«Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»
СПб ГБОУ СПО «Медицинский колледж имени В. М. Бехтерева»
Методическая разработка
лекционного занятия для преподавателя
Тема:
«Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»
Дисциплина: ПМ 02. МДК02.02 «Основы реабилитации»
для специальностей среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» (базовый уровень подготовки)
курс 3, семестр 7
Санкт-Петербург
2014год
Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными требованиями
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (базовый уровень подготовки)
Составитель: Рошак Э. Ф.
Методическая разработка рассмотрена
на заседании ПМК, одобрена, и рекомендована к применению в образовательном процессе.
Протокол №___________ Дата_______________________
Председатель ПМК: Васильева Е.Е.___________________
Методист Якуничева О.Н.___________________________
Содержание
№
Содержание
№ страницы
1.
Пояснительная записка
4
2.
Обоснование темы
5
3.
Структура занятия
6
4.
Цели занятия
7-10
5.
Уровни усвоения учебного материала
11
6.
Хронологическая карта занятия
12
7.
Межпредметные связи
13
8.
Внутрипредметные связи
14
9.
Этапы планирования практического занятия
15
10.
Материально-техническое оснащение занятия
16
11.
Карта самоподготовки студентов к занятию
17
12.
Карта самоподготовки к следующему занятию
18
13.
Понятийно-терминологический словарь
19
14.
Материал лекции
20
15.
Литература
21
16.
Контролирующая программа
22-23
Название темы: «Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»
Время: 90 минут
Место проведения: МК. имени В.М.Бехтерева, аудитория колледжа.
Вид занятия: лекция
Тип занятия: по формированию новых знаний
Оптимизация: использование межпредметных связей, активных методов, графологическая структура темы, ТСО.
Цели занятия:
1.Дидактическая: Формирование новых теоретических знаний по теме занятия
Результаты
(освоения профессиональных компетенций)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.2.Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
- проведение санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
подготовка текста беседы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
ПК2.3.Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
-эффективно организуют сотрудничество со взаимодействующими организациями и службами(социальная, психолого-педагогическая и т. д)
подготовка докладов на тему: » Социальная реабилитация»,
« Психолого-педагогическая реабилитация», «Социально-экономическая реабилитация».
ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
- ознакомление с методами лечебно-диагностического вмешательства с целью подготовки пациента к лечебно-диагностическим исследованиям, процедурам, операциям
обоснование проведения лечебно-диагностических вмешательств
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса.
- демонстрация знаний принципов, , правил и условий работы медицинского оборудования и применения изделий медицинского назначения
правильное использование медицинской аппаратуры и оборудования при отпуске процедур
ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию.
- заполнение медицинской документации в установленном порядке
оформление документации используемой в медицинской практике
ПК2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
-умение проводить раздачу лекарственных средств по назначению врача
обоснования применения лекарственных средств у конкретного пациента
ПК2.7.Осуществление реабилитационных мероприятий
-выполнение основных методов реабилитационных мероприятий
обоснование применения ФТЛ, ЛФК, массажа при сердечно-сосудистой патологии
ПК2.8.Оказывать паллиативную помощь
-выполнение лечебных, диагностических, реабилитационных мероприятий в отношении инкурабельных больных
проведение обучения пациента и его семьи вопросам ухода и семоухода
2. Развивающая:
Способствовать развитию логического мышления, способности самостоятельно работать с информацией, анализировать её и делать правильные выводы.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только формирование профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умения.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- демонстрация интереса к будущей профессии
Наблюдение в процессе учебных занятий, подготовка к студенческих конференциям.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при осуществлении ухода за пациентом и общении с ним и его родственниками
- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.
Наблюдение за учебной деятельностью студента, составлением текста бесед с пациентом, подготовка докладов
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Наблюдение за учебной деятельностью студента;
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Наблюдение за учебной деятельностью студента; выполнение домашнего задания, внеаудиторной самостоятельной работы, аудиторной самостоятельной работы
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- взаимодействие с обучающимися, преподавателем ходе обучения
- владение коммуникативными навыками общения;
Наблюдение за учебной деятельностью студента
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задач
- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.
Наблюдение за учебной деятельностью студента
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня;
- организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, решение тестовых заданий
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- умение осваивать и использовать в работе новые информационные технологии и оборудование
Работа с информационными средствами обучения Составление электронных презентаций.
Работа с медицинским
оборудованием
3.Воспитательная:
Способствовать развитию профессиональных качеств
№
п / п
Профессиональные качества
Возможности их формирования на занятиях через
содержание деятельности студентов
1.
Организованность
При подготовке к занятию
2.
Аккуратность,
внимательность,
дисциплинированность
При выполнении домашнего задания, контроля знаний
3.
