учет интересов и склонностей детей к творческой деятельности и обуславливает развитие творческих и креативных способностей учеников. В свое работе я акцентирую внимание на определении средств, которые повышают продуктивность познавательной деятельности учащихся, служат организации их совместной творческой деятельности. Я рассматриваю данные вопросы с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Стержнем своей работы считаю развивающее обучение. При котором стараюсь обеспечить не только усвоение ребенком требуемых образовательными стандартами научных знаний, но и добиваюсь, чтобы на каждом уроке ученик овладевал, а затем самостоятельно использовал сами способы добывания знаний.
Основные приоритеты моей работы направлены на:
- использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому школьнику;
- формирование познавательного интереса и творческой активности учащихся на основе современных методик обучения, воспитания и развития;
- духовно-нравственное воспитание детей на основе принципов гуманизма и педагогики сотрудничества
Стремлюсь на каждом занятии обеспечить многообразие видов учебной деятельности учащихся. Двигателем процесса познания становится желание узнать новое, неизвестное, здесь важно не большое количество упражнений или заданий, а целенаправленный поиск новых знаний всем классом. Я сосредотачиваю детей творчески, активно добывать знания, осмысленно относиться к своей работе, тем самым, повышая уровень отношений сотрудничества с детьми. Таким образом, для обеспечения процесса раскрытия творческого потенциала младшего школьника, а значит, развития его творческих способностей и творческой самореализации, я выбрала основные формы и виды работы с детьми, это:
- учебные исследования и учебные проекты;
- дидактические и ролевые игры;
- дифференцированное обучение;
- интегрированные уроки;
- системное экологическое воспитание;
- развитие художественно-эстетической самодеятельности учащихся;

Широко использую технологию проблемного обучения, которая позволяет мне сформулировать понятную детям учебную проблему. В этом плане считаю целесообразным включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, позволяющую осуществлять взаимодействие с учащимися, учитывая их возраст и индивидуальные возможности.
К учебным проектам можно отнести литературно-творческие проекты учащихся, широко используемые мною, например творческие мини-сочинения на заданную тему с использованием эмоционально-оценочной лексики, при этом, практикую методику интегрированных заданий, дети сами иллюстрируют свое сочинение.
Существенно помогают повысить эффективность образовательного процесса элементы инновационной технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Технология заключается: в мотивированном ответе на поставленные учебные задания, в составление творческих рассказов и т.п. - с точки зрения конкретного персонажа (я – творец, учитель, исследователь, археолог, космонавт и т.д.)
Особую роль отвожу дидактическим играм, как средству развития творческого начала учащихся начальных классов. Игра выступает, как средство активизации умственных способностей школьников, улучшает и тренирует их память и мышление, что обеспечивает лучшее усвоение и закрепление приобретенных в школе знаний, пробуждает у учащихся живой интерес к изучаемым предметам.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (пазлами, игрушками, счетным материалом) – они закрепляют знания об окружающей среде, формируют мыслительные процессы: анализ, синтез, классификацию;
- настольные печатные (парные картинки, различные виды лото, домино) - от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами, направлены на развитие речи, воображения, логического мышления);
- словесные (интеллектуальные) игры, в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о предметах и явлениях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным и творческим трудом трудом.

С целью индивидуально-личностного подхода к каждому ученику, широко использую технологию дифференцированного обучения. Дифференциация в форме разноуровневых и тренинговые заданий (перфокарты, тесты, индивидуальные доклады) проводится в зависимости от степени подготовки ученика. Для поддержания познавательного интереса: у «способных» применяю опережающее обучение, практикую их использование в качестве координаторов творческих групп, в т.ч. составлении проверочных тестов для отстающих учащихся; для «слабых» составляю упрощенные задания, с перспективой нарастания сложности (для создания ситуации успеха), регулярно с такими детьми провожу дополнительные занятия.
Большую роль отвожу групповой работе, формирую группы из школьников разного уровня подготовки, полученное задание дети выполняют сообща, а защита итоговых результатов предоставляется наиболее слабому ученику, что позволяет отследить прочность усвоенных знаний всей группы. В ходе межгрупповой групповой работы провожу обсуждения, дискуссии, диспуты - обмен мнениями учащихся - позволяет развивать коммуникативные способности детей. Стараюсь, как можно эффективней использовать средства ИКТ и медийных систем.
С учениками, которые проявляют повышенный интерес к предмету, разбираем проблемные задачи, привлекаю их к участию в различных конкурсах и олимпиадах. Считаю своим правилом проведение педагогических консилиумов с родителями, доверительные отношения с которыми – залог общего успеха.

