А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Театр в жизни писателя. Драма «Гроза».


Павлович Ирина Иосифовна
преподаватель русского языка и литературы
Политехнического колледжа
г. Астаны
Казахстан
Конспект урока по дисциплине: «Русская литература» для обучающихся 1 курса колледжа
Тема: А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Театр в жизни писателя. Драма «Гроза».
Цели:
-познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.Н. Островского, историей создания драмы «Гроза»; показать своеобразие и новаторство драматурга, выражающееся в отражении проблем эпохи; углубить знания о драме как одном из родов литературы, определить структурные особенности драматического произведения.
-вырабатывать умение анализировать прослушанное; развивать образное и аналитическое мышление, устную речь, творческое воображение; продолжать формировать навыки работы с источниками, дополнительной литературой;
- воспитывать культуру восприятия драматургического произведения; формировать эстетический вкус.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием технологии развития критического мышления.
Ход урока
I.Организационный этап.
1.1. Приветствие, отметка отсутствующих.
1.2. Сообщение темы, целей и задач урока.
- Сегодня на уроке познакомимся с жизнью и творчеством русского драматурга Александра Николаевича Островского и историей создания драмы «Гроза».
II.Подготовка к усвоению нового учебного материала. Фаза вызова.
2.1.Работа со словарем (индивидуальное задание)
- Так как на уроке часто будет звучать слово «драма», попрошу, пользуясь толковым словарем Ожегова большим советским энциклопедическим словарем, найти значение этого слова, назвать структурные особенности драматического произведения и составить кластер.
2.2. Прогнозирование по фотографии: Перед вами портрет Александра Николаевича Островского, написанный кистью художника Перова. Всмотритесь в него и сделайте предположение об этом человеке по его внешности, составьте психологический портрет писателя. Каким вы представляете А. Н. Островского?
«У него был типичный московский облик - в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли  основные черты этого облика», - вспоминал художник А. Я. Головин.
«В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его - голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В.Я. Лакшин).
2.3. Прием «Верите ли вы?»: На предложенные сейчас вопросы ответьте утвердительно или отрицательно, прокомментировав свое мнение.
- Верите ли вы, что А.Н.Островский мог позволить себе ходить в русском костюме: в шароварах, в рубашке навыпуск и длинных сапогах? (да)
- Верите ли вы, что А.Н. Островский, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны? ( А.П.Чехов)
-Верите ли вы, что будучи на третьем курсе университета Александр Николаевич по собственному желанию уходит из вуза? (да) 
- Верите ли вы, что первая пьеса 10 лет находилась под арестом? (да)
- Верите ли вы, что Островский получил от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение? (да)
- Верите ли вы, что А.Н.Островский написал пьесу «Гроза» по реальным событиям? (да)
- Верите ли вы, что драматург жил в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, то есть без хлеба, с огромной семьёй? (да)
- К концу занятия вы узнаете, подтвердились или нет ваши предположения.
III.Усвоение новых знаний. Фаза реализации. Словарная работа.
- Послушаем информацию о значении слова «драма» и структурных особенностях драматического произведения. (обучающийся зачитывает значение слова, демонстрирует кластер)
Драма (от греч. агата • действие) - один из основных родов литературы, предназначенный для исполнения на сцене.
Цель драматического произведения - отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.
Структурные особенности драмы:
- литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц;
- взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты
раскрываются через поступки героев, через их образ мысли;
- состоит из монологов и диалогов;
- авторскую речь заменяют ремарки;
- делится на акты (действия) и явления (картины);
- ориентирована на зрелищную выразительность.
К драматическим произведениям (пьесам) относятся трагедии, драмы, комедии, мелодрамы, трагикомедии и водевили.(короткая комическая пьеса, обычно с пением)
Слово учителя: Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, среди которых были драмы, комедии, трагедии. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров.
Группа наших обучающихся провела исследование на тему «Истоки таланта А.Н. Островского». Предоставим им слово.
3.3.Сообщения обучающихся (проектная работа)
1) «Колумб Замоскворечья», (видеоролик.)
- «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса», - писал А. Н. Островский в 1871году. Эта фраза, сказанная Александром Николаевичем актуальна и для нашего времени, на сценах различных театров в разных городах в репертуарах значатся пьесы Островского, интерес к ним неиссякаем. 
2). Детство и юность (слайдовая презентация)
- А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 года в Москве в семье чиновника. Его дед по отцу был священником, пономарем был дед по матери.