Чуткость,
доброжелательность
При общении с преподавателем и друг другом
4.
Культура речи, тактичность
При общении с преподавателем и друг другом
5.
Логическое мышление, наблюдательность
При сборе и анализе информационного материала
Уровни усвоения учебного материала
После проведенного занятия студент должен:
уметь:
1. Использовать полученные теоретические знания для проведения реабилитационных мероприятий
знать:
1. Принципы реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями
2. Программу реабилитации больных с инфарктом миокарда
3. Принципы реабилитации больных с гипертонической болезнью
4. Принципы реабилитации больных с пороками сердца после операций
Виды контроля.
Предварительный контроль знаний студентов:
- фронтальный опрос
Заключительный контроль знаний студентов:
-контрольные вопросы
Пояснительная записка
Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине МДК02.ПК02. «Основы реабилитации» для специальности 060501 «Сестринское дело», по теме «Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Данная методическая разработка лекционного занятия по теме: «Реабилитация больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями» была создана для лучшего усвоения студентами знаний по реабилитации.
Важнейшей проблемой современной кардиологии остается неуклонное увеличение количества больных сердечно-сосудистой системы. ИБС и ИМ являются одной из главных причин инвалидности и смертности лиц трудоспособного возраста, что придает проблеме восстановительного лечения не только медицинское, но и социальное значение. Разработка и внедрение в практику различных методов восстановительного лечения, основанных на стимуляции компенсаторных и регуляторных возможностях организма для повышения эффективности профилактики и лечения социальнозначимых заболеваний - одна из важнейшихмедико-социальных проблем. В современном мире в связи с изменением демографической ситуации, постарением населения и изменениями в структуре заболеваемости реабилитация является важнейшей задачей здравоохранения.
На лекционном занятии студенты знакомятся с моделью кардиореабилитации разработанной в нашей стране по приказу МЗ РФ от 15.11 2012г. , а так же конкретно по разным нозологическим формам: инфаркт миокарда, ИБС, гипертоническая болезнь, состояние после проведения реваскуляризации миокарда.
Для активизации наглядно-образного мышления студентов, на лекционном занятии используются ТСО, что помогает обобщать и систематизировать знания по теме занятия. При проведении лекционного занятия используются межпредметные связи, что помогает студентам оценить значение реабилитационных мероприятий на всех этапах, проследить преемственность проводимых мероприятий, обязательность их своевременного выполнения, наличие в арсенале всех известных средств и методов реабилитации, индивидуальный подход при ее применении.
При проведении занятия по данной методике необходимо учитывать уровень успеваемости студентов в группе, индивидуальные способности. Студенты должны быть хорошо подготовлены к занятию, выполнять рекомендации преподавателя, быть активными для получения знаний по теме занятия.
Полученные знания студенты смогут применять на практике и при изучении других дисциплин, а так же усовершенствовать свои способности и расширить свои возможности.
Обоснование темы занятия.
В Российской Федерации разработана модель кардиореабилитации. В соответсвии с «Порядком оказания медицинской помощи больным с заболеваниями сердечно-сосудистыми заболеваниями», утвержденным приказом МЗ РФ от15.11.2 12г. №918н, медицинская реабилитация проводится в специализированных медицинских и санаторно-курортных организациях после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
Реабилитация – завершающий этап лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздей ствия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса больного. Правильное, рациональное сочетание физических и психических методов воздействия на конкретного больного влияет самым распространенным образом на успех в лечении распространенных тяжелых хронических заболеваний, в том числе в полном или частичном восстановлении трудоспособности. Реабилитация основана на партнерстве врача и пациента, разноплановости усилий и взаимодействий, направленных на разные сферы жизнедеятельности, единстве биологических и психосоциальных методов воздействия и ступенчатости воздействия.
Важнейшей проблемой современной кардиологии остается неуклонное увеличение количества больных сердечно-сосудистой системы. ИБС и ИМ являются одной из главных причин инвалидности и смертности лиц трудоспособного возраста, что придает проблеме восстановительного лечения не только медицинское, но и социальное значение. Таким образом, становится очевидным изучение этой темы очень важно. Полученные знания вам помогут в дальнейшем обучении на других учебных дисциплинах, при прохождении учебной и производственной практики, написании и защите дипломных работ.
Хронологическая карта занятия
№
п / п
Название этапа
Время
1.
Организационная часть
2минут
2.
Предварительный контроль знаний студентов
10 минут
3.
Изложение нового материала
60
4.
Заключительный контроль знаний
10 минут
5.
Обобщение изученного материала
3 минут
6.
Подведение итогов, выставление оценок
5 минут
Карта материально-технического и методического обеспечения практического занятия по теме:
«Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»
№
Наименование обеспечения
Необходимое количество
Имеется в наличии
1.
