Презентация Преемственность между Дошкольным Образовательным Учреждением и начальной школой


Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. О.В. Логинова педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 5 «Школьное обучение никогда неначинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.     Начальная школа начинается с предшкольного образования. Актуальность определение общих принципов преемственности между ступенями образования.   обеспечить безболезненный переход детей в школу, помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям.      Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон: на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.     Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка. Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;формирование психологической готовности к школе;разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;создание комплекта учебно-методической документации;формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;создание новых творческих мастерских и проектов.     На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Серьезная работа по подготовке детей к школе необходимо проводить в рамках сотрудничества педагогических  коллективов  Тымовского района ДОУ и СОШ. Педагогам совместно определить и обсудить круг вопросов по преемственности. Результатом такой встрече будет являться  разработка совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы.    Практика покажет, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению будет существенной, где налажены тесные контакты педагогов и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей. Проблемы преемственности Механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило отсутствует. Необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях.Несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума.Недостаточный уровень психолого-педагогичского обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу. Преемственность в МБДОУ Детский сад № 5 Включает 3 взаимосвязанных этапа:Сентябрь-октябрь. Сбор информации о воспитанниках детского сада для подготовки к школьному обучению 2. Ноябрь-апрель. Коррекционно-индивидуальная работа как с детьми так и с родителями. Реализация проекта «Школа Домовят».Экскурсии в музей, библиотеку, школы МЕЧТЫ О ШКОЛЕ Проект «Как вам живётся?»Ученики 1 класса в гостях у дошколят. Идём знакомиться со школой 3 этап. Завершающий. Оформление карт развития и передача в СОШ. ПРИМЕРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ШКОЛЬНИКАОбщие сведения об учащемсяФамилия, имя ________________________________________________Родился в ______________ году, __________ числа, _________ месяца. До поступления в 1 класс воспитывался _________________________.Особенности физического развития и состояния здоровья:(соответствует или несоответствует возрастной норме, выше или ниже нормы);Отклонения в физическом развитии (отклонений нет, состоит на учёте в диспансере, дефекты речи, слуха, зрения и др.);Занятия физической культурой (основная группа, дополнительная, специальные занятия по рекомендации врачей, занятия в спортивной секции). Учебная деятельность школьникаПроявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем предметам в одинаковой степени; выделяет отдельные предметы; не проявляет явно выраженного интереса ни к одному)?Каковы особенности выполнения учебной деятельности (активность на уроках, организованность, старательность, в какой мере владеет основными навыками учебной деятельности)?Развитие речи (запас слов; умение пересказывать учебные и неучебные тексты; лучше владеет устной или письменной речью; меняется ли качество речи в зависимости от ситуаций – урок, перемена, свободное общение с учителем и обязательное)?По каким учебным предметам есть наиболее существенные пробелы знаний? Каковы их причины?Испытывает ли трудности в учении (по отзыву самого ученика)? В чём, по мнению школьника, эти трудности проявляются и как он их объясняет?Как относится к получаемым отметкам, к одобрению или замечаниям учителей (чаще соглашается с оценкой или не соглашается; насколько активно ищет одобрения взрослого; что для него наиболее действенно: одобрение или порицание)?Какова типичная реакция на неудачи (в чём или в ком видит чаще всего причину их; что делает для исправления; насколько сильно переживает неудачи, по сравнению с успехом, или равнодушен)?Особенности поведения в школе (поведение на уроке, переменах; отличается ли его поведение в разных ситуациях школьной жизни)?Выполнение школьного режима (опаздывает ли на уроки, есть ли пропуски занятий без уважительных причин; другие нарушения правил поведения в школе, если они есть). Взаимоотношения с одноклассниками Положение в классе (пользуется авторитетом или нет; пользуется симпатией большинства одноклассников, вызывает у них антипатию; одноклассники – эмоционально нейтральны по отношению к нему; получает больше внимания со стороны мальчиков или девочек)?Отношение самого ученика к сверстникам (хочет дружить со своими одноклассниками, со сверстниками вне класса, вне школы; равнодушен к ним; имеет друзей преимущественно своего возраста, старше или младше себя, друзья только своего пола или нет)?Стиль отношения со сверстниками (спокойно-доброжелательный, агрессивный, заискивающий, неустойчивый, неопределённый; стиль отношений существенно меняется в разных ситуациях – каких)? Заключение Наиболее значительные изменения в успеваемости, поведении, отношениях со взрослыми и сверстниками в течение всего начального обучения (текущем году), по сравнению в предыдущим.Основные направления работы с данным учеником.