В космос всем открыта дверь




МКОУ Половинская средняя общеобразовательная школа










Поисково-творческий проект

«В космос всем открыта дверь»

Внеклассная работа





разработала Тищенко Н.В.
учитель 1 категории
начальные классы











2014 г.





Проект: «В космос всем открыта дверь

Интегрированный, направленный на включение обучающих в активную творческую деятельность;
краткосрочный;
предполагает работу творческих групп по интересам;
совмещает урочную и внеурочную работу при изучении курса «Окружающий мир»;
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно-поисковый, природоохранительный)

Цель проекта: активизация познавательной деятельности учащихся;
сформировать у детей понятие, что освоение космоса –
национальное достижение России.

Задачи проекта:
Расширение кругозора детей по истории космоса;
Совершенствовать умения и навыки учащихся, работать с научной литературой;
Вызывать интерес к событиям, людям, явлениям своей Родины, показать полезность поисковой деятельности;
Способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата;
Развивать творческие способности учащихся путем использования игровых элементов;
Воспитание любви к своей Родине, интереса к истории нашей страны;

Оборудование доски:
Презентация к проекту «В космос всем открыта дверь», рисунки детей, картинки, карточки, жетоны, шары, звездочки из бумаги, клей, картон, лозунг «Жить хорошо нельзя, жить нужно с увлечением» С.П.Королев

Продукты деятельности:
Выставка рисунков, творческих работ, сообщения учащихся, презентация к проекту, загадки о космосе.

Возраст школьников, принимающих участие в проекте: 8-9 лет.

Срок проведения: апрель

Аннотация: проект поможет учащимся младшего школьного возраста узнать о планетах Солнечной системы, Созвездиях, о первом космонавте Ю.А. Гагарине. Проект способствовал расширению знаний детей об освоении космоса, имел большое воспитательное значение. Материалы данного проекта могут быть использованы учителями ( на уроках


окружающего мира) и во внеклассной деятельности для воспитания чувства гордости за свою Родину. Отчет проекта будет проходить в форме игры – путешествия, соревнования между экипажами.

Этапы реализации проекта
Первый этап (мотивационный) - целеполагание, погружение в проект.
Перед реализацией проекта повторили этапы работы над проектом: как выполнять проект, этапы проекта и его продукт, что значит презентация проекта. Все ребята заинтересовались данной деятельностью.

Второй этап – основной, планирование деятельности.
Для реализации проекта учащиеся разделились на экипажи по интересам.
1 экипаж –Рассказ о первом космонавте Ю.А.Гагарине
2 экипаж – Подбор космических загадок
3 экипаж – Рассказ о планетах Солнечной системы
4 экипаж – В гости к Созвездиям

Коллективная работа – рисунки, творческие работы, поделки по теме «Космос», подбор стихотворений, созвездие, под которым родился ученик.

Третий этап – заключительный.
Проведение урока – отчета по проекту. Путешествие в космос, выступление групп.

Реализация проекта: Проект был реализован в течении месяца. Проводились беседы и консультации с учащимися, испытывающими затруднения при выполнении поставленной проблемы.

Источники информации:
1.Журнал «Начальная школа» - 2000 г. №2
2.Журнал «Педсовет» - 2010 г. № 4
3.Книга «Сценарии школьных праздников»
4.Ресурсы интернет


















Урок – отчет по проекту
«В космос всем открыта дверь»

Организационный момент:
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать.
Актуализация знаний

Вступительное слово учителя:
Учитель: Ребята, в 2011 году отмечалось 50 лет со дня первого полета в космос. Кто из вас знает, когда произошло это событие? (12 апреля 1961г)
Учитель: Человечество прошло длинный путь проб и ошибок. Человека все время тянуло туда, в безбрежное воздушное пространство. Среди легенд сохранилась история о Дедале и его сыне Икаре. Отец сделал крылья, а сын не просто полетел, но захотел быть ближе к Солнцу. Смерть в легенде не оставила человека в его исканиях. Первый летательный аппарат пытался изобрести и даже создал чертеж первого парашюта гениальный художник и изобретатель Леонардо да Винчи.
Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие «В космос всем открыта дверь». ( Слайд 1)
Ученик:
Далекие звезды на небе горят.
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полету готовы сейчас!
Ученик:
Если в космос мы хотим.
Значит, скоро полетим!
Самым дружным будет наш
Наш веселый экипаж!
Ученик:
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня- космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким!
Ученик:
Хотим мы с тобой подружиться, Луна.
Чтоб ты не скучала все время одна!
Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть.
Сумеем в пути и к тебе заглянуть.
Ученик:
Ждет нас быстрая ракета.
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс-

Звезды в гости ждите нас!

