Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе

Использование инновационных педагогических технологий на уроках в начальной школе
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю. Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного младшего школьника, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения.
Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.
Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно. «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Р. Олдингтон.
Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий. В нашей школе на протяжении вот уже нескольких лет успешно внедряются в работу технологии, предложенные доктором педагогических наук, профессором РГПУ им. Герцена Суртаевой Надеждой Николаевной.
Работая на уроке, в который учитель включает ту или иную технологию, учащихся используют и совершенствуют навыки самостоятельной работы, работы с текстом, речевой деятельности, умения работать в паре и группе. Безусловно, такие навыки более сформированы у учащихся средней школы. Однако, как показывает практика, эффективно использовать данные технологии может и учитель начальной школы. Впервые в своей работе я апробировала одну из технологий на уроке русского языка в 4 классе. На уроке обобщения по теме «Глагол» повторить и систематизировать изученный материал моим ученикам помогла технология диалоговой взаимопомощи. Мною были составлены дидактические карточки восьми видов, посвященные основным категориям глагола, изученным на уроках (понятие глагола, время, спряжение, форма, вид, изменение по родам, числам, лицам и т.д.). Суть данной технологии заключалась в том, что ученик сначала прорабатывал материал по одной из восьми карточек (только на одну тему), затем дети работали в парах, рассказывая друг другу содержание своей карточки, и менялись, переходя по кругу таким образом, что каждый учащийся проговаривал свою тему остальным семи ученикам на своей колонке (при этом один ученик, сидящий на первой парте, всегда оставался на месте, никуда не пересаживаясь). В процессе работы дети кратко записывали сведения о категориях глагола, рассказанные им одноклассниками, в опорные карты, таким образом к концу работы в парах у каждого ребенка была полностью заполненная карта по теме «Глагол». Опираясь на эту карту, по возвращении на свои места, учащиеся задавали друг другу вопросы по материалу любых карточек, проверяя, насколько хорошо прошла работа по взаимному обмену информацией. Следующим этапом работы был контроль со стороны учителя. Работая индивидуально, ребята, выполнили небольшую проверочную работу по теме «Глагол». Проверочная работа показала, что знания по теме «Глагол» были усвоены достаточно прочно, и 88 % учеников получили положительные оценки.
Адаптировать данную технологию оказалось возможным даже и к ученикам 1 класса. Так, во втором полугодии первого класса технология диалоговой взаимопомощи была использована мною на уроке окружающего мира. Понимая, что уровень техники чтения и письма у таких маленьких учеников развит еще недостаточно, дидактические карточки по теме урока «Моя безопасность» я составила, используя наглядный материал и минимум текста. Таким образом, каждая из 8 карточек содержала картинку и краткое правило безопасности, поясняющее эту картинку. Рассмотрев картинку и прочитав правило, дети также работали в парах, пересаживаясь по схеме, предложенной данной технологией. Для того чтобы дети не путались при перемещении по классу на уроке с технологией, я заранее включала задания на такое движение в динамические паузы на других уроках. Поскольку при смене пар один учащийся, сидящий на первой парте, всегда оставался на своем месте, то мы играли в игру «Камушек и ручеек», когда перемещающиеся дети образовывали «ручеек», а сидящий ученик – «камушек». Таким образом, к моменту включения в урок технологии диалоговой взаимопомощи, дети уже не испытывали проблем с движением по классу в процессе обмена информацией, а были сосредоточены на содержании работы. Данная технология вызвала у ребят неподдельный интерес, все дети были включены в активную работу, в процессе работы развивалась монологическая и диалогическая речь учеников, а также умение работать совместно. В конце парной работы, вернувшись на свои места, ребята задавали друг другу вопросы по тем правилам, с которыми познакомились на уроке. А обобщить знания по теме мы смогли с помощью презентации, на слайдах которой ребята вновь увидели знакомые картинки, и уже сами смогли рассказать, как вести себя в той или иной ситуации.
В своей работе на уроках в начальной школе я использую еще две технологии – технологию бригадно-индивидуального обучения, когда изучение или обсуждение темы происходит сначала в группе, а затем следует этап индивидуальной работы учащихся и технологию индивидуально-бригадного обучения, когда ученик знакомится с темой самостоятельно, а затем обобщает или закрепляет изученное в совместной групповой работе. Эти технологии можно использовать как на уроках изучения нового, так и на уроках повторения и закрепления. Изучая в третьем классе тему «Разрядный состав числа», я предложила детям самостоятельно познакомиться с новым материалом, работая сначала в группе по карте-инструкции. Разобрав новый материал с помощью товарищей, учащиеся самостоятельно выполняли ряд заданий по новой теме. На этапе контроля в конце этого урока ученики показали очень высокие результаты, выполнив самостоятельно небольшую проверочную работу и показав, что материал был усвоен практически всеми учащимися.
Для проверки усвоенных знаний в ходе самостоятельной групповой и индивидуальной работы на этапе контроля можно использовать различные формы проверки. Это может быть и тест, и небольшая проверочная работа, и карточка с заданиями. На уроке окружающего мира по теме «Глобус» во втором классе учащиеся знакомились с новым материалом в ходе работы по технологии индивидуально-бригадного обучения. По мере самостоятельного знакомства с текстом и работы по карте-инструкции, ребята собирались в группы, где проверяли с помощью друг друга, как был понят материал урока, и выполняли задания в группе. А вот проверка усвоенных знаний проводилась с помощью кроссворда.
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.
.


15