Программа реабилитации «Волшебные прикосновения природы»

КГУСО Краевой реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями г. Бийск














Программа реабилитации детей и подростков с ограниченными
возможностями здоровья
«Волшебные прикосновения природы»
































Бийск 2015

Пояснительная записка
Оздоровительное и воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой продолжительно влияет на человека, на его здоровье, психику, делает добре, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Дети с ограниченными возможностями гораздо более отдалены от природы, чем их здоровые сверстники. Ограниченная среда приводит к сужению круга впечатлений, тормозит их интеллектуальное развитие. Поэтому необходимо создать условия для общения с объектами природы, для того чтобы все, что создано природой, могло прийти на помощь, а это растения, животные, камни, глина, вода, запахи, звуки и т.д.
Природные объекты становятся инструментами стимуляции зрительного и слухового внимания моторного и эмоционального развития. Красотой форм, запахами, разнообразной цветовой гаммой объекты природы благоприятно действуют на центральную нервную систему, помогают справиться с плохим настроением, снимают отрицательную энергию, способствует успешной адаптации и установлению эмоционального контакта.
Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей; насколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает окружающее, насколько точно эти значения сможет выразить в будущем.
Особое место при реализации тем программы уделяется оздоровлению; важно, как психическое здоровье ребенка (снятие негативных эмоций, снижение уровня мышечного и эмоционального напряжения, тревог, страхов, агрессии, саморегуляции психологических состояний), так и физического здоровья (закаливания, профилактика и коррекция дефектов осанки, нарушения зрения, профилактика и коррекция плоскостопия, профилактика вирусных инфекций).
Общение ребенка с природой формирует такие качества, как реалистичное понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, формируются такие качества, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду, забота о живых существах.
Все занятия при реализации тем программы строятся на основе сенсорных восприятий – смотрим, слушаем, трогаем, нюхаем, пробуем, творим!
Цель программы: создание условий для формирования познавательной активности, физического и психологического здоровья детей, путем стимуляции органов чувств, используя объекты природы.
Задачи программы: психолого – педагогической направленности:
- расширить знания об окружающем мире;
- показать положительные воздействия объектов природы на здоровье человека;
- сформировать позитивное отношение к природе;
- снизить эмоциональное и мышечное напряжение;
- развить умение использовать сенсорную информацию в процессе хозяйственно-бытового труда;
- способствовать формированию навыков самоконтроля и саморегуляции психологического состояния;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей;
Оздоровительной направленности:
- сформировать правильное представление о себе в рамках системы «Здоровье – окружающая среда»;
- сформировать навыки личной гигиены;
- укрепить здоровье посредством применения упражнений и коррекционно-профилактических ирг.
Особенности программы:
Программа построена на основе ряда принципов, которые позволяют планировать определенный педагогический эффект.
- Диференцированность – ориентация на физическое и психическое здоровье каждого ребенка.
- Гуманистичность – ориентация содержания на принципы телесного и духовного здоровья человека. Представление природы, её объектов, как уникальной ценности, формирование культуры их потребления и здорового образа жизни.
- Прогностичность – воспитание потребности заботы о настоящем и будущем окружающей нас среды.
Все темы программы раскрываются с позиции понятия о взаимодействии окружающих объектов природы и их влияния на здоровье человека.
Принципы реализации:
- Систематичность и последовательность;
- Связь теории с практическими действиями;
- Сотрудничество детей и педагога;
- Многоуровневость организации занятий.
Методы реализации программы:
- Наглядный (объекты живой и неживой природы, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, гербарии, коллекции и др.);
- Словесный (беседа с элементами диалога, ответы на вопросы, игры, загадки, конкурсы);
- Практический (игры, физкультминутка, упражнения. Уход за животными и растениями, творческая деятельность).
Условия, необходимые для реализации программы.
Программа реализуется в КРЦ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Субъектом программы являются дети, как с сохранным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.
Программа рассчитана на реабилитационный сезон, продолжительностью 35 дней, занятия проходят два раза в неделю.
Так, как дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются, не способны к длительному сосредоточению, требуется особая организация рабочего места ребенка во время занятий. Поэтому целесообразно располагать пособия для проведения занятий в различных частях кабинета таким образом, чтобы педагог и ребенок могли буквально переходить из одной зоны в другую. Это позволяет менять вид деятельности и место проведения занятий, а в конечном счете увеличить продуктивность работы, предотвращать переутомляемость ребенка.
Для оборудования различных обучающих и оздоравливающих зон необходимы:
- представители флоры и фауны;
- сенсорная дорожка;
- центр игры с песком, водой, камнями;
- коллекции и гербарии лекарственных трав;
- дидактические игры;
- звуковое сопровождение.
Ожидаемы результаты.
Реализация программы ставит целью достичь следующих результатов:
Оздоровительный аспект:
- укрепление иммунной системы;
- коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения;
Психолого-педагогический аспект:
- достижение психо - эмоционального благополучия каждого ребенка;
- сформированность навыков сенсомоторной регуляции;
- повышение познавательной активности;
- сформированность позитивного отношения к природе.