Учебный журнал группы
1
2.
МР занятия для преподавателя
1
1
3.
Лекционный материал
1
1
4.
Вопросы для предварительного контроля знаний студентов (фронтальный опрос)
1
1
5.
Контрольные вопросы для заключительного контроля знаний
1
1
6.
Презентация темы
Мультимедийная установка
1
1
1
1
7.
Экран
1
1
Схема интегрированных связей
«Межпредметные»
«Истоки» «Выход»
Учебные дисциплины Учебные дисциплины
Русский язык и культура речи
Лекция по теме:
«Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»»
СД в терапии
Латинский язык с медицинской терминологией
СД в педиатрии
Основы сестринского дела
Профилактика
Анатомия и физиология человека
Пожилой возраст
Фармакология
ПП, КЭ
Здоровый человек и его окружение
Дипломная работа
Схема интегрированных связей
«Основы реабилитации».
«Внутрипредметные».
«Истоки» «Выход»
Лекция по теме:
«Основы реабилитации. Медицинский и физический аспекты реабилитации»
Лекция по теме: «Реабилитация в детской практике»
Лекция по теме:
«Профессиональный и социально-экономический аспекты реабилитации»
Практическое занятие по теме: «Реабилитация пациентов электролечением»
Лекция по теме:
«ЛФК. Средства ЛФК. »
Лекция по теме: «Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»
Практическое занятие по теме:
«Реабилитация пациентов магнитотерапией, УЗ.
Светолечение»
Лекция по теме:
«Физиотерапия»
Практическое занятие по теме:
« Реабилитация пациентов тепло-, водолечением»
Лекция по теме:
«Санаторно-курортное лечение »
Практическое занятие по теме:
« ЛФК при сердечно-сосудистых заболеваниях»
Лекция по теме: «Массаж».
Практическое занятие по теме:
«Массаж при сердечно-сосудистых заболеваниях».
Понятийно - терминологический словарь
Реабилитация – восстановление
Физиотерапи я- лечение физическими методами (холод, тепло, вода, свет, электричество, ультразвук и т.д.)
Лечебная физкультура- применение физических упражнений с лечебной и профилактической целью
Кинезитерапия-лечебное применение физических нагрузок, связанных с произвольным чередованием напряжение и расслабления мышечного аппарата
Эрготерапия(трудотерапия) - целенаправленные занятия для улучшения функциональных возможностей (двигательных, эмоциональных, когнитивных, психических)
Терренкур - восхождение
Талассотерапия - морские купания
Электрофорез - введение лекарственного вещества с помощью электрического тока
Аутогенная тренировка – лечебное воздействие системы самовнушения
Рефлексотерапия – лечебное воздействие на биологически активные точки, с помощью металлических игл
Литература для студентов
Основная:
1.»Основы реабилитации» Л. В. Козлова, С,А, Козлов стр.242-254
2.»Основы реабилитации» М.А. Еремушкин стр.76-88
Дополнительная:
1.»Медицинская реабилитация» В.М. Боголюбов стр.3-116
ЛИТЕРАТУРА для преподавателя:
Основная:
1.»Основы реабилитации» Л.В. Козлова, С,А, Козлов стр.242-254
2.»Основы реабилитации» М.А. Еремушкин стр.76-88
Дополнительная
1.»Медицинская реабилитация» В.М.Боголюбов стр.3-116
2.»Медицинска реабилитация» Г.Н.Пономаренко стр.269-286
3.»Медицинская реабилитация больных с заболеваниями внутренних органов»
стр.118-171
Карта самоподготовки студентов к занятию по теме «Реабилитация больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»
№№
п/ п
Раздел темы
Литература
Установочная инструкция
Вопросы для самоконтроля
1.
Реабилитация больных с инфарктом миокарда
1.»Основы реабилитации» Л, В, Козлова, С,А, Козлов стр.242-254
2.»Основы реабилитации» М.А. Еремушкин стр.76-88
Повторите СП при уходе за пациентом с инфарктом миокарда
Каковы причины возникновения инфаркта миокарда?
Каковы проявления заболевания?
Каковы правила двигательного режима?
2.
Реабилитация больных с гипертонической болезнью
Учебник1.»Основы реабилитации» Л, В, Козлова, С,А, Козлов стр.242-254
2.»Основы реабилитации» М.А. Еремушкин стр.76-88
Повторите СП при уходе за пациентами с гипертонической болезнью
Повторите алгоритм измерения артериального давления
1.Что такое гипертония?
2.Каковы виды гипертонии?
3.Каковы причины гипертонической болезни?
4.Каковы принципы диетотерапии?
3.
