Этический взгляд на любовную лирику А. С. Пушкина
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.3
Этический взгляд на любовную
лирику
А.
С.
Пушкина
(приглашаем в литературную гостиную)
11 класс
Все «гости»
-
учащиеся одеты и причесаны в стиле пушкинской эпохи,
горят свечи, на столе бокалы и небрежно брошенные женские перчатки.,
одиноко стоит роза
тайное признание в любви…Ведущие приглашают всех
занять удобные места и разговор
-
дискуссия начинается …
«...что важнее
учить литературу или учить литературой, созидая ею
человеческую душу?»
Анализ литературного произведения должен
вырастать
в этическую проблему. Проблемы эти разные. Но, обращаясь к гению
Пушкина, хочется рассказать о его любовной лирике как возможности
раскрыть значение любви в этике. Понятие любви в этике многозначно.
Юношей и девушек интересует любовь мужчины и же
нщины, ее значимость.
Окрашивая собой все личное бытие человека, любовь оказывает огромное
воздействие на его творческую деятельность.
Посвящения любви, начинаю с пушкинского «Мадригала М...ой»:
О вы, которые любовью не горели,
Взгляните на нее
узнаете
любовь,
О вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на нее: полюбите вы вновь.
С таким пылом и страстью о любви мог писать не только поэт
-
гений,
но человек, чье сердце прониклось глубокой любовью, кто знает в ней толк, и
страдает, и торжествует. Сраз
у ребята вспоминают о пушкинском списке, где
одно имя сменяет другое равно как и страсть, которая приходит на смену
старой. И тут же вопрос: «А как же количество женских имен?» И сразу
приводят слова самого Пушкина из его письма: «Это ... моя сто тринадцат
ая
любовь». Каково быть нравственным? Но ведь мы и не имели бы такого
4
обилия и разнообразия любовной лирики, если бы не каждое из этих имен.
Предлагаю учащимся подумать о пушкинском образе высокой любви, ее силе
и величии.
Существуют наиболее общие нравств
енные требования в любви, но
одно из главных
это то, что Вас любят ровно настолько, насколько Вы
умеете любить. Как пишет Эрих Фромм, «самое главное, чтобы любовь была
неподдельной». Но, чтобы формировать культуру любви, необходимо
смотреть в самую изнач
альную проблему
насколько вы, человек, личность.
Независимо от вероисповеданий и национальной принадлежности, золотое
правило нравственности остается одинаковым для всех: «И так как хотите,
чтобы с вами поступили люди, так поступайте с ними». Отсюда выво
д:
сколько же любви было выплеснуто в этот мир, что в ответ Пушкин получил
любовь тысяч людей на многие времена. К любви у Пушкина особое
отношение:
Счастлив, кто в страсти сам себе
Без ужаса признаться смеет,
Кого в неведомой судьбе
Надежда робкая леле
ет,
Кого луны туманный луч
Ведет в полночи сладострастной,
Кому тихонько верный ключ
Отворит дверь его прекрасной!
И вот Пушкин обращается к одной из трех извечных добродетелей, к
Надежде. Это то самое этическое чувство, которое определяет нравственно
е
состояние, моральную планку, ибо надежда живет только в большом человеке.
Начиная с Надежды пушкинский слог ведет к тайным тропинкам
любви. Помните:
Я Вас люблю
хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
5
У ваших ног я
признаюсь.
Умение любить
это великий дар. И тут же:
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей.
Любовь
болезнь. В чем же истинная сущность любви и как это
понимает и чувствует Пушкин?
Если в сердце нет чувств, если оно не любит, то во чт
о превращается
жизнь?
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
А может, возникает вопрос о напрасном даре и потому, что нет в
сердце любви. Написано это в день рождения поэта 26 мая 1828 год
а.
И, наверное, приобретает особый смысл и окраску жизнь, когда
выливается в строки:
Пустое Вы сердечным Ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
В этике существует раздел, посвященный смыслу жизни. Что есть
смысл
жизни? Он представляет собой направленность жизнедеятельности
человека и реализуется в тех нравственных ценностях, которые творятся
человеком. Наверное, направленность Пушкина
это любовь.
