Разработка классного часа Без добрых дел, нет доброго имени
Классный час:
«Без добрых дел нет доброго имени»
Классный час«Без добрых дел нет доброго имени»
Цель: воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие. Оказывать внимание к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам; уважение взрослых; участие к жизни бездомных животных.
Эпиграф: «Приносят счастье добрые дела,
Тот счастлив,
Кто не делал людям зла».
Насир Хосроев
.
Эмоциональный настрой учащихся:
(Дети, взявшись за руки, приветствуют гостей и друг друга)
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться
ДОБРОЕ УТРО!
Доброе утро – солнцу и птицам
Доброе утро – улыбчивым лицам!
(Дети здороваются друг с другом за руку и называют вслух свое имя)
Ведущий: У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимание с другими людьми. Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир.
У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова:
" Во внутреннем мире человека доброта - это солнце".
В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками. Всё многоцветье мира нам помогает увидеть волшебная сила доброты.
А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Тема нашего классного часа «Без добрых дел нет доброго имени» а Эпиграф: Приносят счастье добрые дела, Тот счастлив, Кто не делал людям зла». Насир Хосроев
А сейчас послушаем стихотворение Татьяны Кузовлевой
Учащиеся:
1.Не жалейте сердца, не таите Доброты и нежности своей.Ни своих призрений, ни открытийНе держите в тайне от людей.2. Она всегда сплошные траты.По земле, идя одной тропой,Щедрый на любовь живет богато,До могилы бедствует скупой.3. Не жалейте сердца. Пусть недолгоБьется, беспокойное, оно,Все ж от своего земного долга Сердце отступаться не должно:4. От тревог за всех, кто рядом дышит,И от дум, что отгоняют ночь,И от страха: вдруг да не услышитЧью-то просьбу тихую - помочь.Торопитесь все отдать при жизни,Чтоб, уйдя к небытию во власть,Теплым ливнем, снегом ли пушистымСнова к милой Родине припасть. (Татьяна Кузовлева)
Мы сегодня продолжаем разговор о доброте и милосердии.
Никто не рождается нищим, также как жестоким и бессердечным.
Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед оберегая себя от жестокосердия, уныния и безразличия.
Милосердие и доброта- В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
-А как ребята вы думаете, что такое милосердие? (раздать листочки)
Милосердие- это доброта и уважение- любовь к людям- сострадание к людям - стремление приносить пользу и радость людям- отзывчивость (сопереживание)- стремление оказать поддержку другим- душевный отклик«Милосердие - это активная доброта»
Давайте прочитаем, что написано в словаре В. Даля о милосердии: «Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность.»
Все правильно: Милосердие-любовь к людям, к животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает.
Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:Л-«Люди»
З - «Земля»М-«Мысль»Д-«Добро»
Азбука как бы призывала:Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей.
Учитель: Ребята, давайте по ходу занятия мы с вами создадим образ доброго человека из качеств которые, по вашему мнению, присущи доброму человеку.
Учитель: Что значит добрый человек? (Раздаются листочки с текстом ученикам)
Добрый человек – это тот, кто любит людей.
Добрый человек – это тот, кто готов в трудную минуту прийти на помощь.
Добрый человек бережёт природу.
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Добрый человек никогда никого не обидит.
Кроссворд :
Я предлагаю разгадать кроссворд, в основе которого лежит ключевое слово «.».
Вопросы:
Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
Тёплое , отзывчивое отношение к человеку.
Чувство самоотверженной, сердечной привязанности к родине , к любимому человеку.
Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
Пожелание добра.
Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.
Близкие отношения между товарищами , основанные на доверии–
ДОБРОТА
Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким.
А давайте обсудим с вами человеческие качества, как вы их понимаете:
Добродушный – добрый и мягкий по характеру, незлобивый.
Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный.
Добронравный – отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом.
Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
Добросовестный – честно выполняющий свои обязательства, обязанности.
А сейчас, давайте внимательно послушаем сказку.
ПРОЛОГ
(Музыкальный фон)
(Голос за кадром) Жила-была на Земле славная девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.
Девушка: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Волшебник. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет... (Уходят)
(Голос за кадром) Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Волшебник. Выбирай себе подружку. Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта..
Девушка. Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать...
Волшебник. Твоя, правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
(Голос за кадром) Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Учитель: Кого выбрала девушка? (Ответы учащихся)
(Голос за кадром) Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель: А кого выбрали бы вы? Почему?