Реабилитация больных с пороками сердца после операций
Учебник1.»Основы реабилитации» Л, В, Козлова, С,А, Козлов стр.242-254
2.»Основы реабилитации» М.А. Еремушкин стр.76-88
Повторите СП при уходе за пациентами в постоперационном периоде
Каковы виды пороков?
Каковы правила двигательной активности?
Этапы планирования занятия
№
Название этапа
Содержание и метод проведения
Цель
Время
Оснащение
1.
Организационный этап
Проверка присутствующих, заполнение журнала, установление дисциплины.
Мобилизовать внимание студентов, настроить на работу.
2
Учебный журнал
2.
Формулировка темы, разбор ее значимости, обоснование.
Определение целей занятия
Говорим о значимости темы, объяснение и акцентирование внимания на план и цели занятия
Мотивация к познавательной деятельности. Раскрытие теоретической и практической значимости темы.
3
Методическая разработка.
3.
Предварительный контроль знаний
Фронтальный опрос
Выявить исходный уровень знаний студентов
10
Вопросы для фронтального опроса
4.
Основной этап
Изложение нового материала
Раскрытие теоретической значимости темы занятия
60
Презентация
5.
Заключительный контроль знаний
Контрольные вопросы
Систематизация знаний по теме.
10
Контрольные вопросы
6.
Заключительный этап:
Подведение итогов
Заключение преподавателя, оценка деятельности каждого студента с обоснованием.
Стимуляция познавательной деятельности.
2
Учебный журнал.
Домашнее задание
Задание на самостоятельную работу к следующему занятию.
Ориентировка в подготовке к следующему занятию.
3
Карта самоподготовки к следующему занятию.
Карта самоподготовки студентов к занятию по теме «Реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания»
№№
п/ п
Раздел темы
Литература
Установочная инструкция
Вопросы для самоконтроля
1.
Реабилитация больных с пневмонией
1.»Основы реабилитации»
Л. В. Козлова
С.А,.Козлов стр.229-241
2.»Основы реабилитации» М.А. Еремушкин
Повторите материал лекции
«Реабилитация больных с заболеваниями с-с-с».
Повторите СП при уходе за пациентами с пневмонией
Каковы принципы реабилитации больнх с ИМ?
Каковы принципы реабилитации больных с ГБ?
Каковы принципы реабилитации больных с пороками сердца?
Каковы проблемы пациента с пневмонией?
2.
Реабилитация больных с хронической обструктивной болезнью легких
1.»Основы реабилитации»
Л. В. Козлова С.А. Козлов стр.229-241
2.»Основы реабилитации» М.А. Еремушкин
Повторите СП при уходе за пациентами с ХОБЛ
Каковы проблемы у пациентов с ХОБЛ?
Каковы методы диагностики при ХОБЛ?
3
Реабилитация больных с бронхиальной астмой
1.»Основы реабилитации» Л.В. Козлова
С.А. Козлов стр229-241
2.»Основы реабилитации» М.А. Еремушкин
Повторите СП при уходе за пациентами с бронхиальной астмой
Каковы виды расстройства дыхания?
Каковы виды одышки?
Лекция
Тема: «Реабилитации больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»
Клинико-физиологическое обоснование применения лечебной физкультуры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
Сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин смерти. Все заболевания сердечно-сосудистой системы приводят к нарушению кровообращения в той или иной степени. Среди заболеваний сердца особого внимания заслуживает ишемическая болезнь, которая проявляется в форме стенокардии, инфаркта миокарда и атеросклеротического кардиосклероза и является причиной коварных осложнений, приводящих к инвалидности и смерти. Чаще причиной недостатка кровоснабжения сердца (ишемии) является атеросклероз.
Во время занятий лечебной физкультурой вследствие увеличения частоты и силы сердечных сокращений, увеличения количества функционирующих капилляров и ОЦК в артерии сердца поступает больше крови, усиливаются окислительно-восстановительные процессы, обмен веществ, укрепляется сердечная мышца и приспосабливается к постепенно нарастающей нагрузке. Нормальное кровообращение восстанавливается главным образом за счет внесердечных механизмов кровообращения: присасывающей силы грудной клетки во время вдоха, благодаря чему кровь из полых вен попадает в правое предсердие, и «мышечного насоса» (сдавливание вен при мышечных сокращениях перемещает кровь к сердцу), облегчающего работу сердца.
Противопоказания: недостаточность кровообращения III степени, высокое артериальное давление (выше 200/110 мм рт. ст.), тяжелые нарушения ритма и проводимости сердца, аневризма сердца, тромбоэмболические осложнения, стенокардия, повышения СОЭ, субфебрильная температура.
Хроническая недостаточность кровообращения
Это заболевание является следствием различных болезней сердца и сосудов. Уменьшается ударный объем сердца, артериальное давление снижается, а венозное повышается, увеличивается количество циркуляций крови, а скорость кровотока замедляется, увеличивается частота сердечных сокращений (компенсаторно), учащается пульс, появляются отеки в малом и большом круге кровообращения, одышка, циноз.
