Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами художественной деятельности и популяризации различных направлений изобразительного и декоративно — прикладного искусства


Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами художественной деятельности и популяризации различных направлений изобразительного и декоративно - прикладного искусства
г. Новый Уренгой,
МБОУ ДО Дом детского творчества
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Как говорил В.А.Сухомлинский «Таланты редки – их надо беречь и сохранять: в них настоящая, живая сила нации».
В последние десятилетия в педагогической деятельности довольно много внимания уделяется проблеме воспитания творческой личности ребёнка, активизации его потенциала. Подобные тенденции обусловлены тем, что сами условия социальных перемен налагают на человека определенные требования к творческой деятельности. Эти требования связаны, в первую очередь, с необходимостью поиска новых путей и возможностей приспособления к постоянно меняющейся ситуации развития общества.
Деятельность отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства имеет социально значимый характер, так как художественно-творческая деятельность , и в частности ДПИ, - вид деятельности, без которого немыслимо полноценное развитие ребёнка, и как составная часть дополнительного образования, вносит весомый вклад в достижение педагогической цели образования и воспитания, обеспечивая развитие мировоззрения учащихся, их мыслительных и творческих способностей; создавая благоприятные условия для формирования социально активной, творческой личности, способной изменить мир к лучшему.
Обучением ребят в нашем отделе занимаются 12 педагогов, задачей которых является создание, а также реализация общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 12 детских объединений основных педагогов посещают около 1000 учащихся от 6 до 17 лет. 12 объединений педагогов - совместителей, работающих на базах образовательных организаций города, посещает около 230 детей. Образовательная деятельность в отделе осуществляется по 8-ми дополнительным общеобразовательным программам продолжительностью реализации 2 - 3 года , направленных  на развитие творческих способностей и формирование навыков самореализации.
На занятиях в Доме творчества учащиеся находят большое удовольствие в передаче отдельных образов и композиций с помощью как разнообразных материалов, будь то бумага, глина или шерсть, так и в разных техниках работы как в изобразительном, так и в декоративно-прикладном творчестве. Наряду с традиционными техниками, к которым относят тематическое рисование, тематическую лепку, классическое художественное рисование, аппликацию из бумаги, педагоги отдела ИЗО и ДПИ обучают детей нетрадиционным и смешанным техникам, к которым можно отнести работу с солёным тестом, декоративные мозаики, работу с бросовым материалом, глиной и многое другое. Ведь разнообразие техник способствует развитию познавательного интереса и побуждает создавать выразительные образы в своих работах доступными изобразительными средствами. В процессе работы у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к творческому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается фантазия, воображение, самостоятельное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук,
воспитывается художественный вкус, трудолюбие, аккуратность и мн. другие положительные качества. Передача красоты, эстетичности и конечно же своего видения того или иного объекта и является творческим продуктом, а значит в этом и есть развитие детского творчества.
Также в нашем учреждении большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Но подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента, чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России - одна из главных задач педагогов отдела художественной направленности.
Вся работа педагогов отдела ИЗО и ДПИ выстроена в определенной системе с использованием занятий, из которых основными являются тематические и интегрированные занятия. А так как воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей, то, для того, чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, педагоги оказывают необходимую методическую помощь на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. Плодотворно проходят совместные детско-родительские мастер-классы и познавательно-развлекательные мероприятия, такие как "Починки", "Широкая масленица", "Поздравляем мам" и мн. другое.
С целью раскрытия творческого потенциала ребят и демонстрации результатов работы педагога и учащихся, росту мотивации обучению изобразительному и декоративно-прикладному искусству, и популяризации художественно-творческой деятельности в целом, традиционными являются конкурсы-выставки детских творческих работ как институционального, так и муниципального уровней. Проводятся городские конкурсы - выставки с различной тематикой: "Бабушка рядышком с дедушкой", "Любимой маме посвящается...", "Ямал - моя Родина", "Жизнь как кино!", "Лучший северный сюрприз", в которых вниманию жюри всегда представлены лучшие работы ребят Нового Уренгоя. Учащиеся Дома творчества также являются призёрами и победителями Международных и Всероссийских конкурсов.
В заключении хочется сказать, что наше время — время перемен. И становится очень актуальным то, что, выйдя из стен школы, дома творчества в большой мир, подрастающее поколение должно быть адаптировано к этому миру, а педагоги должны им в этом помочь. Человек может прожить всю свою жизнь и даже не подозревать о тех возможностях, которые заложены в него природой. Он может не раскрыться в семье, а может не раскрыться и в школе. Задача педагога дополнительного образования - помочь ребятам найти и понять себя.
От всей души можно лишь пожелать педагогам такого творчества, о котором написал Торренс: «Творчество — это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день». И будем помнить, что ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.