Учитель: Почему Любовь выбрала Доброту
(Выбор каждого человека определяет жизненной потребностью человека)
Учитель: Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья.
Учитель: Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей истории человечество пытается ответить на эти вопросы. Давайте поразмышляем вместе.
«Однажды среди дремучего леса, в глубине болота родилось равнодушие. Оно пропиталось темными неприятными запахами, насмотрелось на все, что творилось в лесу, и, схватившись за хвост большой птицы, взлетело наверх. Сверху оно увидело большой город. Он понравился равнодушию, и захотелось ему попасть туда.
Ему хотелось побродить среди шума и гама города, насладиться ревом машин. Но вдруг равнодушие заскучало и стало оно проникать в людей и этим веселиться. Вот бежит мальчишка, а маленькая девочка упала в лужу и плачет. Равнодушие влетает в мальчика, и он пробегает мимо девчушки, да еще и смеётся. А вот идет мужчина, а впереди несет сумку пожилая женщина. Равнодушие влетает и в мужчину, и он проходит мимо женщины, отворачивая голову. Оно стало подлетать ко всем подряд поразвлечься и побезобразничать.
И город как-то быстро изменился. Стало на улицах немноголюдно и хмуро, люди перестали общаться друг с другом, коты и те стали кричать по ночам, ведь их никто не брал в дома, и они пропадали на улицах. Везде валялся мусор, улицы стали черными и грязными.
И только один мальчик Сема и его семья не поддались равнодушию. Стало равнодушие злиться, следить стало за Семой. Идет мальчик в школу. Равнодушие обязательно старается влететь в него.
Встречает он пожилых людей, но даже если опаздывает, то все равно обязательно поможет. За малышами везде следит: и чтобы чистыми они были, и чтобы не обижали их, и уроки помогал делать. Мимо кошки и собаки не пройдет. Покормит, а кого может, того и домой заберет. В семье у Семы все друг о друге заботятся.
И решило тогда равнодушие поселиться в Семе навсегда, может тогда оно победит. Других уже не надо учить равнодушию. Влетело равнодушие в Сему и стало думать, как его победить? Но Сема не менялся, он был таким же чутким, добрым и внимательным. Но заболел Сёма серьезно оттого, что внутри него сидело равнодушие. С каждым днем становилось мальчику все хуже и хуже. Мама показала Сему врачам. Врачи сказали, что у Семы стало каменеть сердце. Стали лечить мальчика, но ничего не помогало.
Но ведь равнодушие уже не гуляло по городу, и люди стали прежними. Их сердца оживали, и весь город как-бы проснулся.
И люди всего города пришли к Семе, потому что он спас город от черствого равнодушия. Все разговаривали с мальчиком и благодарили его. И вдруг Сема вздохнул глубоко, и вылетело из него темное облако, которое сразу же рассеялось. Сема сразу почувствовал себя лучше, а равнодушие исчезло. Стал город опять светлым, шумным и веселым.»
Вот такая сказкаРебята, скажите: -Почему именно в Семе захотело поселиться равнодушие?-Встречали ли вы равнодушных людей?-Как можно бороться с равнодушием?Ваши ответы все правильные.
А сейчас послушаем одну историю.
«Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Они все были физическими инвалидами.Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить.Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плачь. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно. ВсеДевочка присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго»Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят. Почему?
Самая важная вещь в этой жизни - это помогать другим побеждать.
«Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча».
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте. (сложить половинки)
· Вся семья вместе и душа на месте
· Называться человеком легко, быть им трудно
· Без добрых дел нет доброго имени
· Доброе слово человеку - что дождь в засуху
· Доброе слово лучше мягкого пирога
· Чтобы делать добро, надо им обладать
А какие мы знаем правила доброты?
- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;- прощать ошибки других;- не жадничать;- не завидовать;- жалеть других.
Давайте прочитаем некоторые заповеди милосердия:
· Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи
· Никогда не бойся понять и простить
· Никогда не бойся просить прощения
Учитель: Сейчас ребята мы выполним с вами упражнение «Я»
Ребята на ваших столах лежат принадлежности для рисования (листы А4, фломастеры, карандаши). Сейчас внимательно выслушайте инструкцию по выполнению данного упражнения.
Это упражнение выполняется в несколько этапов:
1. Наше «Я» - одна из самых больших загадок. Иногда это «Я» обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, иногда проявление собственного самолюбия, иногда – это голос творческой фантазии. А бывает – это проявление беззаботности и безрассудства.
Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Нарисуйте ствол дерева, а затем будем рисовать ветки и корни.
2.Одна из веточек – внешнее «Я». То есть то, как мы выглядим в глазах окружающих. Нарисуйте эту веточку и придумайте слово, которым вы бы могли охарактеризовать себя, если посмотреть на себя со стороны. Можно не подписывать эту веточку словом, а нарисовать какой-нибудь символ, соответствующий этому слову.
3.Другая веточка - «Я» в учебе. Нарисуйте ее и придумайте символ.
4.Следующая веточка – «Я» в семье. Нарисуйте его и придумайте символ.
5.Веточка «Я» в кругу друзей. Нарисуй его и придумай символ.
У вас получилась симпатичная крона, и каждая веточка ваше сложное –
я[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Трудолюбивый, добрый, красивый ит.д
Теперь перейдем к корням. Корни – это ваши самобытные качества: настойчивость, доброта, романтизм, фантазия, интересы, лень, трудолюбие, всякие достоинства и недостатки. Чем больше вы видите в себе какого-то качества, тем больше должен быть корень.
(ребята рассказывают о выполненных рисунках, говорят о том, что в его дереве «Я» явилось для них новыми неожиданным)
Учитель: Из своего «Я» давайте вернемся с вами к образу доброго человека из качеств, которые, по вашему мнению, присущи доброму человеку. Я вам предлагаю образ такого доброго человека, глядя на него, что вы можете сказать? (примерные ответы детей: наш образ (макет) доброго человека составлен из качеств характеризующий его, например волосы в виде буквы «И», руки в виде буквы «Г» и тд. Каждая буква начинает слово – характеристику данного образа)
Учитель: Да действительно, добрый человек должен обладать рядом личностных качеств, за что его называют добрым. Из первых букв, которых и составлен его макет.
Он должен быть:
Отзывчивым во всех отношениях, сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь Голова нашего человека в виде буквы «О»
Индивидуальностью, то есть иметь собственное мнение, исходя из своих собственных убеждений. Поэтому волосы мы изобразили в виде букв «И»
Внимательным, чтобы лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже. Поэтому уши в виде букв «В».
Умным, в первую чтобы его нельзя было обмануть пустыми словами. Глаза нашего образа в форме буквы «У».
Добрым, любить людей и помогать им. Нос избирателя в форме буквы «Д»
Сообразительным, чтобы уметь задать вопрос, чтобы распознать истину. Поэтому рот в форме буквы «С».
Надежность, чтобы на него не могло повлиять мнение других. Туловище в форме буквы «Н»
Гуманным, что он заботится о благополучии всех людей. Руки в форме букв «Г»
Патриотом. Не зря на рисунке это качество обозначает ноги: любовь к своей стране должна побуждать человека делать только хорошие дела.
У каждого может получится свой образ доброго человека, который в вашем понимании добрый.
Если все будут обладать такими качествами, то в мире будет на много меньше зла. Говорят, если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся.
Учитель: Итак, ребята мы с вами очень хорошо представляем образ доброго человека. Мы выяснили, что все люди очень разные. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.
А теперь давайте проверим добрый ли ты человек, выполнив тест «Добрый ли я?»
Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать «ДА» или «НЕТ».
У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
Часто ли ты используешь злые шутки?
Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
Станешь ли ты передразнивать кого – то , чтобы развеселить своих друзей?
(Обработка результатов теста)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
Ответ
Баллы
№ вопроса
Ответ
Баллы
Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл
Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл
Больше 8 очков: Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8: Твоя доброта – вопрос случая – добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все. Но старайся быть ровным с каждым и со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков: Тебе предстоит сложная работа над собой.
Закончить нашу беседу мне хочется словами «Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча». –
мы будем передавать свечу со словами М. Горького:«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо, : милосердно, благожелательно, чутко, терпимо, научитесь общаться, сопереживать, прощать - увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне»
Быть нужным людям – вот для чего человек должен развить себя, свой ум, углубить свои чувства. Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили. Вероятно, это первейшее и главнейшее требование к Человеку.
Закончить нашу беседу мне хочется словами
«Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча». –
мы будем передавать свечу со словами М. Горького:«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо, милосердно, благожелательно, чутко, терпимо, научитесь общаться, сопереживать, прощать - увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне»
Быть нужным людям – вот для чего человек должен развить себя, свой ум, углубить свои чувства. Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили. Вероятно, это первейшее и главнейшее требование к Человеку.
Т в о р и т е д о б р о !
Последний слайд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]