Технологическая карта к уроку литературы в 10 классе по теме А.Н. Островский. Драма Гроза.
Дисциплина / группа «Литература»
Группа _____________
Тема занятия А.Н. Островский. Драма «Гроза»
Ф.И.О. преподавателя Трубанова Екатерина Александровна
Цель занятия Формирование коммуникативной компетенции на материале драмы
А.Н. Островского «Гроза», формирование навыка говорения
( способность вести дискуссию);
Задачи занятия обучающие развивающие воспитательные
на основе повторения ранее изученного материала систематизировать знания о жизни и творчестве А.Н. Островского;
знать особенности драматического жанра.
закрепить навыки анализа драматического произведения.
формирование культуры речи;
формирование навыков устной речи.
формирование самостоятельности мышления: сравнение, анализ, обобщение;
совершенствование навыка поиска и систематизации информации;
воспитание умения контролировать свою деятельность и оценивать её;
формирование навыков самостоятельной работы, работы с учебником; повышение мотивации к обучению, интерес к профессии;
воспитание познавательной активности, культуры общения, истории языка;
продолжить работу по формированию навыков работы в коллективе.
стимулирование к пониманию сущности и социальной значимости профессии,
Аппаратное и программное обеспечение Аппаратное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, локальная сеть, выход в Internet;
Программное обеспечение: MS Power Point, MS Word
Методическое описание цифровые обучающие резервы Обучающие, демонстрационные, моделирующие
Тип занятия Комбинированное занятие.
Технологическая карта учебного занятия по теме
драма «Гроза» А.Н. Островского.
Раскрытие литературного характера через диалоги персонажей.
№
этапа, время Наименова
ние этапа Цель Деятельность
преподавателя Деятельность
студентов Формы контроля
1.
3 мин. Орг. момент Познакомить студентов с целями и задачами учебного занятия, мотивировать к работе над материалом Рассказывает о целях, задачах занятия, предъявляет технологическую карту Слушают преподавателя, изучают технологическую карту занятия Ответы на вопросы преподавателя
2.
8 мин. Контроль знаний по теме "Жизнь и творчество
А.Н. Островского Активизировать знания студентов
об особенностях и новаторстве драматургии А.Н. Островского. Предъявляет тестовые задания (Приложение 1) Выполняют тестовые задания Тестовые
задания
3.
6 мин. Презентация студента
"Новаторство и особенности
драматургии А.Н.
Островского".
Познакомить студентов с новаторством драматургии Островского, выявить особенности творчества драматурга. ССлушает выступление студента, при необходимости исправляет речевые (языковые) ошибки Демонстрирует слайды, рассказывает об особенностях драмы «Гроза». Слушают, записывают информацию в виде тезисов, отвечают на вопросы Взаимопроверка: ответы на вопросы
4.
12 мин. Презентация
преподавателя
"Творческая история создания «Грозы», основной конфликт, тематика, проблематика и система героев произведения».
Метод. рекомендации. Рассказать студентам об истории создания драмы «Гроза», об особенностях расстановки действующих лиц. Демонстрирует слайды, рассказывает об истории создания драмы «Гроза», об особенностях характеров героев, расстановка персонажей. Слушают, записывают информацию в виде тезисов, составляют кластер (ключевое слово «Гроза»). Кластер – графическая организация материала
5.
4 мин. Предъявление
проблемного
вопроса, сравнение с другими литературными произведениями Мотивировать
студентов к проведению филологического анализа текста монологов
героев. Создает проблемную ситуацию
(Приложение 2) Знакомятся с высказываниями Н. Добролюбова и А. Григорьева, определяют суть каждой позиции Взаимопроверка, ответы на вопросы
6.
22 мин. Самостоя-
тельная работа. Комплексный анализ текста
монологов героев Совершенствовать
лингвистическую
текстовую, интерпретацион-
ную, социокультурную компетенции студентов Консультирует студентов при проведении анализа текста Работают в группах, анализируют текст монологов, делают вывод Групповое задание: подготовка устного выступления, презентующего
результаты анализа текста
(Приложение 3,4)
7.
