Материалы для классного часа Традиции благотворительности


ТРАДИЦИИ РУССКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
В истории страны и мира много событии и явлений, которые имеют большой воспитательный потенциал. Среди множества памятных дат есть те, когда всё человечество вспоминает библейскую историю. Рождество, конечно, было одним из главных и наиболее любимых праздников в дореволюционной России. Елочные базары, детские подарки, визиты к родственникам и начальству, колядки – многие традиции делали этот праздник очень желанным и для детей, и для взрослых. А ещё Рождество и Святки считались днями особой благотворительности, потому что каждый хорошо понимал: в дни, когда Господь дарит себя в образе человеческом, надо и человеку быть готовым к щедрости, иметь желание помочь тем, кто в этом нуждается.
Организуя ежегодно в январе в школе Рождественскую благотворительную ярмарку, мы таком образом говорим учащимся о том, что следует поучиться добру и любви к ближнему. И ведём с ними разговор о таких явлениях в истории России, как традиции благотворительности и меценатства.
Традиции благотворительности в России складывались на протяжении нескольких веков. И в истории русской благотворительности даже выделяют три периода:
-первый связан с возникновением христианства, в это время благотворительную деятельность ведут в основном церкви, монастыри, первые русские князья – Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Александр Невский (однако и в те времена уже находились обычные люди, не жалевшие собственных средств на благие дела);
-второй период связан с деятельностью императорской семьи; известно, что основы благотворительности здесь заложил Иван IV. При Екатерина II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот. Широкую благотворительную деятельность вели практически все великие княгини. Особую роль сыграла императрица Мария Фёдоровна, которая возглавила созданные ей воспитательные дома, коммерческое училище, учредила несколько женских институтов в столице и в провинции и положила начало широкому бесплатному образованию женщин в России;
-третий период связан с деятельностью предпринимателей и купцов и даже часто называется золотым веком меценатства.
История российского меценатства чрезвычайно интересна и поучительна. И даже можно сказать, что особенно актуальна сейчас для нас, потому что перед системой образования, которая сегодня оказывает образовательные услуги, всё равно стоит задача воспитать духовную личность.
Россия – страна духовная, об этом неоднократно писали многие выдающиеся мыслители. Видимо, с этим связана и своеобразная этика русского бизнеса, и громадные масштабы благотворительности и меценатства.
В общественной и политической жизни России играло важную роль купечество. Со времён Древней Руси купец – самый информированный, коммуникабельный, а иногда и самый образованный представитель общества.
Один из исследователей купечества, например, утверждает: «Само отношение предпринимателей к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссии, возложенной на них Богом. Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует за него отчёта». «Богатство обязывает»,- говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших. Другой представитель этой же династии подчёркивал: «В человеке жил иной дух. И им руководила не жажда богатства. Он создавал не капиталы, а производство: заводы, мануфактуры - и городскую среду: жильё, училища, больницы. Это был нормальный путь развития отношений богатства и бедности, сопряжённый с религиозностью и нравственностью».
Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям населения. Поэтому деятельность по учреждению школ, училищ, институтов, выделение средств на стипендии и многочисленные фонды в помощь учащимся были обычным делом в России 19 века.
Нужно отметить и то, что меценатская деятельность не носила разовый характер, не проявлялась в случайных или разрозненных акциях. Меценатство имело тенденцию к постоянству и системности и поэтому было значимо для национальной культуры.
Не оспаривая тот факт, что богатство приобреталось нередко неправедными способами с точки зрения морали, не забудем, что на благотворительные цели владельцы состояний использовали миллионы. И мы знаем множество имён, множество ярких самобытных личностей, которые для развития науки и искусства отдали не только огромные средства, но свою энергию, вложили всю душу. О многих этих людях мы знаем,
Купец Пётр Данилович Ларин (1735-73), живший в Рязанской губернии, в своём родном селе построил церковь, крестьянский банк, и народное училище. Незаурядная личность, образованный человек, он имел свою точку зрения на обучение и предложил купеческих и крестьянских детей учить не только грамоте, но чистоте языка и слога, не только арифметике, но ведению бухгалтерии и познанию торговли. Когда он внезапно скончался, капитал находился в ведении Министерства народного просвещения и за счёт роста процентов увеличился настолько, что на эти проценты была построена и Публичная библиотека в Петербурге, и гимназия, и ещё одно учебное заведение (лицей) в Одессе.
Характерный пример купца-благотворителя – Арсений Иванович Морозов. То, что было построено при нём, до сих пор составляет основу городского хозяйства в нынешнем подмосковном Ногинске. Даже трамвайную линию провёл он. И электрифицировал старообрядческие деревни за 10 лет до «лампочки Ильича». Этот человек, располагающий огромными средствами, тем не менее постоянно чувствовал себя в долгу перед Отечеством, перед богом и людьми, и постоянно работал, возвращая этот долг тем, что давал людям рабочие места, строил храмы и больницы, помогал нуждающимся, давал образование детям рабочих.
Обращение к такому материалу, как традиции русской благотворительности, будет способствовать решению наших задач в области духовно-нравственного воспитания.