«Использование информационно-коммуникативных технологий при работе с учащимися и родителями в начальных классах».
Учитель начальных классовМАОУ СОШ№38 г. КалининградаКалашникова О. В. "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда". Древняя мудрость Начальная школа – фундамент, от качества которого обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:• повысить мотивацию обучения;• повысить эффективность процесса обучения;• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;• совершенствовать методики проведения уроков;• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;• планировать и систематизировать свою работу;• использовать как средство самообразования;• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). Основные направления информатизации начального образования:- информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.);• проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);• осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ. Возможности использования ИКТ в начальной школе. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ. Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;• Использование готовых программных продуктов;• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;• Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;• Создание текстовых работ;• Обобщение методического опыта в электронном виде. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. На моих уроках. Мультимедийные уроки позволяют решить следующие дидактические задачи Усвоение Систематизация Самоконтроль Помощь Мотивация 4. Сформировать мотивацию к учению в целом 5. Оказать учебно-методическую помощь 1. Усвоить базовые знания по предмету 2. Систематизи-ровать усвоенные знания 3. Сформировать навыки самоконтроля «Интересно! Все понятно! Классно!…», «Я увидел то, что никогда не видел!…», «Почаще бы проводились уроки с мультимедиа!…». Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;Повышение уровня использования наглядности на уроке;Повышение производительности учебно-воспитательного процесса; Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;Рост качества знаний. Спасибо за внимание.