22 мин. Предъявление результатов анализа. Совершенствовать коммуникативную,
информационную компетенции студентов Слушает, при необходимости исправляет речевые (языковые), фактические ошибки Предъявляют результаты анализа текста; слушают выступления товарищей, записывают информацию в виде тезисов Ответ на проблемный вопрос (ответ должен включать не менее 3-х аргументов в поддержку позиции автора)
8.
10
мин. Подведение
итогов Развивать логическое мышление студентов
и навыки интерпретации художественного текста Слушает выводы студентов Зачитывают, слушают выводы, подводят общий итог урока 9.
3 мин. Орг. момент Оценить деятельность студентов на занятии, познакомить
студентов с домашним заданием Выставляет оценки, объявляет домашнее задание Слушают преподавателя, получают оценки, записывают домашнее задание д/з: эссе:
само
убийство
Катерины- бунт или
соперничество?
Приложение 1.(тест)
Определить, кого из писателей II половины ХIХ века называли «Колумбом Замоскворечья»?
И. Тургенев, 2. А. Островский, 3. Л. Толстой, 4. Ф. Достоевский.
Определить, какое из произведений принесло автору известность.
«Банкрот», 2. «Гроза», 3. «Бесприданница», 4.«Лес».
3.Указать, какое имя принадлежит героине из пьесы «Гроза».
1.Анна Петровна, 2.Катерина Львовна, 3.Анастасия Семеновна, 4.Марфа Игнатьевна;
Приложение 2.
Проблемный вопрос:
Как понят и выражен «сильный русский характер»
в драме А.Н. Островского «Гроза»?
1. Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве»: «Натура заменяет здесь и соображения рассудка, и требования чувства и воображения».
2. А. Григорьев «После грозы»: «Слово Островского – обличение самодурства нашей жизни…слово самодурство слишком узко, и имя сатирика и обличителя отрицательно мало идет к поэту, который создает…страстно – трагическую задачу личности Катерины…»
Нужно отметить, что не все пьесы Островского имеют правдоподобный, реалистический финал. Счастливое разрешение конфликта иногда выглядит нарочитым, не вполне соответствующим характерам героев, как, например, в пьесах «Бедность не порок», «Наливные яблоки». Однако подобные утопические «хэппи-энды» не снижают высокого художественного уровня пьес Островского. Однако одним из известнейших произведений Островского стала драма «Гроза», которую вполне можно назвать трагедией. На самом деле эта пьеса глубоко трагична не только из-за гибели главной героини в финале, но в силу неразрешимости конфликта, показанного Островским в «Грозе». Можно даже сказать, что в «Грозе» не один, а два конфликта: антагонизм Катерины и ее свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи), а также внутренний конфликт Катерины. Обычно Катерину литературоведы вслед за Н. А. Добролюбовым называют «лучом света в темном царстве», противопоставляя ее Кабанихе и другим героям пьесы. Несомненно, что в характере Катерины есть достойные качества. Однако эти качества становятся причиной внутреннего конфликта героини Островского. Катерина не в состоянии ни безропотно смиряться со своей участью, терпеливо ожидая того времени, когда она смогла бы стать второй Кабанихой и дать волю своему характеру, ни наслаждаться тайными встречами со своим любимым, внешне являя образец покорности мужу и свекрови. Главная героиня «Грозы» отдается своему чувству; однако в душе она считает это грехом и мучается от угрызений совести. У Катерины недостает сил удержаться от шага, который сама она считает греховным, но ее добровольное признание в своем проступке в глазах свекрови ничуть не уменьшает ее вины.
Но так ли уж отличаются характеры Катерины и ее свекрови? Кабаниха, конечно, являет собой тип законченного самодура, который, несмотря на показную набожность, признает лишь свою собственную волю. Однако ведь и о Катерине можно сказать, что она в своих поступках ни с чем не считается - ни с приличиями, ни с благоразумием, ни даже с законами религии. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой», — искренне признается она сестре своего мужа. Главное отличие Катерины в том, что она не хочет скрывать своих поступков. «Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было», — удивляется Варвара. Но вряд ли девушка сама это придумала. Очевидно, эту житейскую «мудрость» она уловила в лицемерной обстановке материнского дома. Тема крушения традиционного уклада жизни в «Грозе» звучит особенно остро — и в зловещих предчувствиях Катерины, и в тоскливых вздохах Кабанихи, посвященных уходящей «старине», и в грозных пророчествах сумасшедшей барыни, и в мрачных рассказах странницы Феклуши о приближающемся конце света. Самоубийство Катерины это тоже проявление краха патриархальных ценностей, которым она изменила.