Учитель: - Путь будет далеким и трудным. Рассмотрите план нашего путешествия и назовите основные этапы урока. (план на доске напечатан на отдельных листах)
План путешествия
Старт с Земли
В гостях у планет Солнечной системы
Встреча с Созвездиями
Космические загадки
«Встреча» с первым космонавтом
Постановка цели урока

Учитель: Работая над проектом, вы сделали много интересных открытий для себя. Сегодня каждая группа поделится своими находками в виде сообщений, презентаций, а так же представят к защите свои проекты космической ракеты, свои Созвездия.

Отчет экипажей о работе над проектом

1. Вступление
Учитель: Разные бывают даты. Об одних помнят только несколько человек, другие отмечают все люди. Его имя стало известно всему миру 12 апреля 1961. Он начал новую эру в жизни человечества. 108 минут его полета перевернули мир. После его полета все мальчишки и даже некоторые девчонки захотели стать космонавтами. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Презентацию и рассказ о первом космонавте планеты представляет 1-й экипаж.
Ученик:
Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век.
И первый из первых в ракете
Российский летит человек.
2.Отчет 1- экипажа.
Рассказ о первом космонавте Ю.А.Гагарине. (Приложение 1)( Слайд 2)
Учитель: Каким на ваш взгляд должен быть космонавт?
Учитель: На чем космонавты летают в космос?
Учитель: Космический корабль –это и дом, и научная лаборатория. В нем живут и работают космонавты.( каждый экипаж представляет свои проекты космических кораблей)
Учитель: Итак, вы готовы совершить космическое путешествие?
В космос сегодня запустим- 4 экипажа. На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри), который в конце нашего путешествия даст оценку готовности экипажей.
Впереди вас, как и настоящих космонавтов, ждут космические задания и неожиданности. Будьте готовы к ним. Девизом нашего полета сегодня станут слова (дети произносят хором) «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь». (Слайд 3)

У нас в полете каждый космонавт должен выполнять космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны вместе его продолжить.
Учитель: Ученик, не забудь, в космонавты держишь путь!
Главным правилом у нас-

Ученики: Выполнять любой приказ.
Учитель: Космонавтом хочешь стать-
Ученики: Должен много, много знать!
Учитель: Любой космический маршрут-
Ученики: Открыт для тех, кто любит труд!
Учитель: Только дружных звездолет
Ученики: Может взять с собой в полет.
Учитель: Скучных, хмурых и сердитых
Ученики: Не возьмем мы на орбиты!
Учитель: Молодцы, ребята!
1-й этап. «Полная готовность!» (Слайд 4)

Учитель: Ракеты вы построили, а теперь для полета нам нужно взять необходимые снаряжения.
Задание: «Что возьмем с собой в космос» ( На карточке записаны предметы, экипажи отбирают те, которые возьмут с собой в космос) (Приложение 2)
(За правильные ответы экипажам вручаются звездочки. Подводятся итоги путем подсчета звездочек.)
Учитель: Экипажи, молодцы!
Учитель: Внимание! Всем приготовиться к запуску!
Ученики: Есть приготовиться к запуску!
Учитель: Надеть шлемы! Пристегнуть ремни!
Ученики: Есть надеть шлемы! Пристегнуть ремни!
Учитель: Запустить двигатели!
Ученики: Есть запустить двигатели! Ж-Ж-Ж
Учитель: Включить контакты!
Ученики: Есть включить контакты!
Учитель: 5, 4, 3, 2, 1-пуск!
Ученики: Ура! Ура! Ура! Летим!

