Доклад на тему Раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Каракешишян Анжела Валодяевна,
Учитель начальных классов,
МБОУ Дубковской СОШ «Дружба»
Одинцовского района Московской области, РФ
Эссе на тему «Раскрытие творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности»
Краткая аннотация.
Работа может представлять интерес для учителей начального звена, преподавателей дополнительного образования, работающих или начинающих работать по ФГОС ООО.
Актуальность темы обусловлена качественными изменениями в обществе, где ведущая роль принадлежит человеческому фактору, т.е. личности, обладающей новым мышлением, мотивированной к инновационному поведению, способной жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающейся на общественно признанные национальные и мировые ценности. СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕГлава I.Психолого-педагогические основы раскрытия творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности1.1 Понятия «творчество», «творческий потенциал ребенка»1.2 Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО1.3 Педагогические условия раскрытия творческого потенциала младших школьников в рамках ФГОС НООГлава 2. Практика работы учителя, направленная на раскрытие творческого потенциала обучающихся2.1 Раскрытие творческого потенциала младших школьников средствами курса «Хочу все знать»ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является учебно-познавательная активность школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднение у обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. В связи с этим, многие педагоги осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. На это указывает нам и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором говорится о том, что «внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательной организации, формирования различных сфер личности ребенка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей».
Психолого-педагогические основы раскрытия творческого потенциала обучающихся во внеурочной деятельности
1.1 Понятия «творчество», «творческий потенциал ребенка»
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.
Творчество – форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию.
В прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как - будто сами собой, они стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В современной России же ситуация в корне изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она, конечно же, требует от человека не шаблонных, обычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных повседневных проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь. В творческой деятельности ребенок развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера».
Творческий потенциал обучающегося, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:
стремление к значимости собственной личности (самореализацию);
творческий подход к учебной деятельности; творческую активность в учебной деятельности;
способность к самовыражению;
рефлексию собственной жизнедеятельности;
ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве . Творческие способности развиваются в деятельности, требующей творчества. Итак, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.
В применении к младшему школьному возрасту, творческая деятельность означает создание чего – либо качественно нового, неповторимого и оригинального для данного младшего школьника (конструирование, рисование, сочинение, творческая игра и прочее), а не механическое копирование своих прежних и чужих стереотипов поведения.
Необходимо также помнить, что под творческими способностями понимают то, что не относится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
Для развития творческих способностей во внеурочную деятельность включаются различные игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, а также проводятся занятия-экскурсии, занятия-путешествия. Задания такого типа побуждают учащихся к самостоятельности, к постановке цели, к составлению плана выполнения задания.
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Внеурочная деятельность – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на работу по новым образовательным стандартам и позволяет в полной мере реализовать его требования.
Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника . Содержание занятий, предусмотренных, как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- военно-патриотическое;
- общественно-полезная деятельность;
- проектная деятельность.
Направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности и являются основанием для построения соответствующих образовательных программ.
Итак, сегодня в современном внутришкольном пространстве при создании определенных условий имеются предпосылки для раскрытия и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста.
1.3 Педагогические условия раскрытия творческого потенциала младших школьников в рамках ФГОС НОО
Как правило, отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Одной из целей ФГОС НОО является развитие личности школьника и его творческих способностей. Добиваться этих целей помогают не только урочные, но и внеурочные формы обучения. Главная цель внеурочной деятельности – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, развить индивидуальные склонности, дарования и способности обучающихся. Внеурочная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу школьников младшего звена.
Развить способности – это значит вооружить детей способами деятельности, создать условия для выявления и развития их одаренности.
Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это развитие интереса ребенка к творчеству. Решение этой задачи можно достичь, используя в работе с детьми игры: игры – драматизации, творческие или настольные игры. Творчество детей в этих играх направленно на создание игровой ситуации. Игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься изобразительным искусством или выполнять аппликации. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Благодаря коллективным творческим работам, происходит не только формирование и развитие творческих способностей, но и реализуются воспитательные задачи по сплочению коллектива, умению ставить и выполнять общую задачу, внося в эту работу индивидуальность, решения и творчество каждого участника.
Хорошим средством поддержания и развития исследовательской и творческой активности младшего школьника может служить игра «Вопрошайка». В качестве материала к игре можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание – неизвестную для ребенка ситуацию, событие. Такие игры – занятия можно проводить как индивидуально, так и с группой детей, используя для этого занятия по прикладному искусству. Немного фантазии и воображения, внимания, желания выслушать и понять ребенка не только доставляет ему огромную радость, но и позволят подняться его познавательной активности на новую ступень.
Для развития продуктивных форм творческой активности необходима такая организация обучения, при которой учащийся действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска. Развивающие творческие задания можно использовать на занятиях внеурочной деятельности, поощряя и стимулируя интерес учащихся. Эти задания можно использовать как для групповой работы учащихся, так и для работы в парах. Сначала дети высказываются свои предложения без их критики, и лишь когда все ответы иссякнут, можно начать общую дискуссию об их правильности. Если работа проводится по группам, различные группы могут выполнять разные роли: одни выдвигают идеи, другие оценивают их правильность. Для стимуляции активности детей педагогу необходимо пользоваться вопросами типа: как это изменить? А если это увеличить или уменьшить? А если это соединить с чем – либо? и т.д.
Развитие творческих способностей обучающихся происходит на основе развития воображения и мышления младших школьников.
Задача педагога в начальных классах – создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности. Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, и обрести, а не потерять возможность для самореализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав литературу по данной теме, можно делать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал» на данный момент нет. Однако ученые и исследователи говорят о том, что способностью к творческой деятельности обладает каждый человек в той или иной степени. А изучение педагогических условий, способствующих раскрытию творческого потенциала, позволило нам сделать вывод о том, что именно правильно организованная помощь педагога позволяет младшим школьникам обрести, а не потерять возможность для их самореализации.
Для экспериментальной части можно подобрать методики в соответствии с основными показателями раскрытия творческого потенциала младших школьников: исследование когнитивного, мотивационно – потребностного и деятельностного уровня творческого потенциала.
.
На контрольном этапе можно сделать вывод о том, что правильно подобранные программы, работа в сотрудничестве между учеником и учителем, доброжелательная обстановка и интерес обучаемых к творческой деятельности – способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников.
Таким образом, цель нашей работы будет достигнута, задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 2004.
Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 2004.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания школьников– М.: 2010.
Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2008. - № 10.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. – (Стандарты второго поколения).
Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ / сост. Е.Н. Петрова. – 2-е изд., испр. И доп. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.
Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие/ Перм. Гос. Пед. Ун-т. – Пермь, 2009.
Структура, содержание и технология проектирования образовательной программы школы: методические рекомендации / Е.М. Белорукова, И.И. Дранникова, Н.Г. Калашникова, И.Н. Стукалова. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации.-М.: Просвещение, 2010.
Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2002.
Яицкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе /О.Ю. Яицкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы// междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2012.
Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 2004
Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 2006.- № 3.