Статья «Профессиональные риски педагога»

Вряд ли у кого вызовет сопротивление тезис о том, что лучший метод воспитания это личный пример. Бессмысленно чему-то учить, в чем-то убеждать ребенка, если ты сам не олицетворяешь эти ценности. Предлагаю посмотреть на проблему здоровьесбережения школьников в свете этого тезиса. Если учитель психологически нездоров, может ли он заниматься воспитанием культуры здоровья школьников, может ли обеспечить необходимый уровень внимания, индивидуальный подход к ученику?.. Конечно, нет.
В психологии существует термин профессиональная деформация личности. Это изменения в личности, вызванные профессиональной деятельностью. Такие личностные деформации свойственны и учителям. Чаще всего деформация связана с тем, что педагог сознательно и целенаправленно начинает формировать определенный стиль поведения в профессии, который становится стилем всей жизни.
Различают несколько таких поведенческих моделей: учитель-начальник, учитель-компьютер, учитель-мученик, учитель-приятель.
Учитель-начальник чувствует себя облеченным властью перед детьми и поэтому он особо принципиален, считает свою точку зрения единственно правильной. У таких учителей не бывает искренних отношений с детьми, хотя, если он слишком суров, дети могут играть уважение, которое есть ни что иное, как страх.
Учитель-компьютер еще одна модель учительского поведения. Он считает, что главное в человеке компетентность. Для него предмет превыше всего. Он вещатель информации, фактов и в этом похож на робота. Требует от учеников повторения информации. Он закрыт и холоден. У его учеников снижается уверенность в себе, особенно страдают те дети, которые испытывают трудности в освоении предмета.
Следующая модель поведения учитель-мученик. Он больше всего боится конфликтов, поэтому выступает с позиций миротворца. Готов жертвовать своим временем, нервами порою даже ради пустяков. Даже ничтожные конфликты переживает слишком сильно, винит себя. Но эта модель поведения разрушительна и для здоровья учителя, и для его взаимоотношений с детьми. Такой учитель сам провоцирует учеников на то, что они начинают манипулировать им.
Иногда профессиональная деформация проявляется в приятельской позиции в отношении учеников. Ради популярности, он готов прощать все на свете своим ученикам, забывая об ответственности.
Эти разновидности учительской позиции могут смешиваться в поведении одного учителя, может доминировать какая-то одна. Но все модели поведения свидетельствуют о психологическом нездоровье учителя. Единственно здоровое поведение это открытое поведение, умение быть самим собой. То есть иметь право на ошибку самому, признавать за ребенком право на ошибку. Только такой стиль порождает равноправие ребенка и взрослого: Я (взрослый) и Ты (ребенок) мы оба люди, мы одинаково чувствуем радость и огорчение, мы оба можем ошибаться, разочаровываться Но я опытней тебя, чуть больше видел, я могу тебе помогать. Только такой стиль взаимоотношений сохраняет психологическое здоровье учителя, сохраняет целостность его личности.
Может в этих моделях вы увидели себя и задумались. Эти личностные деформации результат нашего выбора. Если каждый из нас будет заниматься самоанализом регулярно, то сможет почувствовать процессы профессиональной деформации и избежать участи учителя-начальника, учителя-мученика и остаться самим собой.
Но, к сожалению, в нашей профессии есть много факторов, на которые мы не можем влиять и которые увы подрывают наше психологическое и физическое здоровье. Нам никак не избежать повышенной нагрузки на зрение, слух и голосовой аппарат, не избежать большого количества контактов в течение рабочего дня, которые внутренне опустошают нас. Почти каждый из нас загружен работой выше меры: полторы – две учительские ставки стали нормой нашей работы, но, к сожалению, это не норма здоровья для человеческого организма. У нас не остается времени на эмоциональную разгрузку. Организм постепенно исчерпывает резервы самовосстановления и начинает защищать себя. Это проявляется в том, что ученые называют синдромом эмоционального выгорания.
Проявляется этот синдром в следующем:
стремление сократить взаимодействие с другими людьми;
непроходящее чувство усталости, истощения;
частые головные боли, бессоница;
ощущение неспособности изменить свою судьбу;
обида;
разочарование;
приступы раздражительности, которые выливаются и на наших родных и близких.
Думаю, что многим такое состояние знакомо. Синдром эмоционального выгорания, по наблюдению психологов и врачей, нарастает в течение 3-10 лет и наглядно проявляется у педагогов, которые работают свыше 10 лет. Если педагог не имеет возможности эмоционально разряжаться, полноценно отдыхать, то повышается риск перехода синдрома выгорания в хроническую стадию. И тогда возникает полная потеря интереса к работе, к жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение хронической усталости. Не стоит говорить, к каким катастрофическим последствиям для здоровья это может привести.
Наверное, сейчас каждый спросил себя: «А не грозит ли это мне?» Давайте проверим, каков риск полного эмоционального выгорания у каждого из вас. Оценить риск постепенного формирования этого состояния поможет следующий простой тест. Надо ответить на 8 вопросов (варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать»).
Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?
Вы занимаете нынешнюю должность дольше 2-х, но не более 5-ти лет?
Вы живете одни?
У вас есть хобби?
Когда вы поступали на эту работу, она вам очень нравилась?
Вы никогда не думали о перемене специальности?
Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов?
В вашем окружении отсутствуют люди, являющихся хорошей эмоциональной поддержкой для вас?
Оценить полученный результат можно следующим образом: начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за ответ «Трудно сказать». Если в сумме вы набрали более 10 баллов, у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».
Естественно возникает еще один вопрос: если при нашей работе существует риск эмоционального выгорания и личностной деформации, то каковы же способы профилактики?
Существует рекомендации психологов для снижения синдрома выгорания.
Оцените ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, пора принимать меры. И не вздумайте прятаться от реальности: «Да ничего, просто переутомилась»
Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотичном беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.
Избавиться от боязни ошибиться – достичь полного совершенствования все равно не получится, а пробовать разные варианты необходимо. Задайте себе вопрос: что будет, если я сделаю ошибку, - случится мировая катастрофа?
«Уйти в отключку», т. е. регулярно давать себе возможность раскрепоститься, сделать себе что-либо приятное, заведите хобби, не связанное с работой;
Поддерживайте дружеские связи с друзьями – непедагогами
Синдром выгорания хорош тем, что дает повод задуматься: на своем ли ты месте, не затормозилась ли твоя жизнь?
Помните о том, что всегда легче предупредить болезнь, чем лечит ее потом! Удачи вам и здоровья!



15