I стадия недостаточности кровообращения
Одышка, тахикардия, быстрая утомляемость, появляются после физической нагрузки.
Задачи ЛФК и массажа
Облегчение работы сердца путем стимуляции внесердечных факторов кровообращения, нормализация кровообращения, усиление обмена веществ, тренировка организма в целом.
Особенности методики ЛФК
Строгая постепенность в увеличении нагрузок.
Умеренность и ритмичность их применения для всех мышц в ИП лежа, сидя, стоя с использованием снарядов (мяч, палка, гимнастическая стенка и др.).
Общеукрепляющие упражнения необходимо чередовать с дыхательными.
С середины курса лечения включают упражнения для развития силы, игры.
Обязательны дозированная ходьба. Время занятий - 25-30 минут.
Массаж
Назначают общий массаж. Вначале проводят массаж спины, включая воротниковую зону, затем груди, массаж живота, нижних и верхних конечностей по методике отсасывающего массажа. Продолжительность массажа - 20-25 мин. Курс - 15-20 процедур.
стадия недостаточности кровообращения
Признаки недостаточности кровообращения появляются в покое, присоединяются застойные явления в малом и большом круге кровообращения.
Задачи ЛФК и массажа.
Улучшение периферического и коронарного кровообращения. Профилактика застойных пневмоний, тромбоэмболий, запоров. Общетонизирующее воздействие.
Особенности методики ЛФК.
Режим движений (в зависимости от состояния)- расширенный постельный, палатный с дозированной ходьбой.
Упражнения выполняют в медленном темпе; в ИП лежа, сидя, стоя, при IIб степени для мелких и средних мышечных групп, пассивных и активных без предметов, по 4-6 раз, в сочетании с легким массажем, в течение 10-12 минут; при IIа степени включают упражнения для крупных мышц, увеличивают число повторений.
Обязательны статические дыхательные упражнения.
Массаж.
Проводят очень осторожно; рекомендуют массаж ног, начиная с проксимальных отделов.
стадия недостаточности кровообращения
Присоединяются асцит и стойкие морфологические изменения в сердце, печени и др. органах.
Лечебная физкультура и массаж противопоказаны
Инфаркт миокарда
Инфаркт миокарда - некроз участка сердечной мышцы, развивающийся в результате нарушения кровоснабжения в связи с сужением венечных артерий или закрытием просвета тромбом или атеросклеротической бляшкой.
Стационарный этап Особенности ЛФК в стационаре:
ранняя активизация и возможно ранняя выписка из стационара;
применение индивидуализированных программ реабилитации. Весь период этого этапа лечения делят на четыре ступени, которые подразделяются на подступени (а,б,в) для более детального определения физических нагрузок. Перевод больного с одной ступени на другую осуществляет лечащий врач. На второй-третий день болезни после ликвидации болевого синдрома и тяжелых осложнений (аритмии, кардиогенный шок, отек легких) для больного определяют класс по тяжести заболевания, программу реабилитации и назначают лечебную физкультуру.
Санаторный этап
Задачи ЛФК: восстановить физическую работоспособность больных, психологическая реабилитация и подготовка к самостоятельности и производственной деятельности.
В течение трех-четырех дней больной выполняет режим активности IV ступени, а в последующем его переводят на V, VI и VII ступени. Занятия проводят групповым методом, включают работу всех мышц и аутотренинг. Лучшим средством для адаптации сердечно-сосудистой системы к выполнению умеренной нагрузки является дозированная ходьба.
Диспансерно-поликлинический этап
На данном этапе больные - это лица, страдающие хронической ИБС с постинфарктным кардиосклерозом. Основные задачи ЛФК: профилактика дальнейшего развития атеросклероза, вторичная профилактика ИБС, возможность полной или частичной отмены медикаментов, возврат к труду. ЛФК проводят в форме длительных физических тренировок (ДФТ).
ДФТ показана при давности инфаркта миокарда не менее четырех месяцев в спортивном зале групповым методом или в домашних условиях по индивидуальной программе. Функциональные возможности определяют с помощью велоэргометрии. Используют лечебную гимнастику, дозированную ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде и др. в течение всей жизни больного.