Почему поэзия великого поэта, все его творчество поднимают нас до
самой высокой нравственной планки? Попадая в пушкинский мир, мы имеем
четкое представление о ценностях, продиктованных всей историей
человечества. В каждом просыпается глубокое чувство патриотизма (а это
6
тоже любовь
любовь к Родине), чувство дружбы (любо
вь к другу), «любовь,
«что движет солнце и светила» (любовь к женщине).
Любовь не просто купание в собственных страстях
будь то победы
или страдания, любовь
это философия, которая ведет автора к истинному
пониманию жизни. Применяется множество оттенков
и радостных, и
печальных, но все они волнуют одинаково глубоко и обогащают нас новыми,
неизведанными до него эмоциями, мы познаем полноту этого чувства и уже на
более высокой ноте переживаем его в жизни:
Умолкну скоро я! Но если в день печали
Задумчивой
игрой мне струны отвечали,
Но если юноши, внимая молча мне,
Дивились долгому любви моей мученью,
Но если ты сама, предавшись умиленью,
Печальные стихи твердила в тишине
И сердца моего язык любила страстный,
Но если я любим,
позволь, о милый друг,
Позволь одушевить прощальный лиры звук
Заветным именем любовницы прекрасной.
Когда меня навек обымет смертный сон,
Над урною моей промолви с умиленьем:
Он мною был любим, он мне был одолжен
И песен и любви последним вдохновеньем.
В одном стихотворени
и вся христианская душа
талант отдавать.
Отдавать себя без остатка и находить в этом высший смысл своего
существования.
У Пушкина, у его стихов девятнадцать адресатов любви, в его сердце
их было гораздо больше. Какое это большое чувство, если оно превращ
ается в
огромный источник, из которого черпает поэт и разнообразие отношений, и
вдохновение.
Пушкин писал:
7
«Я женюсь, т.е. я жертвую независимостью, моею беспечной,
прихотливой независимостью, моими роскошными привычками*
странствиями без цели, уединением
, непостоянством.
Я готов удвоить жизнь и без того неполную. Я никогда не хлопотал о
счастии, я мог обойтись без него. Теперь мне нужно на двоих, а где мне взять
его?» Когда во время этических бесед мы касаемся темы семьи, то не всегда
ученики отождествляю
т брак с понятием о счастье. Но из творчества Пушкина
мы черпаем иное представление. Человек, не имеющий счастья до женитьбы,
возлагает на себя ответственность за другого человека, за счастье, а иначе во
имя чего этот священный союз двух сердец?
...Уж мало
ли любовь играла мной?..
Любовь несет каждого человека к тайнам. Каждая влюбленность
новая тайна. Вступая в таинственный мир страстей, мы все становимся
жертвами опасной игры, которая открывает в нас или наши лучшие духовные
ценности, возвеличивая и воз
вышая, или мы падаем в пропасть низких
человеческих страстей. Постигший науку любви постигает и ее особенный
язык: Увы! Язык любви болтливый, Язык неполный и простой ...
Каков бы ни был язык любви, ясно одно
важен источник призна
ний.
Сердце, способное л
юбить чистой, искренней любовью, обожая объект любви,
не может быть неблагодарным. Это сердце верит, надеется и любит, потому
что иначе оно умрет.
Эти три извечные добродетели, о которых говорить легко, опираясь на
творчество Пушкина, формируют личность, п
риводят ее к гармонии с миром.
Вера, Надежда, Любовь. (Через постижение этих добродетелей в споре
учащиеся идут к пониманию цельности своей личности.) Истинная любовь
добра, благородна:
Я Вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Но
пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем,
8
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вас бог любимой быть другим.
Не боль, не обиды, не разочарование, а пожела
ние любви. Это
духовный подвиг.
Встреча с Пушкиным всегда обогащает не только интеллект
учащегося, но и его душу. Разговор в литературной гостиной помогает на
примере пушкинских чувств формировать личность, призывает к высшему и
истинному свету, который щ
едрая пушкинская душа отдает человечеству до
сих пор. И, обжигаясь искрами огня пушкинской любви, мы можем смело
повторить вслед за гением:
И сердце вновь горит и любит
оттого.
Что не любить оно не может.