Тема урока: «В.Г.Короленко «Дети подземелья» (акцентное вычитывание эпического текста)

Разработка урока по программе «Литература как предмет эстетического цикла». 6 класс.
Заева Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5 г.Пыть-Ях

Тема урока: «В.Г.Короленко «Дети подземелья» (акцентное вычитывание эпического текста)
Цели урока:
-Обучать анализу художественного произведения через исследование текста; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли.
-Развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.
-Воспитывать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.
Тип урока: урок-исследование с элементами дискуссии.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Учащиеся записывают в тетради эпиграф урока:
Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам
прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее
архитектурное украшение города.
В.Г.Короленко
II. Слово учителя. Новое произведение, с которым вы познакомились дома самостоятельно, принадлежит перу В.Г.Короленко. Имя этого писателя, наверное, мало кому известно. Поэтому необходимо сказать несколько слов об этом замечательном человеке.
Послушайте выступление учащихся - «биографов» о жизни и творчестве Владимира Галактионовича. (Выступление 2-ух подготовленных учащихся)
Слайд №1 с изображением портрета, кратких биографических данных и названий произведений писателя.
Учащиеся в тетрадях делают записи.
У. Мы с вами знакомимся с детским вариантом произведения, которое было написано в 1885 г. и в полном варианте названо писателем «В дурном обществе». Чуть позже его с небольшими сокращениями напечатали для детей уже под названием «Дети подземелья». III. Работа с учащимися по исследованию текста, пониманию авторской позиции. У. Определите род, жанр и тип рассказчика, свой ответ обоснуйте.
Учащиеся дают определение повести, называют ее характерные признаки, отмечают, что повесть «В дурном обществе» состоит из 8 глав и заключения и что каждая глава имеет свое название. У. Сегодня мы с вами, ребята, побеседуем по содержанию первых 3-ех глав повести: «Развалины», «Я и мой отец», «Я приобретаю новое знакомство». - Как вы думаете в этих главах уже завязываются основные сюжетные линии или нет?
Д. –Да, ведь сюжет – это ряд событий, положенных в основу произведения, а сюжетная линия –это ряд событий, происходящих с героем. В этих главах мы познакомились с главным героем, который является рассказчиком, узнали о его жизни, значит, сюжет уже начал развиваться. У. – Расскажите более подробно о главном герое: из какой он семьи, из какого общества, как выглядит.
Учащиеся характеризуют мальчика
- Вспомните, что является главным в эпическом тексте?
Д. – Характеры героев в оценке рассказчика.
У. – А кто рассказчик-герой - ребенок или взрослый? Д. – Взрослый, который вспоминает свое детство, и события рассказаны с точки зрения взрослого человека, который многое в жизни повидал и осмыслил.
У. – Да, это очень важная деталь, и уже в первых главах нашему герою –ребенку приходится решать далеко не детские проблемы.
Какая из них главная жизненная проблема?
Учащиеся отвечают, что это смерть матери Васи и его отношение с отцом, в подтверждение этому они зачитывают 1-ый абзац из текста.
Слайд №2 с текстом
У. Как складываются отношения Васи с отцом? Учащиеся отвечают. При обсуждении этого вопроса нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не травмировать их, т.к. в некоторых семьях нет благополучия. Такое отношение отца во многом определяет дальнейшее поведение героя и его чувства, в чем мы можем убедиться, читая следующую главу.
Как она называется?
Д. – «Я и мой отец».
У. – Почему мальчик стал бродяжить?
Д. – В этой главе «суровое лицо отца становится еще угрюмее». Вася «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляла его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».
У. В результате этого Вася оказался среди нищих слушателей пана Тыбурция, а это позволило слуге Янушу обвинять его в том, что он попал в «дурное общество». В конце концов в это поверил не только сам герой, но и его отец.
Тут-то и завязывается сложный узел взаимоотношений между отцом и сыном. Прочтите важный эпизод – как реагирует сын на вопрос отца: «Ты помнишь матушку?»
Д.(читают). «Да, я помнил ее!..» Слайд №3 с текстом
У. – А как реагировал на это отец?
Д. – «И он отворачивался от меня с досадою и болью».
У. - Почему не только между отцом, но и сестренкой, которую Вася «страстно» любил, стояла высокая стена недоверия?
Д.
У. Никто о мальчике не заботился, никто не стеснял его свободы. Куда было деваться из родного дома? В город? Вспомните, каков он?
Ученики читают о городе. Слайд №4 с изображением тюрьмы.
У. Замечательный городЛучшее архитектурное украшение- тюрьма! Это не могло нравиться Васе, а развалины старого замка вызывали чувство страха, но
Д. – Победило любопытство. Вася отправляется в часовню и там знакомится с Валеком и Марусей.
У. – Так завязывается еще одна сюжетная линия, раскрывающая отношения рассказчика с героями «дурного общества». На следующих уроках мы поговорим о том, что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей и о дальнейших событиях повести, ответим на проблемный вопрос, всегда ли «дурное общество» может отрицательно повлиять на человека, а сейчас запишите домашнее задание.
IY. Задание на дом. Глубже понять мотив поступков Васи поможет следующая творческая работа: египтяне, японцы и китайцы верили, что все имеет свою душу: каждый камень, цветок, песчинка и т.д. Попробуйте представить, что вещи ожили на страницах нашей книги и заговорили. Пусть кукла, взятая (а, по словам отца, украденная) Васей у Сони, расскажет нам сначала о Соне (готовит 1 группа), потом о Васе (2 группа), и, наконец, о Марусе (3 группа). Это должна быть доверительная история-переживание, рассказанная от лица куклы. Итак, с кем, по словам самой куклы, ей приятнее всего находится?
Y. Рефлексия. YI. Комментирование оценок.
Заголовок 115Основной текстОсновной текст 21·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New RomanX Разработка урока по программе «Литература как предмет эстетического цикла»