Конспект урока на тему Наша дружная семья

Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: "Наша дружная семья"

Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:

Регулятивные УУД:
Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
Уметь различать родственные взаимосвязи.
Определять роль в жизни человека культуры семейного общения
Оборудование:

Для учителя:

Фотографии семей учащихся.
Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Презентация.
Лист дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
Оборудование для строительства «дома мечты»: «кирпичики» со словами.

Для учащихся:

Смайлики.
Карандаши, фломастеры, ручки.
Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 2.
Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.
Фишки
Листы дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
Презентации для выступлений.
Предварительная работа: каждой группе заранее даётся задание – подготовить рассказ о семейных традициях, подготовить инсценировку стихотворения.
Одному ученику дается задание: найти в различных источниках определение слова «семья»

Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Повернитесь   друг к  другу и улыбнитесь. Если вы научитесь дарить тепло своего сердца окружающим, то это тепло будет возвращаться к вам. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало.
Мы с вами заранее разбились на группы. Вы в группах выбрали для себя интересующее вас задание и проводили мини-исследования, составляли свои проекты, писали мини-сочинения, искали факты из истории. Все приобретённые вами знания пригодятся нам сегодня на уроке.
2.Постановка проблемы
Я расскажу вам  историю, которая произошла с одним мальчиком.
Цель. А вы, ребята, старайтесь  проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом  поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока.
«Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался!
Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. - Мама, вот он я! закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну. - Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша. - Хочу, чтобы мама меня видела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком.
(Ваши ответы д.б. доказательными, а речь красивой и понятной)
Как же менялось настроение мальчика? 
Почему Миша вначале  был  доволен, что он стал невидимкой? 
Почему же Миша решил, что невидимкой быть плохо?
Вывод. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья)
Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми.
4. Изучение нового материала.
С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.)
С кем чаще? (родителями)
Где это происходит? (В школе, на улице, дома)
Цель. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.
а) откройте учебники на с.
А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки - семья)
б) конкретизация темы урока - на этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье, домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, культуре общения семьи.
Прочитать тему: « Наша дружная семья».
Как вы понимаете слово «СЕМЬЯ»? (родственники, люди, живущие вместе)
Слово предоставляем З.И. (ученице), изучавшей эту проблему.

1. Семья
· - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью
(Материал из Википедии свободной энциклопедии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.
2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7.
Старинная семья
Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большие семьи. Слово предоставляем
Ф.В. (ученице)
в) культура общения
К нам на урок пришла семья наших друзей, Серёжи и Нади. Рассмотрите картинку на странице 46, что вы видите?
Мы не можем слышать,  о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку, разыграв ситуацию
Итак, покажет сценку наша первая творческая группа.
К дедушке и бабушке Настя и Володя, В гости на оладушки в выходной приходят. Внук Володя попросил: - Дед, налей мне чаю. Дед голову склонил, Вове отвечая: - Плохо слышу я внучок, не чета тебе я. Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет. Настя бабушке грубит: - Ты не видишь что ли, Что солонка тут стоит,
На столе без соли?»    Насте бабушка в ответ: - Я ведь вижу плохо, Мне уже не мало лет, помоги мне кроха. Стало после этих слов стыдно детям очень. Вова говорит: - Готов! Я во всем помочь им». - Да и мне не по себе, Настя вторит брату - В том, что стали вы слабей, вы не виноваты! Через много, много лет мы такие будем. Я – бабуля, Вова – дед, все стареют люди. Глазки, ушки заболят и у нас, когда-то. Так разумно говорят славные ребята! Ставят сами всё на стол Чай по чашкам льётся. Тут и дедушка расцвёл, Бабушка смеётся! Вы, ребята, никогда близким не грубите. Деда с бабушкой всегда от души любите!
Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке)
Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)
Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке. Можем ли мы теперь ответить на вопрос:
- Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? (.)
Вывод. Культура общения - вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.
- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)
- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

Чтец 1: Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Чтец 2:Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.
Чтец 3: И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже
Чтец 4: “Простите!” -
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили?
Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? ()
  г) взаимопомощь в семье
Вторая творческая группа тоже подготовила сценку.
Цель. Будьте внимательны, вы должны понять без чего ещё нельзя жить в семье.
Вова плачет тонко-тонко
И глаза трет кулаком:
- Я вам вовсе не девчонка -
Не пойду за молоком!
Мама смотрит без улыбки:
- Что же сделаешь ошибку,
Мне не будешь помогать,
Не пущу тебя гулять.
Постоял, подумал он:
- Ну давай уж свой бидон.
Вове грустно и обидно,
Он шагает стороной:
Может так не будет видно
Всем бидона за спиной?
Дядя с длинными усами,
Высоченный как отец,
Улыбнулся: «Видно маме
Помогаешь - молодец».
И уже не стороной -
Вова гордо шел домой.
Хоть по лестнице скакал
Молоко не расплескал.
- Мама, что ещё купить?
Я могу ещё сходить!
Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье)
- А как еще помогают  друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).
Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи.
г) вместе выполнять работу по дому
Пришло время выслушать третью творческую группу.
3 группа
Папа с мамой на заводе,
Варит бабушка обед,
А у Лиды и Володи
Никакого дела нет.
Ходят скучные с утра
И братишка и сестра.
Дед стучит, ведёрко чинит,
Подозвал к себе внучат.
«По какой такой причине
Малыши мои молчат?
Я вот стар, а мне не скучно»,-
Говорит сурово дед, -
«Объяснить могу научно
В чём тут кроется секрет».
Помолчал старик немного,
А потом добавил строго.
- Вы сюда взгляните внуки,
Вот на эти руки
На мозолистые руки.
Молча смотрят внуки
А на внуков смотрит дед:
- Ну, понятно в чём секрет?
Все:
Знают взрослые и дети
Жить невесело на свете
Если в жизни дела нет.
О чем нам рассказали ребята?
Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу.
Работа с учебником.
Рассмотрите картинку на странице 47. Выполним практическую работу. Накройте фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Серёжи и Нади, но и в твоей семье.
Вывод. Молодцы! Заботьтесь о родителях, у них много трудностей.
5.Первичное закрепление.
Самостоятельная работа в парах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой по слайду 3
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи-1 вариант и не могут – 2 вариант:
1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.
2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.
3. Живут в одной квартире.
4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.
5. Вместе занимаются домашним хозяйством.
6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.
7. Вместе распределяют деньги на покупки.
8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.
9. У каждого свой кошелек.
10. У каждого члена семьи свое хозяйство
6. Физкультминутка.
Кто живёт у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

7.Работа в группах с кроссвордом
Первичное закрепление. Работа с отгадками.
-В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
- Соберите в группы людей одного поколения.
8. Продолжение работы по теме урока. Знакомство с традициями семей
(слайд 5)
- Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Что такое традиции? Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажут: (выступление учеников)
9. Рефлексия. Проектная творческая деятельность.

-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.
- А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи)
- Вот какой крепкий дом у нас получился!
Знай свой род, своих дедов, предков.  Цени свой дом, свой двор, своих родных, свою Родину!  Чти отца своего и мать свою.  И продлятся за это дни твои – так учит древняя мудрость.

(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

10. Подведение итогов урока

-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

11. Домашнее задание.

Учебник : стр.42-45,
Рабочая тетрадь: стр.25. № 3, 5
Творческое задание: «История моей семьи» (-Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы  с фотографиями)
- Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.)




aђ Заголовок 2#ђ Заголовок 315