Школьный проект Пять добрых дел


Отчет о реализации социально- значимого проекта
«Пять добрых дел класса»
МБОУ СОШ № 9 Класс 1 «Б» Руководитель: Отчесова Анастасия Александровна
Название проекта: «Волонтеры добра»

Социально- значимая проблема – на сегодняшний день опыт организации и деятельности волонтерских отрядов не предусматривает обучения добровольцев, организованного действия волонтеров различных учебных заведений; единой корпоративной культуры добровольческого движения не существует. Практика волонтерства среди школьников особенно слабо развита. Из этого следует слабый интерес школьников к добровольческой деятельности.
Цель проекта – развитие и координация деятельности волонтерского школьного отряда, активизация их работы в различных сферах жизни общества и реализация социальных инициатив школьников.
Задачи проекта – формирование у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности, становление и закрепление социальных мотивов
- разработка и реализация обучающихся(совместно с учителем) ряда под проектов ( в которые входят пять добрых дел) , направленных на улучшение состояния школы, других объектов города, окружающей среды;
- воспитывать стремление совершать добрые дела, поступки.
Место реализации проекта – в целях реализации проекта были задействованы:
*территория МБОУ СОШ № 9 г. Черемхово;
*детский дом «Гармония» г. Черемхово.
Участники проекта – 20 обучающихся 1 «Б» класса МБОУ СОШ № 9 в возрасте 8-10 лет, родители, классный руководитель.
Описание реализации проекта или план действий.
Проект « Волонтеры добра» реализовывался с сентября 2012 года по май 2013 года.
Для организации работы по привлечению обучающихся к волонтерской деятельности, был создан добровольческий отряд из числа активных обучающихся и родителей, а также составлен план работы по трем направлениям.
Первое направление: «Мир, в котором я живу»
*Операция «Столовая для друга» (изготовление кормушек)
*Экологическая акция «Земля- наш дом» (изготовление листовок)
*Экологическая тропинка «Аллея дружбы» (озеленение школьного фасада)
Второе направление: «Мир без опасности»
*«Добрая дорога детства» (организация и проведение акции по безопасности дорожного движения)
Третье направление: «Рука друга»
*Акция «Портфель другу» (благотворительная акция по сбору детских вещей, игрушек, канцтоваров)
Каждое направление волонтерской деятельности предусматривало определенный объем работы. Классным руководителем был проведен инструктаж по технике безопасности во время каждой работы.
Девизом нашего проекта являются следующие слова:
«Лучший способ не делать дурного- делать благое,
потому что в этом мире нет ничего дурнее,
чем пытаться вовсе ничего не делать» (Джон Клэр)
№ Перечень
конкретных дел Сроки Содержание исследовательской,
поисковой, творческой деятельности обучающихся Результат(продукт), который позволил решить социально- значимую проблему
«Мир, в котором я живу»
1 Операция «Столовая для друга» октябрь
ноябрь Много изменилось в жизни людей, но по- прежнему птицы нуждаются в нашей помощи. Действительно, зима- трудное время для птиц, особенно если она суровая, как в этом году. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц осенью (зимой). Сделать для них кормушки и не забывать посыпать в них корм.
Цель – привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.
Задачи – закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- расширить представление детей о зимующих птицах, об условиях их жизни, повадках, о видах кормов;
- изготовить кормушки волонтерским отрядом совместно с родителями и их размещение на территории МБОУ СОШ № 9.
Подготовительный этап заключался :
– в сборе информации о зимующих птицах нашей области;
- в сбор корма для птиц;
- изготовление кормушек.
Формы работы с волонтерами:
- рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением зимующих птиц;
- наблюдение за птицами на участке МБОУ СОШ № 9 за его пределами (совместно с родителями);
- чтение художественной литературы, отгадывание загадок, чтение стихов.
Формы работы с родителями:
- консультация для родителей:
1.»Зимующие птицы»
2. «Птицам тоже нужен дом»
3.»Чем угостить птиц»
Реализация операции:
- изготовление кормушек для птиц совместно с родителями;
-размещение кормушек волонтерским отрядом совместно с родителями на участке МБОУ СОШ №9;
- систематические прогулки (чистка кормушек, пополнение кормушек кормом).