Массаж при инфаркте миокарда
Сроки начала массажа строго индивидуальны. При общем удовлетворительном состоянии, нормальной температуре и положительной динамике клинических показателей применяют отсасывающий массаж ног, легкий массаж спины (на правом боку), рук от 3 до 10 ми нут ежедневно. При удовлетворительном состоянии, отсутствии отрицательной динамики: ЭКГ и тяжелых осложнений (отек и инфаркт легких, желудочно-кишечное кровотечение). В.И. Дубровский рекомендует проводить массаж с первых дней заболевания в сочетании с оксигенотерапией. Массируют спину (в ИП лежа на правом боку), используя поглаживание, растирание, неглубокое разминание, живот, нижние и верхние конечности; грудную клетку поглаживают. Продолжительность массажа - 5-20 минут, после чего больной дышит кисло родом в течение 10-15 минут. После выписки из больницы проводят общий массаж в положении сидя с опорой головы или лежа. Начинают массаж со спины и воротниковой зоны. При массаже передней грудной стенки акцент делают на левую грудную мышцу Продолжительность процедуры - 10-20 минут (под контролем врача).
Атеросклероз
Это хроническое заболевание, поражающее стенки артерий (аорты, сердца, головного мозга, с формированием липидных отложений во внутренней оболочке и последующим разрастанием в ней соединительной ткани, кальцинозом стенки сосуда, понижением эластичности, сужением просвета вплоть до облитерации. Сосуды становятся хрупким и склонны к разрывам. Кровоснабжение органа нарушается постепенно и длительное время может протекать бессимптомно. При клинически выраженном атеросклерозе прогноз неблагоприятный (инфаркт, гангрена и др.).
Задачи ЛФК и массажа
Профилактика прогрессирования процесса. Активация липидного обмена. Компенсация нарушенных функций (стимуляция развития окольного притока крови). Уменьшение гипоксии нарушенных органов и тканей. Повышение работоспособности.
Особенности методики ЛФК:
1. При выраженном атеросклерозе применяют утреннюю и лечебную гимнастику, дозированную ходьбу в медленном темпе на расстояние 1,5-2 км. Нагрузки должны быть умеренными и повышаться строго постепенно. Специальные упражнения зависят от преимущественной локализации атеросклеротического процесса. При недостаточности кровоснабжения головного мозга исключают резкие перемены положения головы во избежание спазмов сосудов.
Противопоказания - острый период региональных расстройств кровообращения.
2. При начальном атеросклерозе применяют более интенсивную лечебную гимнастику, включая сложные упражнения, дозированную ходьбу на расстояние 8-10 км, легкий бег, спортивные игры, плавание.
Массаж воротниковой зоны, головы, спины, нижних конечностей, живота. Грудную клетку только поглаживают. При массаже исключают следующие приемы: рубление, поколачивания, выжимание. Продолжительность массажа - 10-15 минут. Курс - 10-20 процедур.
Стенокардия
Характеризуется приступообразными болями в груди вследствие острой недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы. Наиболее частая причина - атеросклероз коронарных сосудов. Приступ провоцируют: снижение притока крови к сердцу (гипотензия, снижение сердечного выброса при тахиаритмии), рефлекторные влияния со стороны желчных путей, шейного и грудного отдела позвоночника, физическое и психическое перенапряжение и др.
Задачи ЛФК и массажа
Предупреждение приступов путем развития путей окольного кровоснабжения миокарда, активации обмена веществ (борьба с атеросклерозом и предупреждение склероза миокарда в зоне ишемии), стимуляция нейрогуморальных механизмов нормальной регуляции сосудистых реакций при мышечной работе, адаптации к физическим нагрузкам.
Особенности ЛФК
Занятия проводят в межприступный период, начиная со второго-восьмого дня после прекращения приступа в зависимости от его тяжести. ЛФК аналогична таковой при инфаркте миокарда. Занятия проводят осторожно. При постельном режиме - в ИП лежа на спине, на правом боку, а когда разрешают сидеть, - сидя: общеразвивающие упражнения для мелких и средних мышечных групп в сочетании с дыхательными. Если приступы не повторяются, через несколько дней назначают палатный режим: присоединяют упражнения для крупных мышечных групп в ИП стоя и ходьбу по палате. При свободном режиме нагрузки увеличивают. Если приступы легкие, то сразу назначают лечебную физкультуру по методике палатного или свободного режима. В санаторно-курортных и амбулаторных условиях широко используются ходьба, плавание, гребля, но под контролем врача.
Массаж
Массаж назначают в межприступный период. В положении лежа или сидя проводят поглаживание, растирание, разминание воротниковой зоны, спины (до нижних углов лопаток), грудной клетки, вибрацию области сердца ладонью (от грудины к позвоночнику). Не применяют рубление и поколачивание. Затем массируют правую и левую руки. Продолжительность массажа - 5-8 мин.
Курс - 10-15 процедур. Всего необходимо два-три курса.
