Урок МХК в старших классах по теме Живопись, музыка и поэзия импрессионизма
Автор проекта: учитель русского языка и литературы Куроедова Н.Ю. Осознать, что главное в искусстве импрессионизма - трудновыразимое сокровенное человеческое чувство и столь же неуловимое и интимное переживание природы.А результатом нашего общения станут стихотворные и пейзажные зарисовки, которые войдут в «Альбом настроения» Задачи: Совместное целеполагание;Формирование личностной позиции;Решение проблем, рассуждение, обобщение путем сравнения, оперирование литературоведческими терминами;Развитие памяти, внимания, эмоциональной эмпатии;Воспитание эстетического вкуса. Может ли музыка, поэзия, живопись влиять на наше настроение? 1этапПросмотр слайдов живописи импрессионистов в сопровождении импрессионистической музыки. Ренуар «Гребцы» Моне «Стога» Моне «Парламент» Сислей «Деревня» Какие чувства вызвали у вас эти картины и прослушивание музыки? 2 этапКакое значение слова «слово» в этих цитатах? (работа в группах) Нам не дано предугадать,Как слово наше отзовется. Ф.И. Тютчев. У любви есть слова,-Те слова не умрут. А.Фет Вы подарили мне ваши «Ямбы». Подарите мне ваше живое слово. Ф.Тютчев. Есть слова – объяснить не могу я,Отчего у них власть надо мной. Н. Гумилев. Варианты ответов : Непредсказуемость;Значимость;Выразительность поэтического слова. 3 этапЭпиграф к уроку: Он отказался от слова, но великодушно отомстило ему Слово… показав, что нет такой неуловимости и тонкости, которых оно не могло бы назвать, что самое неизреченное и неосязаемое все же послушно…устам благословенного поэта Ю. Айхенвальд. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. Версии учащихся: Понять, что слова не важны, важны мысли чувства, которые скрываются под ними, зорко одно лишь сердце;Увидеть особенность произведений импрессионистов - музыкальность во всем;Мир природы и мир человека созвучны друг другу. 4 этапИмпрессионизм-(от фр.) впечатление. Это не живописная манера, это философия жизниИх пейзажи называли «пейзажами настроения»;Импрессионист рисует не то, что видит, а то, что чувствует;Их цель: остановить очарование мгновения;А. Фет настойчиво подчеркивал, что в его стихах не надо искать «содержания», в них «тон и музыка» важнее, чем мысль, важнее чувство.«Пройдя по всем морям и землям, ничего не заметить, кроме собственной души» К. Бальмонт. Метод импрессионистов: Размытость линий, фигур, предметов. Рисовать яркими красками, густо нанося их на холст точечными мазками.Специфическое название произведения, отражающее эмоциональное состояние мастера( пейзаж души, капля поэзии, игра воды, меланхолия, лирический дневник) О. Мандельштам Художник нам изобразилГлубокий обморок сирениИ красок звучные ступениНа холст, как струпья, положил.Угадывается качель,Недомалеваны вуалиИ в этом солнечном развале Уже хозяйничает шмель. Размытость в живописи определяет синтаксис стихотворения. Слова не главное, главное музыка стиха. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.Величавый возглас волн.Близко буря. В берег бьетсяЧуждый чарам черный челн.Чуждый чистым чарам счастья,Челн томленья, челн тревог.Бросил берег, бьется с бурейИщет светлых снов чертог. К. Бальмонт Безглагольность как выражение устойчивого чувства. Есть в русской природе усталая нежность,Безмолвная боль затаенной печали,Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,Холодная высь, уходящие дали.Недвижный камыш. Не трепещет осока.Глубокая тишь. Безглагольность покоя.Луга убегают далеко-далекоВо всем утомленье-глухое, немое. К. Бальмонт. Фразы логически незавершены, как краткое прикосновение кисти художника. Я- внезапный излом,Я- играющий гром,Я- прозрачный ручей,Я- для всех и ничей.Вечно юный, как сон,Сильный тем, что влюблен,И в себя и в другихЯ- изысканный стих. К. Бальмонт. Поэзия импрессионистов необычайно живописна. В час ночной, во мгле туманнойГде-то там за синей дальюУбаюканная ветром, озаренная лунойИзгибаяся красиво, наклоняяся с печальюШепчет плачущая ива с говорливою волной. 5 этап. Вывод. Творческая работа по группам: Искусство способно управлять настроением. А какое настроение подарили вам живопись, поэзия и музыка импрессионистов? Попробуйте и вы выразить свое настроение.Создайте зарисовку либо акварелью, либо словесно(эссе, стихи), передав в ней свои ассоциации, ощущения, настроение от произведения Клода Дебюсси «Лунный свет» P/S. Результативность данного задания определит, достигнута ли цель урока.Домашнее задание: пейзажные зарисовки, эссе, стихотворение наизусть (по выбору). «Альбом настроения» учащихся
Актуальность темы урока: Наш урок будет интересен учителям словесникам, ИЗО,МХК.Фрагменты урока можно использовать на классных часах, родительских собраниях с детьми для снятия умственного и психологического напряжения в конце четверти, года.