Изготовление кормушек и подкормка птиц принесла пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании волонтерского отряда. Обучающиеся через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнали о различных видах птиц своей местности, узнали характерные особенности внешнего вида, поведения, научились заботиться о птицах, испытывать радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Родители и отряд волонтеров ответственно отнеслись к серьезному и нужному делу- изготовлению «Столовой для друга». В ходе данной операции было изготовлено и развешено на территории школы десять кормушек для птиц, изготовленные из различного материала( фанера, картонные коробки, пластиковые бутылки). Время, проведенное ими на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленными заранее угощение.
В ходе проведения операции и ее реализации, отряд волонтеров совместно с родителями поняли, что они сделали хорошее и доброе дело- помогли выжить птицам в самое трудное время года.
2 Экологическая акция «Земля- наш дом» март
апрель Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам с рождения и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать.
День Земли- это гражданская инициатива, которая призвана объединять все население планеты в деле защиты окружающей среды. Таким образом, наши волонтеры добра решили не оставаться в стороне и провести свою экологическую акцию под названием «Земля- наш дом».
Подготовительный этап заключался в проведении методики «Ранжирование», в результате которой было выявлено представление волонтерского отряда о компонентах экологической культуры человека.
Наиболее значимыми для себя обучающиеся считают:
- владение правилами поведения в природе (32%)
- потребность в общении с природой (20%);
- убеждение в необходимости ответственно относиться к природе (25%);
- понимание многосторонней (универсальной) ценности природы (12%);
- практические экологические умения (7%);
- интерес к экологическим проблемам (9%).
Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание обучающихся сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; обучающиеся с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своем мироощущении расстояние от «Я- природа» до «Я и природа». Все вышепри-
веденные данные позволили сформулировать цель и задачи экологической акции.
Цель- формировать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи - формировать у обучающихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду;
- воспитывать патриотическое отношение к своему городу;
- вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты у социума с помощью листовок.
Формы работы с волонтерами:
- игровая деятельность (игры- беседы «Как вести себя на природе»; подвижные игры «Найди свой цветок»; дидактическая игра «Можно- нельзя», «Соблюдай правило поведения в лесу»);
- художественно- продуктивная деятельность (рисование «Оформление листовок»);
- познавательная деятельность (экскурсии, классный час «Как нужно беречь и охранять природу»).
Реализация акции:
-придумывание и оформление листовок волонтерским отрядом;
- развешивание листовок на многоэтажные дома находящиеся около территории МБОУ СОШ №9.
В результате экологической акции у отряда волонтер сформировалось гуманно- ценностное отношение к природе, основными проявлениями возникло:
- интерес к природным объектам;
- доброжелательность к живым существам;
- эмоциональная отзывчивость и их состояние;
- желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для них условия. Отряд волонтеров с интересом отнеслись к экологической акции. Очень активно принимали участие в каждой форме работы, предлагая свои идеи.
В ходе экологической акции волонтерами были придуманы и красочно оформлены листовки («Земля- наш дом»). Своими листовками «Волонтеры добра» хотели всех детей, всех людей научить полюбить дом родной, охранять леса родной земли и дружить с красотой. Отряд с гордостью развешивали приготовленные листовки на дома.
Даже в ходе операции волонтерами был придуман девиз: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно»
3 Экологическая тропинка «Аллея дружбы» апрель
май Школа это наш общий дом, ведь большую часть времени мы проводим именно в школе, которую мы любим и хотим видеть ее красивой не только изнутри, но и снаружи.
Процесс озеленения пришкольной территории очень важный и ответственный. Поэтому отряд волонтеров решили создать привлекательный с эстетической точки зрения облик экологической тропинки под названием «Аллея дружбы». Узнав о данном добром деле родители с большой охотой присоединились к «Волонтерам добра».
Красиво оформленный, богато окруженный зеленью и ухоженный школьный двор воспитывает в детях, чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Кроме того, во многом от того, что представляет собой пришкольная площадка, зависит престиж и самого учебного заведения.