Гипертоническая болезнь
В результате перенапряжения центральной нервной системы нарушается нервно-гуморальная регуляция артериального давления, повышается мышечный тонус артерий и в особенности артериол, что приводят к повышению АД до 160/90 мм рт. ст. и выше, развивается гипертоническая болезнь. В зависимости от физического состояния различают пять уровней физического развития (I - высокий, II - выше среднего, III - средний, IV - низкий, V - очень низкий), составляют программу занятий ЛФК. При низком уровне ЛФК начинают в стационаре, а по мере увеличения физических возможностей пациента - продолжают амбулаторно.
Задачи ЛФК и массажа: укрепить организм больного, снизить реактивность нервной системы, укрепить тормозной процесс и выработать устойчивость психики, снизить повышенный сосудистый тонус, улучшить кровоснабжение органов, повысить окислительно-восстановительные процессы, задержать развитие атеросклероза, уменьшить и снять симптомы заболевания (тяжесть в голове, головную боль, плохое самочувствие и др.).
Особенности ЛФК
Формы ЛФК: при I и II стадиях болезни: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная ходьба, терренкур, плавание, туризм, гребля, подвижные игры, лыжные прогулки, массаж воротниковой области; при III стадии - лечебная гимнастика и дозированная ходьба. Больные с высоким уровнем физического развития не нуждаются в специальных занятиях лечебной гимнастикой.
1. Применяют общеукрепляющие упражнения, чередуя их с дыхательными.
2. Специальные упражнения (снижают сосудистый тонус): на расслабление мышц, дыхательные, на координацию и тренировку вестибулярного аппарата (стояние с сомкнутыми ступнями, одной ноге с опорой на носок второй, на одной ноге без опоры, стояние на линии, ходьба по коридору, ходьба по линии).
3.Продолжительность занятий - от 15 до 60 минут.
4.Упражнения выполняют в спокойном темпе, без усилий и напряжений в ИП лежа, сидя, стоя.
5. Упражнения для рук выполняют осторожно, так как они вызывают большее повышение АД, чем для ног.
6. Упражнения с наклонами, поворотами и вращением головы и туловища в первые дни занятий выполняют в медленном темпе и повторяют по два-три раза с неполной амплитудой движений. Темп постоянно ускоряют, увеличивают число повторений и переходят к более глубоким наклонам.
7. На третьей-четвертой неделе включают упражнения для развития силы, в том числе и изометрическое, которые выполняют в течение 30-60 секунд, после которых обязательны упражнения на расслабление мышц и статические дыхательные в течение 20-30 секунд при I стадии болезни 1,5-2 минут - при второй.
Противопоказания: общие, повышение АД свыше 200/110, понижение АД на 20-30%, сопровождающееся резким ухудшением самочувствия пациента, приступ стенокардии, тяжелые нарушения ритма сердца, состояние после гипертонического криза, выраженная одышка и резкая слабость.
Массаж
Показан при I и II стадиях гипертонической болезни, при III стадии - противопоказан. В ИП - сидя массируют заднюю поверхность шеи, область надплечья, спины, паравертебральных зон. Применяют непрерывное поглаживание, растирание, разминание. Рекомендуют массаж волосистой части головы и лобной части лица (особенно тщательно массируют сосцевидные отростки), массаж нижних конечностей и живота. Продолжительность массажа - 10-15 минут.
Первичная артериальная гипотензия (гипотония)
Характеризуется понижением систолического давления ниже 100 мм рт. ст., диастолического - ниже 60 мм рт. ст. Различают физиологическую гипотензию, без признаков патологии (жалоб нет, трудоспособность не нарушена) и патологическую, с патологическими симптомами (головные боли, головокружение, слабость, сонливость, склонность к ортостатическим реакциям и др.
Задачи ЛФК и массаж
Нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и сосудистого тонуса. Повышение сократительной способности миокарда. Общее укрепление организма и повышение эмоционального тонуса больного.
Особенности методики ЛФК
Аналогична ЛФК при недостаточности кровообращения I ст. Время занятий - 15-40 мин Широко используют упражнения на равновесие и координацию движений, динамические и изометрические упражнения для развития силы без последующих упражнений на расслабление мышц. Частая перемена ИП. При хорошей физической подготовке - спортивные игры по облегченным правилам, лыжные прогулки и др. Рекомендуют прием контрастного душа, посещение бани (сауны). В сауне находятся по 3-5 минут (два-три захода), после чего принимают холодный душ (теплый или ванна приводят к снижению артериального давления).