Учебно- тематический план.

Тема занятий
Всего
практика
теория
экскурсии

1
Введение. Природа и я неразлучные друзья
1

1


2
Анималотерапия
3
1
2


3
Хромотерапия
2
1
1


4
Аромотерапия
2
1
1


5
Звукотерапия
1
1



6
Гарденотерапия
2

1
1

7
Минералотерапия
2
2



8
Итоговое занятие
1





Содержание программы.
Введение (1 занятие). Природа и я - неразлучные друзья. Что ты знаешь о природе? Объекты природы. Живая и неживая природа.
Анималотерапия (3 занятия). Кто в теремочке живет? Многообразие животного мира. Значение животных для человека. Животные лечат? Общение с представителями фауны, уход за ними.
Хромотерапия (2 занятия). У природы живые краски. Цветовой спектр. Радуга настроения.
Звукотерапия (1 занятие). О Сколько в этих звуках Звуки природы, звуковая гимнастика.
Аромотерапия (2 занятия). Ароматы трав чудесных. Многообразие ароматических растений. Влияние запахов на здоровье человека. Распознавание ароматов. Профилактика гриппа, ОРЗ.
Минералотерапия (2 занятия). Вода, камни, песок, глина. Их свойства, значение для человека. Рисунки на камнях, работа с глиной.
Гарденотерапия (2 занятия). Хоровод лепестков. Многообразие комнатных растений. Аптека на окне. Уход за растениями. Экскурсия «Знакомые незнакомцы».
Итоговое занятие.
Требования к уровню знаний и умений.
Предполагается, что учащиеся после изучения тем программы будут знать:
- понятие живой и неживой природы;
- о многообразии представителей животного и растительного мира;
- цветовой спектр (теплые, холодные и нейтральные тона);
- названия и целебные действия ароматических растений;
- свойства воды, песка, глины, камней, их оздоровительные свойства;
- названия комнатных растений, растений, обладающих лечебными свойствами;
- об использовании вышеперечисленных природных факторов для поддержания своего здоровья.
Уметь:
- применять полученные знания на практике;
- выполнять различные оздоровительные упражнения, гимнастики.
Механизмы отслеживания результатов.
Формы и методы отслеживания результатов:
- начальная и итоговая диагностика;
- проведение конкурсов, выставок;
- наблюдение за соблюдением правильных и логических действий при выполнении заданий;
- беседы с детьми и родителями;
- наблюдение за учащимися в процессе работы;
- коллективные творческие дела, ролевые игры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алексейчик Н., Сальго В. Дары лесов, полей, лугов. М., Физкультура и спорт, 1994 г.
2. Анастасова Л. «Человек и окружающая среда» М., Просвещение, 1977 г., стр.106.
3. Андрухович Ю., Войлокова Е., Ковалева Л., Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. С-П., 2005 г.
4. Зверев И.Д., Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека., М., Просвещение, 1978 г.
5. Забражная С.Р., Психолого-педагогические характеристики умственного развития детей, М., Просвещение, 1995 г.
6. Иванченко В.И. Как быть здоровым, 1994 г.
7. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное восприятие аномальных детей дошкольного возраста, М., 1977 г.
8. Колос Г., Сенсорная комната в дошкольном учреждении, М., 2008 г.
9. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника, М., Просвещение, 1986 г. стр. 176.
10. Кузнецова М.А., Резникова А.С., Сказания о лекарственных растениях, М., Высшая школа, 1992 г., стр. 270.
11. Латохина Л. Творим здоровье души и тела, С-П, 1997 г.
12. Медведева Л., Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования. «Дошкольное воспитание» №3, 2005 г.
13. Пилюгина Э., Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом, М., 1971 г.
14. Плутаева Е., Развитие мелкой моторики. «Дошкольное воспитание» № 6, 2005 г.
15. Синяков А.Ф., Рецепты здоровья, М., Физкультура и спорт, 1988 г., стр. 238.
16. Санин М., Сивоглазов В., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского огранизма), М., 1999 г.
17. Степанова О., Игра и оздоровительная работа в начальной школе, М., 2003 г., стр. 114.
18. Хацкевич Ю., Комнатные лекарственные растения, М., 2000 г., стр. 72.
19. Чудимов В., Азбука ортопедии, Барнаул, 2005 г., стр. 31.
20. Шер Б., Сто одна игра развивающий интеллект, Минск, 2008 г., стр. 284.
21. Опыт педагогов Алтая в экологическом образовании, Барнаул, 2001 г., стр. 72.
























15