Цель – организация и проведение мероприятий по озеленению территории двора в целях эстетического и практического вида фасада школы.
Задачи – привлечение внимания к данной проблеме и получения помощи ее решения со стороны родителей;
- выявление детей, родителей в деятельность по созданию аллеи на территории школы.
«Волонтеры добра» вскрыли актуальность проблемы и определили, что необходимость благоустройства аллеи является социально- значимой для учащихся школы. Так как после реализации «Волонтеры добра"
Этапы работы:
I Подготовительный этап.
- соглашение администрации школы для реализации экологической тропинки;
- выбор кустарников;
- конкурс на лучшее название тропинки.
II Основной этап.
- детальное исследование территории (выбор места для аллеи);
- проведение замеров тропинки;
- выяснение состав и тип почвы;
- уборка участка от мусора.
III Практический этап.
- изготовление родителями колышек,
- приобретение саженцев;
- приготовление волонтерами таблички с названием аллеи;
- высаживание отрядом совместно с родителями саженцев и полив.
IV Заключительный этап.
- подведение итогов и оценка эффективности выполненной работы.
«Волонтеры добра» были в восторге от проделанной работы и даже не хотели отходить ни на шаг от «Аллеи дружбы». Родители и «Волонтеры добра» очень серьезно и ответственно отнеслись к данному доброму делу. В результате на выбранной территории было посажено (не смотря на капризы погоды) семь кустарников сирени. Отряд волонтеров каждый день поливают кусты и с гордостью всем обучающимся школы рассказывают, что эту красоту создали они сами. И с нетерпением ждут, когда сирень будет радовать их своими яркими цветками.
Мы очень долго думали как назвать нашу экологическую тропинку (перебрали очень много названий) и пришли к одному мнению, что мы ее назовем «Аллея дружбы».
А также «Волонтерами добра» совместно с родителями были составлены рекомендации ( в дальнейшем отряд волонтеров раздаст каждому классу) по работе с детьми на экологической тропинке:
- использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;
- использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка;
- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
«Мир без опасности»
4 Акция ПДД
«Добрая дорога детства» март
апрель «Запомнить следует, друзья!
Играть на улице нельзя!»
Чтобы не было дружок,
У тебя несчастий,
Не играй ты никогда
На проезжей части.
Это правило запомнить
Нужно обязательно:
На дороге
Будь всегда внимательным.
В нашем городе из года в год стремительно растет число транспорта. Школа, где обучаются «Волонтеры добра» находится около проезжей части и чтобы обучающим попасть в родные стены им надо перейти дорогу. И не смотря на то, что существует пешеходный переход, некоторые обучающиеся не соблюдают правила дорожного движения, а водители не соблюдают скоростной режим и могут не заметить пешехода. Таким образом, отряд волонтеров решили провести акцию ПДД под названием «Добрая дорога детства». Данная акция направлена на то, чтобы обучающиеся знали и соблюдали самые элементарные правила дорожного движения, а водители их не забывали и обязательно применяли их на практике. «Волонтеры добра» считают, что данное мероприятие может уменьшить детский дорожно- транспортный травматизм. Для обучающихся эта акция очень полезна, так как у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся машин. Проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. И поэтому, невозможно оставаться равнодушными, когда речь идет о безопасности детей.
Основной целью является - создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
- привлечь водителей к проблемам безопасности.
Задачи – рассказать о безопасности дорожного движения, правилах передвижения пешеходов по проезжей части;
- научить детей пользоваться своими знаниями в области дорожного движения при нахождении на проезжей части;
- воспитывать у водителей уважение к пешеходам дорожного движения с помощью акции и листовок.
Акция предусматривала следующие содержательные линии:
- учебные занятия, тематические классные часы, тренинги по обучению ПДД;
- родительское собрание по воспитанию культуры поведения обучающихся на улице.
