Статья. Разноуровневый подход в организации активной деятельности учащихся на уроках математики.
Разноуровневый подход в организации активной деятельности учащихся на уроках математики.
Работа учителя оценивается итоговыми оценками за курс основной и средней школы. Каждый из нас старается, чтобы они были высокими. А для того, чтобы оценка была высокой, необходимо в учениках выработать умения и навыки не только для выполнения базовой части программы, но и для заданий повышенной сложности. В классы с углубленным изучением математики поступают ученики, которым данный предмет интересен. Но интересы учащихся тоже могут меняться. В связи с этим учитель должен создать обстановку, при которой этот интерес поддерживается. Создание соответствующей обстановки – одна из главных задач рассматриваемой системы обучения.
Современная ситуация предполагает разноуровневый подход к обучению математике, который ориентирован на степень обученности школьников с учетов их личностных качеств. Этот подход реализуется через дифференцированное обучение, которое представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
В каждом классе можно выделить следующие уровни: высокий, средний и низкий. Конечно, состав групп не должен быть застывшим. Любой ученик из группы низкого уровня может перейти в группу повышенного уровня, если он хорошо усвоил материал и будет свободно выполнять задания, соответствующие обязательным результатам обучения.
а) высокий уровень – это обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации; привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач; формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.
б) средний уровень – это обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником; организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний; отбор методов, способствующих усвоению знаний.
в) низкий уровень – это создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении; создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения; формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.
Применение системы разноуровневых дифференцированных приемов и методов позволяет учащимся овладеть навыками самостоятельной работы, повышает их познавательную активность, даёт возможность более объективно оценить знания учащихся. Принципиальное отличие разноуровневого подхода состоит в том, что перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь базового уровня подготовки, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие хорошими математическими способностями, должны добиться более высоких результатов.
В классах с данной системой обучения удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся: создание для ученика ситуации успеха и уверенности; сотрудничество учителя и учащихся; создание для ученика ситуаций, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания; учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика; использование метода малых групп; соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля.
При организации разноуровневого подхода к обучению я учитываю следующие особенности учащихся: уровень усвоения необходимых знаний и умений, индивидуальные способности и интерес к изучению учебного предмета.
Дифференциацию приемов и методов использую на всех этапах усвоения знаний, умений. На этапе закрепления и применения знаний дифференциация приемов и методов осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера. Это тоже является существенным положением методики разноуровневого подхода.
На уроках математики в качестве проверки знаний использую тесты, созданные в программе iSpring QuizMaker. Программа iSpring QuizMaker позволяет создавать тесты разного уровня сложности. Вы можете создавать тесты, используя разные типа вопросов, в том числе выбор одного правильного ответа, задания на установление последовательности, вопросы на соответствие, ввод строки и другие. На уроках увеличивается объем самостоятельной работы. Оптимально используются новые компьютерные технологии. Основная задача состоит в том, чтобы увлечь ребят математикой, создать крепкую базу теоретических знаний и практических умений.
Разноуровневый подход к обучению математики предполагает стремление учителя наилучшим образом в процессе обучения развивать творческие силы и способности учащихся. Дифференциация приемов и методов создает благоприятные условия для развития учащихся и способствует более качественному их обучению, а значит, гарантирует хорошие результаты.
15