Рабочая тетрадь для студентов по теме Асфиксия новорожденных
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной
Бакай О.В.
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Рабочая тетрадь по теме:
«АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННОГО.
ПЕРВИЧНАЯ И РЕАНИМАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ В РОДОВОМ ЗАЛЕ».
Дисциплина «Педиатрия»
Специальность 060102 «Акушерское дело»
Самара – 2011
Печатается по решению методического совета ГОУ СПО Самарского медицинского колледжа им. Н.Ляпиной
Рабочая тетрадь предназначена для использования на практическом занятии по теме «Асфиксия новорожденного. Первичная и реанимационная помощь в родовом зал». Рабочая тетрадь содержит информационный материал, расширяет и дополняет материал изданных учебников, включает таблицы, схемы, алгоритм действия, тестовые задания.
Методические рекомендации для студентов специальности «Акушерское дело» средних профессиональных медицинских и фармацевтических учреждений
Автор Бакай О.В., преподаватель педиатрии
Рецензент: заведующая кафедрой госпитальной педиатрии СамГМУ,
д.м.н., профессор Мазур Л.И.
Пояснительная записка
В нашей стране благодаря успехам педиатрической науки неуклонно снижаются показатели летальности при различной патологии. Практически сейчас уже нет летальных исходов у детей старше 1 года при многих инфекционных заболеваниях, воспалении легких и др. В то же время стоят важные задачи по снижению летальности у детей первого года жизни и особенно новорожденных.
Борьба за дальнейшее снижение детской смертности и летальности является сегодня генеральной линией всего здравоохранения и в первую очередь акушерской и педиатрической службы.
В кратчайшее после родов время ребенок должен получить необходимую помощь, направленную на сохранение состояния равновесия его организма и предотвращение развития длительно текущих нарушений. В настоящее время это более важно, чем сохранение жизни любой ценой. Так как за это будет расплачиваться и сам ребенок, и его семья.
До 2% доношенных и до 20% недоношенных и переношенных новорожденных детей требуют оказания первичной реанимационной помощи в родильном зале.
На протяжении последних десяти лет первичная помощь новорожденным и реанимация в родильном зале у нас в стране проводились по схеме, регламентированной приказом МЗ РФ № 372 от 28.12.95. «О совершенствовании первичной и реанимационной помощи новорожденным в родильном зале», который на этапе становления отечественной перинатологии оказал существенную практическую помощь персоналу родовспомогательных учреждений.
За последнее десятилетие был накоплен большой клинический опыт, обобщение которого позволило выявить резервы по повышению эффективности как отдельных медицинских мероприятий, так и всего комплекса первичной реанимации в целом. Поэтому 21.04.2010 г. МЗ и СР РФ издало методическое письмо «Первичная и реанимационная помощь новорожденным», где изложены принципы и алгоритмы проведения реанимации, дифференцированный подход к алгоритму первичной реанимации доношенных и глубоко недоношенных детей.
Для периода новорожденности характерны два обстоятельства:
1. Период адаптации, в который новорожденный приспосабливается к условиям внеутробной среды. Многочисленные функции, действующие в течение внутриутробной жизни в ограниченной мере или вовсе не действующие, превращаются в активно работающие системы.
2. Переход плода к внеутробной жизни и остановка плацентарного кровообращения вызывающий ряд изменений.
Темпы адаптации разных систем не одинаковы, что находится в связи с жизненной важностью функций. Наиболее драматично проходит начало дыхания. Легкие развиваются при нормальных условиях очень быстро, так что уровень насыщения артериальной крови кислородом уже в течение первого получаса жизни достигает 90%.
Диагностика состояния новорожденного очень трудна и поэтому для ее проведения необходим большой опыт и хорошее техническое оснащение.
На этапе профессиональной подготовки акушерок и медицинских сестер необходимо особое внимание уделить теме асфиксии у новорожденных. Получение теоретических знаний по данному разделу и дальнейшее закрепление умений на фантомах, поможет Вам в дальнейшем профессиональном становлении.
Цель данного сборника заданий – закрепить теоретическую базу по теме «Асфиксия новорожденного. Первичная и реанимационная помощь в родовом зале».
Оно состоит из 3 разделов.
1 раздел оценивает знания по проведению первичной помощи в родовом зале.
2 раздел – оценивает знания по теме реанимационная помощь н/р в родильном зале.
3 раздел – представляет собой «немой» алгоритм - схему действия при асфиксии н/р.
Если решение данных заданий вызывает трудность, то необходимо повторно изучить материал учебника, лекцию «Асфиксия н/р.Первичная и реанимационная помощь в родовом зале», отработать манипуляции на фантоме.
Раздел 1.
Последовательность действий при проведении первичной помощи в родильном зале.