В 1831 году, когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, Любовь Ивановна. « ... Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь ... »
Отец, Николай Федорович Островский, человек острого ума, образованный (закончил духовную академию), трудолюбивый, быстро продвигался по службе и успешно занимался частной практикой: он был адвокатом, вел дела купцов. Это дало ему возможность построить в Монетчиках (Замоскворечье) собственный дом и приглашать для своих детей домашних и приходящих учителей. Во второй половине 40-х годов им приобретается четыре небольших имения. В одном из них (Щелыково, Костромской губернии) в конце 40-х годов, он и поселяется на постоянное жительство.
Отец, писавший в молодости стихи, следивший за новинками литературы, выписывал все передовые журналы. У него составилась солидная библиотека, которой пользовался Александр Николаевич. Все Островские глубоко уважали книгу. Гимназист Островский получил доступ к отцовским шкафам с книгами и сделался увлеченным и самозабвенным читателем. Его увлечение - Пушкин, Грибоедов, Гоголь.
После нескольких лет домашних занятий с учителями, в 1835 году, Александр Николаевич поступил в третий класс первой московской гимназии. Завершив в 1840 году гимназию и получив аттестат с отличием, он по настоянию отца подает в том же году прошение о принятии его на юридический факультет Московского университета.
3). Университетские годы.
Первый год университета Островский учился старательно и даже с увлечением, однако к концу второго курса он начал пропускать лекции; на весеннюю сессию 1842 года не явился. Не отмечая у студента Островского признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса.
Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил теперь на театральные билеты. Не покидая театра до последнего хлопка, горячо приветствуя артистов, раскланивающихся на вызовы, Островский думал: вот где подлинная жизнь, вот где родной дом, и кафедра, и все, все, что только нужно ему.
На втором курсе начались узкоспециальные предметы, вроде римского права, не интересные Островскому. И он начал пренебрегать учебными занятиями. При переходе на третий курс Островский получил у профессора Н.И. Крылова, впрочем, как и многие другие студенты, единицу. Не стремясь к юридической карьере, Александр Николаевич воспользовался отрицательным баллом как поводом для ухода из университета. Впоследствии он вспоминал: «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству».
Отец, не соглашаясь с намерениями сына, определил его в том же году чиновником Совестного, а в 1845 году - Коммерческого суда.
4). Годы службы в суде.
Будущему драматургу пришлось работать там, куда обращались с исками родители против детей, а дети против родителей. Суд пытался разрешить эти споры «по совести». Вскоре (опять-таки не без участия отца) Островский был переведен в более современное и солидное учреждение МОСКОВСКИЙ коммерческий суд.
Служба не увлекала Александра Николаевича, но она давала ему богатый материал для творчества. Он сам признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходное место».
Той осенью, когда Островский поступил в совестной суд, им был закончен первый дошедший до нас рассказ: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг». Под рассказом молодой автор впервые выставил дату: 15 декабря 1843 года. Островский всегда отмечал на рукописях день окончания работы ...
5). Начало литературного пути. Первые работы.
Набросок двадцатилетнего Островского выдавал несомненный талант автора. Он начинает пробовать себя и в драматургии.
9 января 1847 года в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии «Несостоятельный должник».
14 февраля 1847 года Островский называл самым памятным днем в своей жизни. Утром он поставил на рукописи «Картины семейного счастья» пометку об окончании драматургического первенца, а вечером читал пьесу друзьям. Шквал поздравлений и похвал обрушился на него от друзей. 1847-1848 и половину 1849 года Островский работал над пьесой «Банкрот». Позднее пьеса получила другое название - «Свои люди сочтемся». 16 марта 1850 года журнал «Московитянин» с комедией «Свои люди - сочтемся» вышел в свет. Книжку журнала рвали из рук. Молодой Островский в короткий срок стал московской сенсацией.
Итог цензурных злоключений «Банкрота» оказался безрадостным: комедия была запрещена для сцены, и о пьесе не рекомендовано было упоминать в печати. Островский тяжело переживал свою опальностъ. Но артисты, писатели не только не отвернулись от него, но горячо выражали ему свои симпатии.
Начало литературной судьбы Островского было тесно связано с журналом «Московитянин». Но для человека, решившего зарабатывать на жизнь пером, журнал «Московитянин» был самым неподходящим на свете местом. «Адская скупость» издателя была притчей во языцах в московском литературном кругу.
В конце 1847 года он познакомился с женщиной, жившей по соседству.
Агафья Ивановна была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться - это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней.
Так вот, невенчанной женой Островского прожила скромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет Агафья Ивановна ...
