Доклад Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой

Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой.

Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании - проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения ее связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, форм организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Преемственность – это двусторонний процесс.
С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет само ценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, сохраняет «радость детства». С другой – школа, как преемник, подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Таким образом, целью дошкольного образовательного учреждения является всестороннее общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям.
Целью начального образования является продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важных учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности.
Сущность переходного периода заключается в том, что у ребенка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация и т.д.), но он по существу, еще остается дошкольником, и его становление как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Однако с первых же дней обучения начальная школа предъявляет строгие требования к детям, к их поведению, деятельности, общению, как к уже состоявшимся ученикам, не обеспечивая необходимой постепенности.
Цели начального школьного образования не совпадают с целями дошкольной ступени образования.
Наше государство не остается в стороне от этой проблемы, чтобы действительно подготовить ребенка для школьной деятельности. С этой целью были введены Федеральные Государственные Требования (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования – важный этап в преемственности детского сада и школы.
Что означает это на современном этапе?
На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной – на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника». В главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Каковы же основные принципы дошкольного образования, которые учитывались при разработке Программы (ФГОС ДО п.1.4):
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младшего, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество педагогов и семьи;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей;
Даны целевые ориентиры на этапе дошкольного образования.
По окончанию дошкольного учреждения проводится оценка индивидуального развития ребенка педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики по определению готовности его к обучению в начальной школе в пять этапов:
- первый этап – проектировочный;
- второй этап – практический;
- третий этап – аналитический;
- четвертый этап – интерпретация данных (прогнозирование);
- пятый этап – целеобразовательный.
Такая диагностическая карта ребенка и есть модель выпускника дошкольного учреждения.
А что же получаем мы?
Только медицинскую карту.
Модель ребенка мы составляем во время учебного процесса.
Нет тесного сотрудничества между школой и дошкольным учреждением, за исключением тех школ, где дошкольное учреждение находятся на базе школы. Мы стараемся, как то привлечь в школу воспитателей. Каждый год проводим семинар в рамках школы, на котором знакомим воспитателей со знаниями и навыками, которые приобрели ребята в период первой учебной четверти. Обмениваемся мнениями за круглым столом. Но это процесс односторонний. Детские сады нас не приглашают на занятия в подготовительные группы, чтобы посмотреть на работу тех детей, которые через несколько месяцев перешагнут порог класса.
И поэтому мы получаем модель выпускника дошкольного учреждения как «слепые котята».
Педагоги школ в настоящее время, опираясь на поддержку администрации школ, нашли выход из сложившегося положения.
Это оказание платных услуг по подготовке к образовательному процессу. Это способствует подготовить детей к обучению и учитель уже может определить программу, по которой он сможет работать с данной категорией детей. Данная курсовая подготовка ребенка дает еще один положительный результат. Став первоклассником, ребенок успешнее адаптируется в новых условиях.
В заключении хочу сказать, что успешность преемственности опирается на целый ряд факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей.
Спасибо за внимание.








13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 115