2-й этап. Разминка» (Слайд 5)

Учитель: На борту своего корабля, космонавты выполняют задания, полученные от центра управления полетами. Чтобы выполнить их качественно и своевременно, космонавты должны знать космические термины и владеть космическим словарем. Сейчас я проверю ваши знания.
( Учитель проводит викторину, за правильный ответ экипажу вручается звездочка)

Задание: командам необходимо ответить на вопросы космической викторины.
- Как называется космическое снаряжение, которое надевает космонавт?

- Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур)

- Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит подготовку, испытания и тренировки. (Космонавт)

- Почему вода в озере, в ясный день кажется голубой, а в пасмурный день – темной?
Центр управления полетом подводит итоги путем подсчета звездочек, полученных экипажами за правильные ответы и называет победившего экипажа.
Учитель: А я приглашаю вам встретится со 2-м экипажем, который приготовил для вас космические загадки.
3. Отчет 2-экипажа.

Ученики: Наш экипаж собирал материал о космических загадках. Нам бы хотелось, чтобы вы отгадали их. За правильный ответ – получай жетон. Экипаж, у которого будет большее количество жетонов, считается победителем в этом конкурсе.

Космические загадки

Предлагаем вам загадки.
Но подумайте, ребятки!
И подайте нам ответ
На космический секрет.

1ученик: Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

2ученик: Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звезд.
(Ракета)
3ученик: Яркие цветочки
Ночью расцветают.
А утром увядают?
(Звезды)
4ученик: Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился
(Парашют)
5ученик: В голубой станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится.
(Луна)
6ученик: Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(Метеорит)
Центр управления полетом подводит итоги и называет победившего экипажа.

3-й этап. «Как прекрасна наша земля» (Слайд 6)

Учитель: Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: «Красота – то какая! Как прекрасна наша планета!»
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее» (Ю.А.Гагарин)
Ученик:(Слайд 7)
Есть одна планете –сад
В этом космосе холодном.
Только здесь лесе шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

4. Физкультминутка
У космонавтов есть время для отдыха. Отдых наш – физкультминутка.

«Друзья»
Здравствуй, друг.(протягивают друг другу руки)
Как дела? (дотрагиваются до плеча)
Где ты был? ( трогают мочку уха)
Я скучал! (руки на сердце)
Ты пришел. (разводят руки)
Хорошо! (обнимаются)

4-й этап «Выход в открытый космос» (Слайд 8)

Учитель: Человек преодолел земное притяжение, а через несколько лет вышел в открытый космос. Первым космонавтом, осуществившим путешествие в открытое космическое пространство, стал А.А.Леонов. Это очень ответственное задание и требует хорошей подготовки, ловкости и внимания.
Каждый экипаж должен выполнить особо важное задание в открытом космосе.
Задание: Каждый участник команды должен надуть шарик и завязать его. Затем все шарики связать вместе. Кто быстрее связал – поднимет шары над головой.
Центр управления подводит итог.


Учитель: Посмотрите, у вас над головой «блуждающие звезды».В переводе с греческого языка, что означает это слово? (Планеты) Свое исследование о Планетах Солнечной системы и презентацию представит 3-й экипаж.
5. Отчет 3-экипажа

Рассказ экипажей о Планетах Солнечной системы. (Слайд 9-13) (Приложение 3)
Учитель: Бездонное небо и далекие звезды всегда обладали притягательной силой. Древние цивилизации пытались разгадать строение мира. Они
наделяли манящие звезды неземной красотой и божественными свойствами. Так создавались мифы, предания и легенды о звездах, созвездиях.
Сейчас, в современном мире у нас есть телескопы, мы запускаем космические корабли в космос. Так же сейчас есть компьютеры и множество разной техники для наблюдения за звездным небом.
- Кто знает, как называется наука, которая изучает планеты и звезды? (астрономия)
Древние люди могли только смотреть на ночное небо, наблюдать за звездами, рисовать созвездия, которые открывали во время таких наблюдений. Давайте перенесемся далеко в прошлое и попробуем, как и древние люди открыть новые созвездия и внесем их на карту ночного неба.
Сообщение о звездах и своих созвездиях нам приготовил 4- й экипаж.
6. Отчет 4-экипажа