6)Служба театру
В начале 1850-х годов репертуар русских театров был скуден. Афиши заманивали публику на русские варианты французских водевилей. Театру был нужен драматург ... Драматургу был нужен театр. А пьесы Островского продолжали свое причудливое кружение по чиновничьим кругам и с надписью «Запрещается» оседали в секретном архиве.
Автор берется написать пьесу, небольшую по объему, легкую, сценичную, которая без осложнений пройдет цензуру. Начинается работа над пьесой «Не в свои сани не садись».
14 января 1853 года состоялась премьера, На другой день вся Москва говорила о спектакле.
1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актеров, увлеченных его пьесами.
В августе 1853 года в Малом театре была сыграна «Бедная невеста».
Имя Островского укоренялось в репертуаре.
В 1860 году была разрешена для представления пьеса «Свои люди сочтемся». С триумфом прошла эта десятилетие назад запрещенная пьеса. Затем одна за другой были дозволены к исполнению пьесы «Воспитанница» и «Доходное место».
Казалось, положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. В 1863 году он был избран членом корреспондентом Академии наук. О нем начала писать заграничная пресса,
В 1868 году он дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты»; затем каждый год одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Не было гроша, да вдруг алтын» и т.д. Успех пьес вернул Островскому силы.
Отцу не нравилось увлечение старшего сына театром и литературой. Но еще большее его неудовольствие вызывало то, что Александр Николаевич, полюбив простую девушку из мещанской среды, ввел ее в свой дом на правах жены. Разгневанный отец лишил сына всякой материальной помощи. Ни служба, ни литературные занятия не давали драматургу достаточных средств. Это бремя материальной необеспеченности сопровождало его на протяжении всей жизни. Пьесы шли бесплатно, автору за них не платили ни гроша!
До конца своей жизни драматург нуждался. Семья с каждым годом росла, а средств не хватало. Труд подорвал здоровье драматурга.
7). Последние годы жизни.
25 августа 1879 года Александр Николаевич писал: « 30 лет я работаю для русской сцены, написал более 40 оригинальных пьес, вот уж давно не проходит ни одного дня в году, чтобы на нескольких театрах в России не шли мои пьесы, только императорским театрам я доставил сборов более 2-х миллионов, и все-таки я не обеспечен настолько, чтобы позволить себе отдохнуть месяца два в году. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без хлеба, с огромной семьей».
В 1867 году умерла первая жена драматурга - Агафья Ивановна, и в 1869 году он женился на артистке Московского Малого театра Марии Васильевне Васильевой. У драматурга было 4 сына и 2 дочери. Будучи нежным отцом, отличным семьянином, он стремился дать всем своим детям самое лучшее воспитание и образование.
В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Настало время, о котором он мог только мечтать, но в первые же дни службы он с ужасом ощутил, что взятая им на себя задача ему уже не по силам, приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.
А.Н. Островский – создатель русского национального театра.
А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
 Особенности стиля Островского.
Говорящие фамилии;
Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
Специфические авторские ремарки;
Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
Фольклорные моменты;
Значимость первой реплики героя;
 "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами.
Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому. А.Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского».
И сегодня в репертуаре театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.
3.4.Первичная проверка  понимания  обучающимися  нового материала. Прием «Тонкие и толстые вопросы».
- Где и в какой семье родился А. Островский?
- Куда поступил после окончания гимназии?
-Что дала служба в суде?
- Какие названия имела первая комедия Островского? (“Несостоятельный должник” – “Банкрот” - “Свои люди – сочтёмся”.)
- Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)
- Сколько пьес отдал он театру?
- Какие проблемы ставит в своих пьесах драматург?
- За что Островского прозвали “Колумбом Замоскворечья”? (Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, Островский впервые в русской литературе “открыл” “замоскворецких жителей”, за что его и прозвали “Колумбом Замоскворечья”.)
- Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
- Назовите жанры драматических произведений.
- Какова цель драматического произведения? (отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.
3.5.Историческая основа и творческая история «Грозы». (видеоролик).
Председатель Географического общества великий князь Константин Николаевич решил организовать экспедицию с участием литераторов; цель экспедиции — изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России, изучить и описать быт жителей России, занимающихся судовождением, о чем составить потом очерки для выпускаемого министерством “Морского сборника”. 
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело». Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник.
IV. Итог урока. Фаза рефлексии. Составление синквейна.
- А сейчас я предлагаю обобщить то, о чём мы сегодня говорили и составить синквейн со словами Островский и Гроза. (работа в группах, представление синквейнов).
Список используемой литературы
Лобанов М. Островский. М., 1979 (серия «ЖЗЛ»).
Островский А. Полное собрание сочинений.