Массаж
Массируют воротниковую зону, но более энергично, чем при гипертонической болезни, исключая массаж волосистой части головы. Также поводят общий массаж в течение 15-35 минут
Примерный комплекс гимнастических упражнений при гипертонической болезни
1 - ИП сидя на стуле с опущенными руками, ноги вместе, попеременно поднимают и опускают, руки (вверх - вдох, вниз - выдох); повторять 4-6 раз каждой рукой; 2 - ИП сидя стуле, руки согнуты в локтевых суставах на уровне плеч, ноги вместе, производят круговые движения руками в плечевых суставах; повторять 5-6 раз, дыхание произвольное; 3-ИП сидя на стуле, руки разведены в стороны, ноги вместе - вдох, левую ногу сгибают в коленном суставе и прижимают бедро к груди и животу с помощью рук - выдох; те же движения правой ногой; повторять 2-3 раза; 4 - ИП сидя на стуле, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч - вдох, туловище наклоняют в сторону, руки опускают на пояс-выдох; возвращаются в ИП (3-5 раз); 5 - ИП сидя на стуле с опущенными руками, ноги на ширине плеч, руки поднимают вверх - вдох; опуская руки, отводят их назад и наклоняются вперед не опуская голову - выдох (3-4 раза); 6 - ИП - в выпрямленных опущенных руках гимнастическая палка, ноги вместе, делая шаг назад левой ногой, поднимают палку вверх над головой - вдох; возвращаются в ИП - выдох; те же движения правой ногой (3-5 раз); 7 - ИП стоя, в выпрямленных и опущенных руках гимнастическая палка, ноги на ширине плеч, туловище поворачивают в сторону, палку поднимают вверх-вдох; возвращаются в ИП - выдох; те я движения в другую сторону (3-5 раз); 8 - ИП стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе; руки и правую ногу отводят в сторону, держат их в этом положении две секунды - вдох; опускают руки и ногу - выдох; те же движения левой ногой (3-4 раза); 9 - ИП стоя, руки разведены в стороны, ноги вместе; делают широкие круговые движения руками вперед, затем назад; дыхание произвольное (3-5 раз); 10 -ИП стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч; производят круговые движения туловищем попеременно влево и вправо; дыхание произвольное (2 раза); 11- ИП стоя, руки вдоль туловища, ноги вместе, спокойная ходьба на месте 30-60 секунд.
Первичная артериальная гипотензия (гипотония)
Характеризуется понижением систолического давления ниже 100 мм рт.ст., диастолического - ниже 60 мм рт.ст. Различают физиологическую гипотензию, без признаков патологии (жалоб нет, трудоспособность не нарушена) и патологическую, с патологическими симптомами (головные боли, головокружение, слабость, сонливость, склонность к ортостатическим реакциям и др.).
Задачи ЛФК и массажа
Нормализация процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и сосудистого тонуса. Повышение сократительной способности миокарда. Общее укрепление организма и повышение эмоционального тонуса больного.
Особенности методики ЛФК
Аналогична ЛФК при недостаточности кровообращения I ст. Время занятий - 15-40 ми Широко используют упражнения на равновесие и координацию движений, динамические и изометрические упражнения для развития силы без последующих упражнений на расслабление мышц. Частая перемена ИП. При хорошей физической подготовке - спортивные игры по облегченным правилам, лыжные прогулки и др. Рекомендуют прием контрастного душа, посещение бани (сауны). В сауне находятся по 3-5 минут (два-три захода), после чего принимают холодный душ (теплый душ или ванна приводят к снижению артериального давления).
Массаж
Массируют воротниковую зону, но более энергично, чем при гипертонической болезни исключая массаж волосистой части головы. Также проводят общий массаж в течение 15-35 минут.
Контролирующая программа
Вопросы для предварительного контроля знаний
Фронтальный опрос
Что такое реабилитация?
Каковы этапы реабилитации?
Каковы режимы двигательной активности?
Что такое электрофорез?
Что такое динамические физические упражнения?
Что такое релаксационные физические упражнения?
Что такое идеомоторные физические упражнения?
Каковы виды лечебного массажа?
Каковы основные приемы лечебного массажа?
Что такое курортология? Санаторно-курортное лечение.
Вопросы для заключительного контроля знаний
1.Каковы показания для реабилитации больных с заболеваниями сердечно – сосудистой системы?
2.Каковы противопоказания для реабилитации?
3.Какова программа реабилитации больных с ИМ?
4. Каковы принципы реабилитации больных при ГБ?
5. Каковы принципы реабилитации больных при пороках сердца?
Оценочный лист.
Практического занятия по теме:
«Методы обнаружения и исследования простейших».
ФИО
Обсуждение текста беседы по профилактике протозоозов с разными группами населения
Обсуждение
плана беседы с
пациентом
для
забора
материала
для парази-
тологического исследования.
Проверка заполнения таблицы по теме «Простейшие – паразиты человека»
Работа малыми
группами с микро-скопами
Зарисовка представителей разных классов простейших
Заполнение граф логической структуры занятия
Общее
кол-во
баллов
Итоговая оценка.
Приложение (контролирующая программа)
ђЗаголовок 1Заголовок 4Заголовок 515