Интегрированные уроки дают возможность учащимся, воспринимать изучаемые предметы и отображаемые ими процессы целостно, разносторонне, системно и эмоционально. Младшему школьнику важно посмотреть на объект или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, с точки зрения биолога и художника слова, живописца, дизайнера и т.д.
Интегрированные уроки дают мне возможность, учитывая возрастные (физиологические и психологические) особенности младшего школьника, рационально распределить время на изучение предметов инвариантной части, организовывать работу, направленную на развитие творческих способностей учащихся, реализацию их личностного потенциала.
Например: уроки литературного чтения и технологии по творчеству А.С.Пушкина («Сказка о царе Салтане»), по окружающему миру и технологии на тему «Размножение животных (насекомые, рыбы, земноводные, птицы)» и по окружающему миру и рисованию на тему «Размножении и развитие животных (зверей)» помимо основных учебных задач и овладением навыками элементарных технологий, воспитывают у детей интерес и любовь к родной истории, природе и народным традициям.

Очень важной я считаю работу по формированию экологической компетенции младших школьников, т.е. правил поведения в природе и ответственного отношения к ней. Тем самым я воспитываю чувство любви и бережного отношения к природе; способствую преодолению в характере учеников потребительского отношения к ней; вырабатываю потребность в здоровом образе жизни; развиваю познавательную, творческую, общественную активность школьников.
В связи с этим особое внимание уделяю метапредметным связям. Так изучение дисциплин гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литературное чтение, ИЗО, музыка) помогает художественно-эстетическому пониманию природных явлений, развитию нравственных и гуманистических отношений к миру природы.
Я использую разнообразные формы работы детей: сочинения и сказки о природе, мини-сочинения от лица персонажей мира флоры и фауны, занимательные сценки, конкурсы: «Осенний букет», «Снежинка», поделок из природного материала; тематические беседы и сообщения, наблюдения, уход за комнатными растениями, помощь птицам в зимовке, работу на пришкольной участке, экскурсии и походы.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Я стараюсь формировать у детей художественный вкус, интерес в приобретении эстетических знаний, владение техниками ручного и изобразительного творчества. Главная моя задача - всячески способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию творческих способностей моих учеников, вырабатывать у детей потребность в творческой самореализации. Мои дети активные участники различных классных и школьных эстетических конкурсов и мероприятий («Осенняя ярмарка», «День пожилого человека», «День учителя», «Старая сказка на железнодорожный лад», «КВН», «А ну-ка девочки (мальчики)», « Праздник наших мам»
Поэтому большое место в работе отвожу организации художественной самодеятельности своих школьников, постановке различных сценических и репертуарных номеров. В процессе эстетического воспитания, также должен преобладать индивидуально-личностный подход, т.к. каждый ребенок обладает только ему присущими способностями и призванием.

Становление творческой личности должно начинаться с самого раннего возраста, что и обуславливает актуальность разрабатываемой мною темы. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по своей природе основано на желании сделать что-то по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.








1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2. Воронина НП. Диалог на уроке в начальной школе. Начальная школа, 2004. - № 6.
3. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей (Сост. Л.В.Ковинько). М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.:
Союз, 1997.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Педагогика, 20062.
6. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.
7. Поташник М.М. Требования к современному уроку; Методическое пособие, М. 2007.
8. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? М.: Рига, 2000.










13PAGE 15


13PAGE 15


13PAGE 14115




15