Задание 1.
Дополните ответ.
Асфиксия - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Назовите, из каких процессов состоит тепловой баланс:
а) _________________________________________________________
б) _________________________________________________________
Задание 3.
Приведите примеры потери тепла с поверхности кожи новорожденного при разных путях теплоотдачи:
а) теплопроведение (кондукция и конвекция) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) теплоизлучение (радиация) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) испарение ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Выберите признаки живорожденности:
самостоятельное дыхание;
оценка по шкале Апгар больше 8 баллов;
наличие сердцебиения;
пульсация пуповины;
кожа розовая или бледная;
есть реакция на носовой катетер;
произвольное движение мышц.
Задание 5.
Какие признаки должны отсутствовать, чтобы ребенка можно было считать мертворожденным (приказ МЗ РФ от 4.12.92 № 318 «Критерии живорождения и мертворожденности»):
1.
2.
3.
4.
Задание 6.
Перечислите начальные мероприятия помощи н/р в родильном зале:
1.
2.
3.
4.
Задание 7.
Протокол оказания первичной помощи н/р включает последовательность действий. Ответьте на вопросы:
1) С какой целью обтирают ребенка после рождения и кладут под источник лучистого тепла?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Что необходимо сделать с пеленкой, которой обтирали новорожденного и зачем?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Сколько времени длится процедура вытирания?
____________________________________________
Задание 8.
Что необходимо у н/р очистить от содержимого в первую очередь: рот или нос? Объясните.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Сначала нос, затем рот. 2) Сначала рот, затем нос.
При раздражении какого отдела ротовой полости катетером у н/р может развиться брадикардия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.
Выберите, какое положение ребенка является правильным. Объясните ваш ответ.
1)
2)
3)
Задание 10. Опишите цель и правила проведения тактильной стимуляции дыхания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Напишите, к чему могут привести приемы тактильной стимуляции у новорожденного
Манипуляции
Возможные последствия
Похлопывание по спине
Надавливание на грудную клетку
Грубые надавливания на живот
Использование горячих или холодных компрессов, ванн, горчичников
Обдувание холодным воздухом или кислородом
Задание 12.
Сколько времени должны длиться мероприятия по оказанию первичной помощи новорожденному?
Задание 12.
Нарисуйте схему аппарата для проведения оксигенотерапии и опишите принцип его работы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 2. Реанимационная помощь новорожденному в родильном зале.
Задание 1.
Напишите, по каким признакам проводится оценка состояния ребенка в первые минуты жизни:
а)________________________________________________________
б)________________________________________________________
в)________________________________________________________
Задание 2.
Перечислите основные принципы реанимации.
А - ______________________________________________________
В - ______________________________________________________
С - _______________________________________________________
Задание 3.
Перечислите приемы, которые обеспечивают проходимость дыхательных путей?
1 -
2 -
3 -
Задание 4.
Перечислите приемы, которые обеспечивают восстановление дыхания н/р?
1 –
2 –
3 –
Задание 5.
Перечислите приемы, которые обеспечивают восстановление сердечной деятельности?
1 __________________________________________________________
2 __________________________________________________________
Задание 6.
Укажите, с какой частотой проводится ИВЛ у новорожденных?
____________________________________________________
Задание 7.
Укажите показания к проведению ИВЛ
1 –
2 –
3-
Задание 8.
Определите, на какой фотографии при проведении ИВЛ:
1. Правильное положение, размер и фиксация маски.
2. Неправильное положение маски.
3. Неправильно выбранный размер маски.
А)
Б)
В)
Задание 9.
Опишите преимущества и недостатки техник проведения непрямого массажа сердца, изображенных на рисунках.
преимущества_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________недостатки__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________
преимущества_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________недостатки__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.
Укажите место давления пальцами на грудной клетке при непрямом массаже сердца, амплитуду сдавливания грудины и частоту нажатий в минуту.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Укажите показания для проведения НМС.
_______________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12.
Заполните шкалу Апгар и интерпретируйте оценки по шкале.
Показатель
0 баллов
1 балл
2 балла
Отсутствует
Более 100 в минуту
Менее 40 в минуту
Цвет кожных
покровов
Розовый
Отсутствует
Движения активные
Гримаса
Сумма 8 баллов и выше через 1 минуту- ________________________
Сумма 4-7 баллов через 1 минуту ______________________________
Сумма 1-3 балла через 1 минуту _______________________________
Оценка 0 баллов через 10 минут _______________________________
Задание 13.
Перечислите основные приказы Министерства здравоохранения, регламентирующие деятельность медицинского персонала при оказании первичной и реанимационной помощи новорожденному в родильном зале.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13PAGE 15
13PAGE 14715
Рисунок 115