Ученик: Отгадайте загадку:
Раскинут ковер,
Рассыпан горох;
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.
(Небо и звезды)
Ученик: Путешествуя по небосводу, наш экипаж наблюдал за «звездными узорами», о которых мы хотим рассказать. (Приложение 4) (Слайд 15)

Ученик: Задание: при помощи звезд выложите свое созвездие, под которым вы родились.(Выполнение практической работы экипажей)
Центр управления полетом подводит итог.
7. Возвращение на Землю

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Центр управления полетом дает нам команду возвращаться на Землю. Позади остались километры космических дорог.
Учитель: Внимание! Всем приготовиться к спуску!
Ученики: Есть приготовиться к спуску!
Учитель: Начинаем спуск. Внимание-посадка: хлопок. Выключаем двигатели.
Ученики: Ш-ш-ш
Учитель: Отстегнуть ремни!
Ученики: Есть отстегнуть ремни!
Учитель: Открыть люки!
Ученики: Есть открыть люки! Ура! Ура! Ура!
Учитель: - Достигли мы цели нашего путешествия, которые мы ставили перед собой?
- Молодцы! Вы справились с заданиями. Космонавт – редкая профессия.
- Легко ли стать космонавтом?
Учитель: Все космонавты окончили школу, потом военное училище или институт. Все они хорошо учились, ведь в космонавты берут только старательных, которые не ленятся много заниматься.
Я поздравляю вас с получением новых знаний и открытий! Сегодня вы узнали, что дверь в космос открывается уже сейчас, за школьной партой.
8.Центр управления полетом подведет итоги нашего полета и назовет победителей.
9. Заключительная часть

Ученик:
Люди взрослые и дети
Все мечтают об одном
Чтобы мир был на планете
Словно солнце за окном.
Ученик:
Так давайте же вместе все люди Земли
Дружно руки поднимем мы против войны!
Ученик:
Чтобы космос был чистым и к детям планет
Мы б в гости летали в каютах ракет.
Чтоб цветы и улыбки земные несли
А не страшные бомбы и тучи войны.
Ученик:
Чтоб солнце светило для всех на Земле
И поэтому нет, говорим мы войне.
10. Оценивание урока учащимися.

У вас на партах лежат солнышки и месяцы. Подумайте, было ли интересно вам на уроке, узнали вы что-нибудь нового. Если «да», то поместите на планету солнышко, если «нет» - луну.
Второй объект – на нашем небосводе появляется сегодня созвездие «Мое я». Возьмите звездочку, оцените свою работу. Если вы считаете, что вы работали хорошо, довольны собой - раскрасьте ее в цвет горячей звезды (белой или голубой). А если вы считаете, что вы были не очень активны – ваша звезда будет холоднее (красная или желтая). Прикрепите ее на наш небосвод.














Приложение №1
Рассказ о первом космонавте
1. Ученик
Дорога к славе не бывает легкой: тяжелый труд, неудачи, маленькие победы и радости, постоянная работа над собой, вера в свои силы. Такой ценою дается долгожданная победа. Путь к заветной цели для Гагарина был долгим и трудным.

2. Ученик
Родился Юрий Гагарин в 1934 году 9 марта. Детство прошло на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. Подражая отцу, бывшему мастеру на все руки, мастерил игрушечные самолетики. Но вскоре в мирное детство ворвалась Великая Отечественная война. Ужасы ее Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.

3.Ученик
После войны семья переехала в старый город Гжатск, который в последствии переименовали в Гагарин.
Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был честным человеком. Редко злился, как вспоминает его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.

4.Ученик
В 1960 году начал готовиться к полету в космос в центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь- ему. Каждый хотел полететь в космос первым. Но выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое «Поехали!»

5.Ученик
Ликование людей не было конца. Они воспринимали это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза.
После полета Юрий Гагарин оказался в центре мирового внимания. Он посетил многие страны, и повсюду были покорены его обаятельной улыбкой, юмором, простотой.
Приложение 2
«Что с собой возьмем в космос»
Книга, ручка, блокнот, скафандр, яблоко, мышка от компьютера, тюбик с манной кашей, тюбик компот, будильник, колбаса, магнитофон, телевизор.