Данная акция предусматривала работу в трех направлениях:
- знакомство с историей ПДД ( ребята вспомнили и обсудили, для чего так необходимы ПДД; для кого предназначаются проезжая часть и тротуар; говорили о скорости и остановочном пути автомобиля и почему опасно выбегать на проезжую часть)»
- развитие практических навыков ( изготовление дорожных знаков, листовок);
- применение их в реальной жизни ( акция на проезжей части территории школы).
Отряд волонтеров много времени сомневался проводить данную акцию или нет, а вдруг ничего не получится и можно ли ее считать одним из добрых дел. Взвесив все «за» и «против» рискнули организовать. Подготовка к реализации была большой и очень серьезной.
В ходе данной акции обучающиеся почувствовали себя настоящими полицейскими, так как каждый из них вооружился знаком ПДД ( все знаки были разные, они предназначались как для пешеходов так и для водителей). Знаки были изготовленные из различных материалов (фанера, картон, металл). Все знаки были очень красочные, трудно было бы их не заметить. Кроме этого «Волонтерами добра» были изготовлены листовки для водителей и пешеходов. Один из обучающихся совместно с родителями изготовил жезл, и конечно же у волонтеров при виде его загорелись глаза. Они так обрадовались, что у них будет возможность им воспользоваться и они смогут остановить машину, ведь каждый водитель знает какой при этом совершается маневр.
Не все водители воспринимали нас всерьез и не останавливаясь проезжали мимо, этим поступкам показывая свою не воспитанность. А маленькие полицейские считали их не знающими ПДД.
Сейчас маленькие «Волонтеры добра» ежедневно говорят родителям о внимательности и осторожности на улицах города. Учат их наблюдать за дорогой и транспортом, видеть опасность.
Пусть дорога в жизни каждого ребенка будет «доброй», правильной, удачной. И, самое главное- безопасной.
« Рука друга»
5 Акция «Портфель другу» декабрь январь Каждый 100ый ребенок в России живет в детском доме…
Мы хотим, чтобы у всех детей было детство, а рядом мама и папа,
И маленькие не сталкивались со взрослыми проблемами…..
Цель – организация и проведение акций и мероприятий по взаимодействию с детским домом.
Задачи –оказать материальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей.
«Волонтеры добра» организовали благотворительную акцию по сбору вещей. Игрушек, книг для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Одежда. Игрушки являются предметом первой необходимости для детей. «Волонтеры добра» очень тщательно готовились к данной акции. Своими усилиями и поддержкой своих родителей отряду удалось собрать очень много вещей для детей детского дома. Затем обучающиеся формировали собранные вещи по пакетам, да так внимательно, чтобы не попалось что- то одинаковое в один пакет.
И вот настал тот день, когда отряду нужно было отвезти собранные вещи в детский дом «Гармония» и подарить их детям.
«Волонтеры отряда» получили огромное удовольствие от поездки, так как они считают, что совершили самый хороший и самый добрый поступок в свои 8 лет.
Реализация проекта «Волонтеры добра» стала механизмом добровольческой деятельности обучающихся, доказательством способности малышам предлагать идеи и варианты решения пусть и не глобальных, но важных социально- значимых вопросов. По итогам реализации проекта «Волонтеры добра» мы распространили положительный опыт добрых дел малышей, осуществляющей добровольческую деятельность, в целях дальнейшего совершенствования методов организации и эффективного труда малышей. Информация по возможности будет распространена через газету г. Черемхово. А также через школьный сайт. Таким образом жители г. Черемхово узнают о результатах нашего проекта.
Достигнутые результаты проекта.
Достигнутые результаты Показатели эффективности
Обучающиеся школы вовлечены в добровольческую деятельность. Сформирован отряд по трем направлениям добровольческой деятельности, в который вошли 15 детей.
Решены важные проблемы социума. *изготовление «Столовой для друга» (кормушки)
*экологическая акция «Земля- наш дом» (изготовление листовок)
*озеленение школьного фасада(«Аллея дружбы»
*акция ПДД(изготовление дорожных знаков, листовок)
*благотворительная акция («Портфель другу»)
Фотоотчет по реализации проект
-3962401264920Приложение 1. Направление волонтерской деятельности «Мир, в котором я живу»
Операция «Столовая для птиц»