Классный час на тему Твоё право на неприкосновенность
МБОУ «Шокшинская средняя общеобразовательная школа»
Составитель: учитель начальных классов
Чекмаева Т. И.
с. Шокша, 2013 г.
Цель
Способствовать осознанию ребёнком права на неприкосновенность его личности и личности окружающих, воспитанию эмоционально-ценностного отношения к людям и к себе.
Учебные материалы
Презентация «Твое право на неприкосновенность», костюмы и реквизит к инсценировкам, книги «Дюймовочка», «Лиса и Заяц», «Гадкий утёнок».
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Объявление темы, целеполагание.
- Сегодня на классном часе вы познакомитесь с вашими правами. Эта тема важна для каждого из вас, так как мы будем говорить о вашем праве – праве, которое имеет каждый из вас лично.
- Какие, по вашему мнению, права имеет каждый ребёнок?
Игра «Песни о правах».
- Скажите о каком праве в них говорится. (Слайды 2-13)
Собрать работы, зачитать их и подвести внимание детей к тем правам человека, которые записаны на экране ( Слайд 14.)
Цель нашего занятия – выяснить, что такое право человека на неприкосновенность, научится защищать своё право и соблюдать право другого на неприкосновенность личности.
Введение понятия «Право на неприкосновенность».
- Вы сами догадались и сформулировали некоторые права человека. Таких прав много, и все они записаны в документе, который называется ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Попробуем объяснить, почему этот документ имеет такое название.
Слайд 15. Что значит слово всеобщая?
Что такое декларация?
Что такое права человека? (Выслушиваются ответы учащихся.)
- Слово декларация означает официальное заявление, документ. Всеобщая декларация прав человека – это документ, в котором многие государства пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и другие. Положения, о которых говорится в документе, касаются всех – мужчин и женщин, богатых и бедных, стариков и детей. Поэтому Декларация называется Всеобщей.
- Как вы думаете, для чего создан такой документ? (Для того, чтобы люди знали свои права.)
- Я предоставляю право ученице выступить со стихотворением о мальчике «Не умею быть один» З. Зоркиной:
Не умею быть один!
Не желаю быть один!
Много есть на то причин:
Хором ты споёшь один?
Строем ты пройдёшь один?
Поглядим!
Очень грустно одному
Даже веселиться.
И невкусно одному
Есть две груши. Потому.
Потому что, потому –
Не с кем поделиться…
Легко бежать на горку,
Нести домой пятёрку.
Не за себя я вовсе рад –
Порадуется мама,
Порадуется папа,
Порадуется брат…
Я от дождя укрыться мог,
Но, как и все друзья, промок.
Зато сушиться –
Вместе!
Зато смеяться –
Вместе!
Нам вместе –
Лет на двести!
А если друг на друга встать,
До неба можем мы достать!
А вместе крикнем в тишине –
То нас услышат на Луне!
- Почему мальчик не желает быть один? (Одному грустно, скучно.)
- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены коллектива выполняют свои обязанности и не нарушают права.)
Беседа о нарушении прав.
Чтение отрывка из сказки «Гадкий утёнок».
- Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? Почему обижали маленького утёнка? (Он был не похож на других утят, они ущемляли права утёнка). – Это называется дискриминацией.
- Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Чьи права ущемляла старуха? (Старика – право на неприкосновенность.)
Чтение отрывка из сказки «Лиса и Заяц».
- Почему горько плакал Зайчик? (Нарушено его право на неприкосновенность имущества).
- Как вы думаете, возможно ли такое в нашем обществе?
- Имеют ли право люди обижать других людей, которые чем-то от них отличаются, например внешностью, физическими данными, одеждой, достатком, другим мнением, умственными способностями и т.д.? (Выслушиваются ответы детей).
- Всё, о чем мы с вами говорили, относится к понятию «неприкосновенность личности». Каждый из вас неприкосновенен, вас нельзя обижать, бить, обзывать. Поговорим об этом праве подробнее.
IV. Игра «Обидное слово».
- Разговаривая с людьми, мы должны думать о том, всегда ли можно и нужно говорить всё, что думаешь, не выбирая выражений. Если ты обидишь человека словом – это уже нарушение его прав на неприкосновенность личности. Слайд 16.