Приложение 3
Рассказ о Планетах Солнечной системы»
1. Ученик
Планеты не занимают определенного места на звездном небе, а блуждают среди звезд. Это происходит оттого, что они вращаются вокруг Солнца. Ближе всех к Солнцу расположен Меркурий –это первая планета от Солнца. Она совершает оборот вокруг Солнца всего за 88 дней. Там очень жарко днем и холодно ночью.

2.Ученик
Даже при свете Солнца, в лучах утренней и вечерней зари, когда уже исчезли другие звезды, на небе можно разглядеть яркую звезду. Но, увы, это не звезда. Это планета отражает солнечный свет. Эту планету назвали в честь богини Венеры. Венера – всегда окутана облаками, удерживающими тепло. Тяжелая атмосфера Венеры состоит из ядов, газов. На планете нет ни растений, ни животных, лишь горы и вулканы.

3. Ученик
Земля – третья планета Солнечной системы. Это единственная планета , на которой есть жизнь. Земля имеет форму шара. У нее один большой спутник – Луна.

4.Ученик
Если на небе Вы заметили красноватую звездочку, которая Вам подмигивает, то знайте –это наш ближайший сосед – планета Марс. Марс меньше Земли примерно в 2раза, а находится в 1,5 раза дальше от Солнца. Поэтому получает от Солнца меньше тепла. Днем здесь можно загорать, но с заходом Солнца резко холодает. Ночью ударяет сильный мороз. Но ни купальник, ни шуба вам не понадобятся для путешествия по этой планете. Ее атмосфера непригодна для дыхания.

5. Ученик
Ярко-белой звездой сияет на небосводе Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы. Эта планета богата на спутники. Вокруг Юпитера вращается двенадцать спутников. Особенностью этой планеты является то, что на ней нет суши. Сплошной океан Только океан горячий, хотя планета расположена далеко от Солнца
1. ученик
За Юпитером следует Сатурн. Сатурн –это большая планета, состоящая из газа. Окружает его кольцо очень тонкое. На самом деле это сотни маленьких колец, прилегающих друг другу; они состоят из частиц льда и камня.

2. Ученик
Уран похож на Юпитер и Сатурн, правда, он намного меньше. У Урана 15 спутников. Но 10 из них, настолько малы, что пришлось отправить к планете космический аппарат, чтобы их увидеть.

3. Ученик
Нептун –самая маленькая планета – гигантов. Эта планета названная в честь античного бога. У Нептуна есть спутники, самый большой из которых – Тритон. Его поверхность покрыта льдом.

4. Ученик
Плутон – наиболее удаленная от Солнца планета. Она покрыта льдом.








Приложение 4
Рассказ о Звездных узорах
1. Ученик
Звезды – это огромные светящиеся огненные шары, небесные тела, подобные Солнцу. В нашей Галактике более 100млр. звезд. На фотографии неба видно такое множество звезд, что бессмысленно даже пытаться хотя бы сосчитать их. Звезды огромные, во много раз больше Земли, да еще и пылающие.

2. Ученик
Красиво смотреть на звездное небо. Точно так же смотрели на небо и наши далекие предки, угадывая в скоплениях звезд различных животных,

предметы, людей. Группа звезд называются –созвездием. Многие созвездия носят свои имена с

незапамятных времен. Всего на небесной сфере выделено 88 созвездий, 12 из которых зодиакальные.

3. Ученик
У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям фантазия. Так, всем известная Большая Медведица изображалась и как ковш, и как лошадь на привязи. Со многими созвездиями связаны удивительные легенды.

4. Ученик
У древних греков, например, существовала такая легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс влюбился в прекрасную нимфу Каллисто. Супруга Зевса Гера, узнав об этом, страшно рассердилась и превратила Каллисто и ее подругу в медведиц. Сын Каллисто Аракс во время охоты встретил двух медведиц и хотел убить их. Но Зевс помешал этому, забросив Каллисто и ее подругу на небо и превратив их в яркие созвездия. А забрасывая, Зевс держал медведиц за хвосты. Вот и стали длинными.

15