Приложение 3.
Содержание комплексного анализа.
Определите особенности речи персонажей.
Проследите, как с помощью речевых характеристик автор раскрывает характеры героев.
Приведите цитаты, которые помогают в создании образов персонажей.
Определите, какими лексическими средствами пользуется автор, как они способствуют раскрытию авторской идеи.
Охарактеризуйте синтаксис цитат, например Дикого, Кулигина или Бориса.
Определите, какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор для построения образов.
Сравните мнение Н. Добролюбова и А. Григорьева о характерах персонажей в драме «Гроза» и дайте обоснованный ответ на проблемный вопрос занятия.
Итак, учебное занятие было полностью посвящено подготовке и проведению комплексного филологического анализа. Завершающему этапу анализа –интерпретации, посвящена внеаудиторная самостоятельная работа.
Приложение 4
Н.А. Островский «Гроза»
Монологи Катерины, (сцена 2, действие1) Дикого (брань, обращенная к Борису и Кулигину), (сцена 3, действие 4) протест Тихона (последний монолог Тихона), (сцена 5, действие 6) высказывания Варвары, другие реплики по выбору студентов.
Вопросы и задания для проведения комплексного анализа:
1.Какие типы текста использованы в данном произведении?
2. Как называются авторские комментарии в драматических произведениях, отступление от сюжетного повествования? (ремарка) Как введение такого отступления в текст характеризует жанр произведения?
3.Произведите синтаксический разбор монолога, прокомментируйте расстановку знаков препинания. Прокомментируйте роль предложения в композиции фрагмента.
4. Определите, как в монологе Дикого, обращенного к Борису и Кулигину, (действие 4, сцена7)отражается комически сниженный отзвук русского богатырства, иронически обыгранные общенациональные мотивы. Приведите примеры такой лексики.
5. Как называется изменение порядка слов в предложении? Какова функция этой стилистической фигуры?
6. Характеризуя выразительность русского языка, Островский использует эстетически приподнятую лексику. Найдите в репликах персонажей лексику, очищенную от бытовой приземленности. Что достигает Островский таким способом? Какова художественная функция таких слов? Как использование синонимов и антонимов расширяет границы повествования?
7.Найдите в тексте олицетворение. Объясните функцию тропа?
8. Найдите в репликах образные выражения, объясните их значение. Проанализируйте их функцию в тексте. Составьте несколько предложений-характеристик героев пьесы, используя для этой цели образные выражения, фразеологизмы или пословицы и поговорки.
9. Объясните, использование приема олицетворения в монологе Катерины. Как дополняют и раскрывают характер Катерины обращения к явлениям природы?
10.Найдите в тексте архаизмы и историзмы. Выпишите 2-3 в тетрадь, объясните их написание. Выполните морфемный разбор слова одного из выписанных слов.
11. На основе проведенного анализа подготовьте развернутый устный ответ на вопросы: каковы особенности лексики героев произведений Н.А. Островского? Как лексические средства языка помогают в построении характеров героев?
При подготовке заданий для комплексного анализа были использованы следующие источники:
1. А.Н. Островский Н.А. «Гроза»: Анализ текста. Основное содержание.
2. Учебник «Русский язык и культура речи» Антонова Е.С., Воителева Т.М., Москва, Издательский центр «Академия», 2008 г.
3. Островский А.Н. «Гроза». Подготовка к урокам литературы: произведение, анализ, сочинения». - «Стрекоза-пресс», 2004 г.
4. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. «Просвещение» 2007 г.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.О. __________________________________________________________
Группа _1Р1___________ Специальность 1190631
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ СПОСОБ ОЦЕНКИ КОЛ-ВО БАЛЛОВ
УЭ-1(вводный тест) взаимопроверка, преподаватель УЭ-5 (самостоятельное выполнение тренировочных упражнений) самооценка, преподаватель
Всего баллов:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» - более 21 балла; «4» - от 16 до 21 баллов; «3» - от 11 до 16 баллов.