- Например, об одном и том же человеке кто-то скажет, что он робкий и неуверенный, а кто-то назовет его трусом. Девочку можно назвать весёлой, а кто-то скажет про нее «вертихвостка». Например, лентяй – не очень усидчивый, неряха – не обращающий внимания на внешний вид. Одно слово обидно, другое нет. Поэтому говорить нужно такие слова, которые не обидят другого.
V. Инсценировка «Мы – друзья!» (Стихи Б. Заходера)
С виду мы не очень схожи:
Сашка толстый, я – худой.
Не похожи мы, а все же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём,
Даже вместе …отстаём.
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Саша?
Что-то, Данила, позабыл.
И я забыл. Ну, неважно!
Дрались честно, как положено друзьям!
Я как стукну!
Я как тресну!
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Сашкина сестра
Облила нас из ведра.
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
«Вы действительно друзья,
Вас водой разлить нельзя!»
- Как это стихотворение связано с темой нашего занятия? (Нарушено право на неприкосновенность личности). Слайд 17.
- Помните: ваши права кончаются там, где начинаются права другого!
Каждый из вас имеет право на неприкосновенность, но и любой другой ученик имеет точно такое же право.
- Что случатся, когда кто-то нарушает право на неприкосновенность? (Драки, ссоры).
VI. Конфликтные ситуации и пути выхода из конфликта.
- Драки, ссоры иначе называются конфликтами. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации? С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Что чаще всего является причиной конфликта? (Выслушиваются ответы детей).
ПАМЯТКА Слайд 18.
Всегда думай!
Избегай неприятностей!
Сядь за стол переговоров!
В особых случаях проси помощи и защиты у взрослых!
- Конфликтные ситуации возникают каждый день. Попробуйте их разрешить. Работа в парах.
- Старайтесь избегать неприятностей. Если это не удалось, ищите пути выхода из конфликта. Проблема конфликтов издавна была актуальной. Многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки на эту тему. Послушайте сказку «Два козлика». Слайд 19.
- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией? Как бы вы посоветовали поступить козликам? (Уступить дорогу.)
- Вы предложили путь выхода из конфликта – уступку.
Согласие на основе взаимных уступок называют компромиссом.
-Юмор – это тоже путь выхода из конфликта. Разрешить конфликт – дело трудное. Важно правильно, без нарушения прав на неприкосновенность найти пути примирения.
- Выберите из списка возможные пути выхода из конфликта. Какие пути мы отвергаем? Почему? Слайд 20.
Улыбка Компромисс Уступка
Сотрудничество Унижение Уход от проблемы
Угрозы Драка Затаивание обиды
Грубость Извинение Юмор Разрыв отношений - Как вы примиряетесь, приходите к согласию с друзьями, родственниками? (Дети делятся личным опытом).
VII. Советы по защите своего права на неприкосновенность.
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе не было конфликтов. А вам?
- Я хочу рассказать вам о том, как появилось слово защита.
- В давние времена жили на Земле богатыри, которые охраняли нашу землю от врагов. У врагов были копья и стрелы, топоры и мечи, опасное оружие, которое могло навредить даже самому сильному богатырю. Придумали тогда богатыри щит, под которым можно было укрыться от ударов. Надёжно укрыл щит богатырей, оказались они за щитом. Отсюда и произошло слово за-щи-та, то есть за щитом. С тех пор защитой стало называться то, что оберегает, охраняет нас от опасности.
- Иметь защиту в случае опасности важно для каждого. Пользоваться защитой надо в сложных ситуациях, когда не справляешься сам. У кого в школе можно просить защиты, если у вас конфликт, кто-то нарушил твое право на неприкосновенность или ты нарушил чужое право? (У взрослых). Обращайтесь ко взрослым в особых случаях!
VIII. Итоги классного часа. Слайд 21.
- Какое право имеет каждый ребёнок? (Право на неприкосновенность).
- Если это право нарушается, как следует себя вести? (Разумно защищать свои права: всегда думать, избегать неприятностей, договариваться, пойти на уступку, найти решение самому, в особых случаях просить помощи и защиты у взрослых).
- Если кто-то грубо нарушает чужое право на неприкосновенность личности, то он совершает правонарушение. За правонарушение человек несёт ответственность.
Наша задача – не дать состояться правонарушению, учиться уважать права другого человека и разумно защищать свои права на неприкосновенность. Старайтесь относиться к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Тогда и ваше право на неприкосновенность никто не нарушит.
Слайд 22. Человек имеет право на неприкосновенность!